aif.ru counter
74

Считаем выгоду от проведения Евро-2012 для украинской экономики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и факты в Украине 06/06/2012 Сюжет Евро-2012

Олимпийский опыт

Важность и престижность проведения больших спортивных форумов не ставилась под сомнение со времен античной Греции. Хозяева турниров зачастую получали значительные выгоды от их проведения. Пользуясь мотивом святости места, элейцы, принимавшие античные Олимпиады, добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Сами элейцы, впрочем, не брезговали нападать на соседние области.

Проведение современных Олимпийских игр - вопрос не только престижа, но и экономической выгоды. По крайней мере, с начала 1980-х, когда новый президент МОК Хуан Антонио Саморанч провозгласил курс на коммерциализацию. Конечно, это было попранием кубертеновских идеалов, но после Игр 1976 года в Монреале, которые обернулись для организаторов настоящей финансовой катастрофой, стало ясно, что в современных реалиях экономический аспект игнорировать нельзя.

Игры 1984-го стали первыми успешными с коммерческой точки зрения и последними, хозяин которых определился на безальтернативной основе. Организаторы из Города Ангелов заработали, по самым скромным подсчетам, не меньше 200 млн долл. (долларов 1984-го года, напомним), и от желающих провести Олимпиаду-92 уже не было отбоя.

А досталась она Барселоне. С этим городом связан новый этап в понимании выгоды от проведения больших спортивных форумов. Об этом свидетельствует введение в обиход специального термина: «эффект Барселоны».

В подготовку города и само проведение соревнований были вложены миллиарды долларов. Эти инвестиции не пропали даром: эксперты признают, что сама Барселона и ее туристическая индустрия получили второе рождение. В городе были построены кольцевые дороги, снизившие проблему перегруженности транспортных магистралей и постоянных дорожных пробок. Также была реорганизована система общественного транспорта. В результате в течение первых трех лет число прилетов в столицу Каталонии увеличивалось ежегодно на 20%, она стала одним из самых посещаемых городов Европы. По мнению экспертов, Барселоне даже удалось смягчить удар экономической стагнации, которая накрыла регион в этот период.

К слову, подобное преобразование пережил накануне Олимпиады-2008 Пекин.

Цена вопроса

Сейчас за проведение чемпионатов мира и Европы по футболу ожесточенно борются 8-12 стран каждые два года. Ради победы государства пускают в ход разнообразные ресурсы - от политического давления до нанятых пиар-агентств, задача которых - любыми способами повлиять на разум спортивных чиновников из разных стран мира.

За несколько дней до начала Евро-2012 в Украине самое время разобраться - существует ли разница в стратегиях и подходах к достижению экономического эффекта у разных стран.

Американцы традиционно делают ставку на быструю окупаемость. Питер Уэберрот, возглавивший лос-анджелесский Олимпийский оргкомитет-1984, был успешным бизнесменом, работавшим в сфере туризма. Он сумел убедить крупные корпорации в том, что спонсорскую поддержку Олимпиады нужно рассматривать не как благотворительность, а как серьезные вложения, способные приносить ощутимую и быструю отдачу. В результате суммарный вклад компаний-спонсоров наличными и продукцией достиг 132 млн долл. - неслыханной по тем временам суммы. Еще почти вдвое больше принесли организаторам права на телетрансляции. Наиболее ярким примером такого подхода стали Олимпийские игры-96 в Атланте, названные критиками «одним большим рекламным роликом».

О другой стратегии мы уже упомянули, рассказывая об Олимпиаде-92. В этом случае деньги вкладываются не с прицелом на мгновенную отдачу, а с целью обеспечить «инфраструктурный рывок». Здесь чрезвычайно важен долгосрочный план развития - только в этом случае деньги не будут потрачены впустую. По мнению ученого из Плимутского университета Стивена Эссекса, Олимпиада в Барселоне «просто ускорила процесс реконструкции и модернизации, который уже был запланирован на предстоящие 50 лет». Не напоминает ли это украинскую ситуацию, когда за два года (с 2010-го по 2012-й), например, было построено и введено в эксплуатацию пять международных аэропортов, отвечающих всем мировым стандартам?

Очевидно, что Украина выбрала долгосрочную стратегию окупаемости. В какой-то мере это был вынужденный выбор, поскольку мы, в отличие от тех же американцев, не могли положиться на существующую инфраструктуру: она просто отсутствовала как спортивная, так и транспортная, отельная и пр.

В денежном выражении эффект от долгосрочных инвестиций будет выражаться в прибавке к ВВП в последующие годы за счет улучшения туристической и инвестиционной привлекательности страны, а также роста производительности вследствие модернизации инфраструктуры.

Наконец, если все же говорить о ближайшем и прямом экономическом эффекте, нужно заметить, что уже сама

Цена вопроса
Из потраченных государством 40 млрд грн на строительство и реконструкцию стадионов было выделено 7,1 млрд грн, на развитие аэропортов - 10,5 млрд грн, на ремонт и строительство дорог общего пользования - 18,2 млрд грн. При этом, как заявил вице-премьер Борис Колесников, инвестиции, например, в аэропорты будут приносить прибыль в течение 30-40 лет, а эксплуатация построенных взлетно-посадочных полос рассчитана на 75 лет.

подготовка к Евро-2012 увеличила ВВП страны, создала новые рабочие места. Общий эффект от подготовки и проведения Евро-2012 за период с 2008 по 2012 год составит, как ожидается, примерно 2,8% ВВП (за основу берется ВВП 2011 года). К примеру, для Польши аналогичный эффект оценивается на уровне 2,1% ВВП (вспомним, что Польша потратила на подготовку в семь раз (!) больше, чем Украина, причем существенную часть расходов там взял на себя Евросоюз).

Подводя итоги, приходится признать, что подводить итоги рано. Особенно - учитывая, что экономисты не так давно обосновали понятие непрямого экономического эффекта от проведения спортивных состязаний. Если прямой эффект связан с инвестициями в инфраструктуру, вливаниями организаторов и тратами потребителей, то непрямой определяется такими нематериальными вещами, как повышение имиджа страны, бизнеса, фирм и компаний. Непрямой экономический эффект может быть материализован в таких показателях, как объем экспорта или объем заграничных инвестиций в национальную экономику. И он непосредственно связан с тем, на каком уровне (не только организационном, но и эмоциональном) пройдет чемпионат. Так что постараемся достойно встретить гостей праздника и произвести на них приятное впечатление.

МНЕНИЕ

Марина Ткаченко, эксперт Киевского института проблем управления им. Горшенина:

- Последние двадцать лет мы наблюдаем в мире настоящий бум, связанный с борьбой разных государств за право принимать у себя большие спортивные мероприятия. Спортивные организации - такие как ФИФА, УЕФА, МОК - не ощущают недостатка в заявках, а значит, десятки стран видят большую экономическую выгоду от проведения у себя дома турниров уровня Евро. Германия, Португалия, Россия, Катар - все эти страны понимают, что футбольные чемпионаты - импульс для экономики. Но почему в Киеве это понимают далеко не все - причин этому может быть несколько. Прежде всего, это связано с тем, что выгода от проведения Евро-2012 и других подобных мероприятий никогда не бывает прямой. Экономический эффект не может исчисляться фактом прямого возврата в бюджет всех затраченных на проведение чемпионата средств по состоянию на последний день турнира. Неправильно стоять у кромки поля на НСК «Олимпийский» во время финального матча, ждать свистка судьи с калькулятором в руке и потом делать из этого какие-то выводы. Надежда на то, что как у власти, так и у ее оппонентов ума хватит так не делать, остается. Я думаю, что свое слово должно сказать Министерство экономики ближе к концу года, представители бизнес-ассоциаций и экономические эксперты. Вот тогда это будет профессиональный разговор.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых