257

55 лет назад в Мюнхене разбился самолет с командой «Манчестер Юнайтед»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты в Украине 06/02/2013 Сюжет Спорт
«Манчестер» выиграл Кубок чемпионов спустя десят лет после трагедии

Киев – 8 февраля, АиФ Украина. В эти дни спортивный мир вспоминает годовщину одного из самых трагических - и вместе с тем, как это ни парадоксально, самых романтических событий.

Золотое поколение

В наши дни имя «Манчестер Юнайтед» гремит на весь мир. Еще бы. И команда успешная - чуть ли не ежегодно пополняет коллекцию новыми титулами. И клуб - образец того, как можно и нужно зарабатывать в спорте. Но так было далеко не всегда.

В 50-е годы прошлого века будущие «красные дьяволы» считались средненькой, даже по внутрианглийским меркам, командой. Способной от случая к случаю как выстрелить, так и провалиться. Если уж они не были законодателями мод у себя на острове, то что говорить о континентальных еврокубковых турнирах!

Однако спросите самих англичан: какой состав их любимого «МЮ» они считают сильнейшим в истории - и ответ вас очень удивит. В списке лучших не будет распиаренных Дэвида Бекхэма или Криштиану Роналду. Лучшим в истории считается поколение «Малышей Басби» - удивительная команда, возникшая в Манчестере практически в одночасье.

Так сложилось, что в одно время в одном месте были собраны сразу несколько юных талантов, которые под чутким руководством умелых тренеров не «зазвездились», не пустились во все тяжкие (впрочем, в те времена, когда футболист получал не намного больше школьного учителя, это было не особенно сложно), а превратись в настоящую «команду мечты».

Это сейчас у «МЮ» на счету 19 побед только в английском первенстве, а тогда, в 1957 году, «Манчестер Юнайтед» стал чемпионом Англии всего в четвертый раз за 60 с лишним лет существования клуба. И при этом средний возраст игроков составлял всего 22 года!

Молодые да ранние, полные сил и здоровья и притом не обделенные талантом, эти игроки могли бы вписать свои имена золотыми буквами в историю мирового спорта. Но им не было суждено это сделать...

Три попытки «Лорда Бергли»

5 февраля 1958 года в столице Югославии - Белграде - «Манчестер Юнайтед» вел по ходу игры со счетом 3:0. Но английские юниоры умудрились разбазарить столь солидное преимущество и завершили матч вничью - 3:3. Думаете, сильно расстроились? Отнюдь. Даже закатили вечером по этому поводу в одном из белградских отелей вечеринку. Ведь это был уже ответный матч четвертьфинала Кубка чемпионов. А первый, на родном стадионе «Олд Траффорд», «МЮ» выиграл - 2:1. А потому именно англичане по сумме двух матчей проследовали в полуфинал главного (на тот момент - единственного) еврокубка Старого Света. В надежде спустя пару месяцев поднять почетный трофей над головой.

Потому возвращались домой подопечные тренера Мэтта Басби в приподнятом, но деловом настроении. Опоздать было нельзя: уже через день «Манчестер Юнайтед» ждал календарный матч чемпионата Англии против лидера чемпионата Англии - «Вулверхэмптона». «МЮ» отставал всего на несколько очков и наделся прибавить к Кубку чемпионов еще и титул сильнейшего клуба Туманного Альбиона.

Вылетели из Белграда и сели в немецком Мюнхене для дозаправки, чтобы уже оттуда взять прямой курс на Британию.

Дальнейшую хронику событий оставим первоисточнику - газете «Манчестер Ивнинг Ньюз», журналисты которой восстановили все с точностью до минуты.

Итак, в 14 часов 31 минуту по местному времени капитан самолета «Лорд Бергли» (класс «Элизабетан») компании «Бритиш Эйрлайнз» Джеймс Тэйн и его помощник - второй пилот Кен Рэймент пытаются взлететь, но останавливаются, не завершив разбег. Экипаж смутился от звука двигателей, которые работали неровно, со сбоями. И на полпути летчики приняли решение включить тормоза.

В 14 часов 34 минуты экипаж получает разрешение на вторую попытку, но взлететь вновь не удается. Пассажиров просят покинуть салон и переждать в помещении аэропорта. В это время техники пытаются выяснить причины неполадок.

Как-то слишком быстро, уже в 14 часов 45 минут, пассажиров вновь приглашают взойти на борт. Техническая обслуга так и не нашла видимых причин неисправности, решив, что корень проблем - в корке льда, покрывшей взлетно-посадочную полосу. Но лететь-то все равно надо.

В 15 часов 2 минуты «Лорду Бергли» разрешают третью попытку взлететь. Пилоты запускают двигатели. Самолет несется по взлетно-посадочной полосе, набирая скорость. Внезапно, едва достигнув отметки 117 километров в час (достаточной для попытки оторваться от земли), скорость начинает падать.

Возможности тормозить уже нет.

В 15 часов и 4 минуты «Лорд Бергли», не сумев оторваться от земли, таранит забор за пределами полосы, врезается в нежилое строение и стоящее рядом дерево, распадается на части и загорается.

«Мы просто обязаны теперь выиграть»

23 человека, находившихся на борту, погибли. 21 - выжил. Погибли восемь футболистов основного состава «Манчестер Юнайтед», а также представители клуба, журналисты, простые пассажиры. Но и выжившие отнюдь не «отделались легким испугом». Несколько игроков до конца своих дней остались инвалидами и так и не смогли вернуться на футбольное поле.

Были и те, кому повезло. Причем сказочно. Легендарный Бобби Чарльтон так бы никогда и не стал сэром, обладателем «Золотого мяча» лучшему игроку Европы и чемпионом мира в 1966 году, если бы не ремень безопасности. 20-летний Бобби перед взлетом пристегнулся. Его так и нашли, пристегнутым в кресле, в 60 метрах от развалившегося самолета. В тяжелом состоянии, без сознания, с многочисленными травмами.

Долгое время в коме пролежал главный тренер Мэтт Басби. А когда очнулся и узнал о масштабах трагедии, о том, что его команды больше не существует, что ушли из жизни юные талантливые парни, произнес: «Будь он проклят, этот кубок! Мы просто обязаны теперь его выиграть. И мы это сделаем, клянусь!»

Это оказалось не так-то просто. Для того чтобы создать практически с нуля новую команду, потребовалось десятилетие. Но клятва есть клятва.

...Спустя десять лет после мюнхенской трагедии, в 1968 году, «Манчестер Юнайтед» в финале Кубка чемпионов разгромил португальскую «Бенфику» - 4:1. Главным тренером той команды был Мэтт Басби. Два из четырех мячей в ворота португальцев забил Бобби Чарльтон.

 

В ТЕМУ

«Пахтакор» разбился над Днепродзержинском из-за друга Брежнева?

11 августа 1979 года на территории нынешней Украины погибла футбольная команда из Ташкента.

Одна из самых темных страниц в истории советского спорта до сих пор ждет своего исследователя. Только появится ли такой хоть когда-нибудь? Тайна гибели «Пахтакора» в украинском небе покрыта мраком и проходит под грифом «совершенно секретно». До сих пор. Что способствует возникновению самых разнообразных легенд.

Факты же таковы. Самолет с футболистами «Пахтакора» на борту летел из Ташкента в Минск (с промежуточной посадкой в Донецке) на календарный матч чемпионата высшей лиги СССР против местного «Динамо». На высоте 7800 метров лайнер столкнулся с рейсовым Ту-134, следовавшим из Воронежа в Кишинев. Общее количество жертв составило 178 человек - 83 летели ташкентским рейсом, 95 - кишиневским. Не выжил никто, включая 17 футболистов «Пахтакора».

Также известно, что когда оба самолета находились в небе над Днепропетровской областью, экипаж рейса Кишинев - Воронеж запросил у диспетчеров разрешение перейти в высотный коридор 9600-10600 м, но получил отказ. В это же время, по роковому стечению обстоятельств, из диспетчерской в Харькове (именно оттуда «вели» ташкентский рейс) поступило указание набрать высоту до 8400 м. В итоге в районе Днепродзержинска на высоте 7800 м самолеты столкнулись. Произошло это в 13.35 по московскому времени... Два авиадиспетчера, совершивших ошибку, получили по 15 лет заключения.

Дальше начинаются домыслы. До сих пор не подтвержденные, но и не опровергнутые. Рассказывали, что в это же время тем же воздушным коридором летел самолет первого секретаря Монголии Цеденбала, посетившего с визитом «дорогого Леонида Ильича» Брежнева. Для безопасности полета «друга советского народа», якобы, и освободили «коридор»...

Виктор ПАНТЕЛЕЕНКО

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых