88

Жажда скорости: смогут ли украинские поезда ездить быстрее?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и факты в Украине 08/06/2011 Сюжет Евро-2012

Успеем ли мы к Евро-2012 запустить скоростные поезда, хватит ли средств на обновление подвижного состава у главного железнодорожного ведомства страны? На эти вопросы мы искали ответ у специалистов локомотивного депо «Киев-Пассажирский».

Тихо едем, не спеша

Если вспомнить слова вице-премьер-министра Украины Бориса Колесникова полугодовой давности, то уже к 1 июня по Украине должны были начать курсировать 6-10 новых скоростных поездов. Их скорость должна была достигать 180 км/ч, а дорога из Киева в Донецк должна была занимать 5 с половиной часов. Но воз, а вернее вагон, и ныне там.

Как показала практика, причину нужно искать не в чиновничьих кабинетах, а в локомотивных депо. На сегодня средний износ парка тепловозов составляет 97%, электровозов - 90%. Большая часть устаревшей техники требует на 40-60% больше затрат на ремонт, более энергоемка и вредна для окружающей среды. И вроде бы правильным шагом в этой ситуации видится списание старой техники и закупка новой. Но на деле выходит, что мастерам приходится возиться со старыми локомотивами, производить внеплановые ремонты и использовать их дальше, превышая сроки службы, установленные заводами-производителями. Только за 4 месяца 2011 года таких ремонтов произведено уже больше тысячи.

Понятное дело, в таких условиях ни о каком повышении скорости движения поездов не может быть и речи. Более того, морально и физически устаревшая техника является потенциально опасной. На протяжении 2010 года в локомотивном хозяйстве произошло 308 транспортных происшест-вий. Основная причина - появление неисправностей локомотивов и их оборудования на пути следования. Как результат - потерянное время пассажиров, сбой в графике движения поездов, а железная дорога теряет деньги и репутацию стабильного и комфортного перевозчика.

- У нас есть локомотивы ЧС8, которые прошли капитальный ремонт и могут двигаться со скоростью до 160 км/ч, но сегодня работают на скорости до 140 км/ч. Те же ДС3 сегодня эксплуатируются на скоростях 120-140 км/ч вместо допустимых 160 км/ч, - рассказал заместитель начальника Главного управления локомотивного хозяйства «Укрзалізниці» Игорь Батюшин. - То есть те ускоренные поезда, которые назначаются сегодня, обслуживаются этими локомотивами. Средняя скорость пассажирских поездов сегодня составляет 80-100 км/ч.

Списать нельзя оставить

Сменить вечные ремонты на плановые можно только одним способом - закупить новый подвижной состав. Но в период с 2008 по 2010 год все плановые закупки новых локомотивов были сорваны. Вместо 172 единиц техники приобрели всего 45 электровозов и 4 тепловоза. По словам железнодорожников, стоит затянуть с обновлением подвижного состава еще на несколько лет, как железнодорожный транс-порт остановится полностью.

На протяжении следующих 5 лет из инвентарного парка по причине изношенности нужно будет вывести 195 электровозов и 340 тепловозов. При этом по данным Главного управления локомотивного хозяйства, за это же время нужно будет закупить 250 электровозов и 25 тепловозов. А это ни много ни мало - 12 миллиардов гривен. Но планы на 2011 год предусматривают покупку лишь 7 локомотивов на сумму около 135,4 миллио-на гривен. На большее - нет денег. Причем закупаются в основном локомотивы отечественного производства. Импортные нам не по карману.

- Конечно, отказы имеют место, идет доработка конст-рукций на основе наших замечаний, но машины в целом надежные. Во всяком случае, надежней серии ВЛ80, которые сегодня массово используются на дорогах Украины, - отмечает Игорь Батюшин.

Сумма немаленькая

Выход из сложившейся ситуации железнодорожники видят в привлечении инвестиций в отрасль накануне Евро-2012. Причем не важно - государственные это будут программы инвестирования или частные. Важно, чтобы реформа коснулась не только высокопарных слов о повышении комфорта, скорости движения поездов и качества обслуживания пассажиров, но и реального обновления подвижного состава, без которого все ранее перечисленное невозможно в принципе.

Как вариант - дотации от государства. До сих пор поддержки железная дорога толком не получала. Даже компенсацию за перевозку льготных категорий пассажиров - и ту полностью не покрывают.

- Если бы нам все компенсировалось в нужных размерах, то мы ежегодно 9-10 электропоездов или дизель-поездов могли бы покупать. Этого было бы достаточно, чтобы мы нормально перевозили пригородных пассажиров, - отметил генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир Козак.

Сейчас же речь идет о 2 миллиардах гривен государ-ственных средств на ремонт и модернизацию локомотивного парка. На рассмотрении в Верховной Раде уже лежит соответствующий пакет законов, который не только предоставил бы такую помощь, но и дал бы возможность железнодорожникам привлекать средства инвесторов для обновления подвижного состава.

К Евро-2012 готовы?

Тем не менее, железнодорожники не сидят, сложа руки. Уже с 1 июня ими была введена новая система элект-ронной продажи билетов.

Сегодня есть возможность работать по так называемой системе «Облако». На эту технологию переводятся все станции и вокзальные комплексы Украины, где есть возможность реализации билетов.

- Мы откажемся от практики диспетчерских центров на каждой из дорог, в дирекции по перевозке грузов и пассажиров. Каждая касса будет замыкаться здесь, на обслуживании пассажиров в Киеве, - рассказал Владимир Козак. - Это даст нам более оперативную информацию о наличии мест в поездах.

С помощью этого центра можно также управлять наличием дополнительных вагонов в поездах при увеличении или уменьшении пассажиропотока. Это мировая практика, она заработает в сентябре и позволит нам через 3-4 месяца перейти на систему электронного билета. Сейчас уже отрабатывается система проверки проездных документов непосредственно в поезде.

- Но как быть с ценой на билеты, которые будут продаваться через Интернет? Сейчас на них существует наценка, в то время как во всем мире покупать билеты через Интернет выходит дешевле, чем в кассе. Мы уйдем от этой порочной практики?

- С 1 июня мы установили новые тарифы на электронный билет, который стал дешевле, чем в кассе. Более того, мы объявляем тендер на эквайринг, для того чтобы на покупателя не ложились за-

траты на эту услугу.

- Продолжая тему инноваций, хотелось бы уточнить, когда и где будет внедрена система доступа к высокоскорост-ному Интернету в поездах?

- Сегодня мы вводим опытный образец на одном из участков дороги и рассматриваем два вида подачи интернет-сигнала и телефонии на наши поезда. Это система Wi-Max и через лепестковые антенны, через спутник. Сегодня мы считаем экономику, сравниваем выгоду той или иной технологии. Смотрим, как это повлияет на технологию работы наших предприятий, для того чтобы соединить системы Wi-Max и Wi-Fi и дать нормальное качество сигнала на наши поезда.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых