185

Улетают не все. Можно ли вернуть деньги за билеты на отмененные авиарейсы

Улетают не все. Можно ли вернуть деньги за билеты на отмененные авиарейсы
Улетают не все. Можно ли вернуть деньги за билеты на отмененные авиарейсы © / Facebook

Есть ли шанс у тех, кто не смог улететь из-за отмены рейса, вернуть заплаченные за билет деньги?

Лед на взлете

Киевлянка Ольга, улетевшая в Германию в то время, когда в Киеве из-за гололеда отменяли рейсы, эмоционально поделилась со своими подписчиками в Instagram историей о том, с какими сложностями был связан перелет. 

«Попасть в Европу во время пандемии оказалось задачей не для слабонервных. Три попытки, шесть билетов, два аэропорта. Пошел девятый день после прилета, но то, как добиралась я, еще долго буду помнить. Первый рейс Киев-Мемминген отказался осуществлять пилот из-за погодных условий спустя 30 минут попыток растопить взлетную полосу. Это, наверное, даже к лучшему. Самолет тарахтел и трещал со страшным звуком и даже автобус «по катку» не мог подъехать к трапу 30 минут. Второй рейс Киев-Дортмунд Wiz Air отменили также из-за погодных условий. Хотя дважды проходили на посадку. Смешно и грустно за страну, когда Кличко хвалится, что «мы быстро справились со «стихией», в то время как наши аэропорты отменяют все рейсы из-за отсутствия техники для очистки. Авиакомпании при этом ничего не возвращают - ни билетами, ни ваучерами. Так как в договоре прописано, что погодные условия - это не их вина. Польская авиакомпания Lot свободно продает билеты на свои стыковочные рейсы Киев-Варшава-Мюнхен. Стыковка час. Но находится в Варшаве в связи с коронавирусом нельзя без визы D (выдается иностранцам, которые в Польше учатся или работают, или же обладателям Карты поляка – ред.). В авиакомпании говорят, что с транзитом проблем не будет, с онлайн-чекином (регистрацией онлайн – ред.) все ОК. В аэропорту представители этой же компании кивают головой и не пускают на посадку. Еще минус два билета. Lufthansa, к счастью, нормально взлетает, хоть и с двумя задержками на полчаса, но прилетает раньше времени Киев-Франкфурт, Франкфурт-Мюнхен. Аллилуйя! Мой прошлый рейс из Болгарии София-Киев #Ryanair просто отменили. В Trip.com, через который брала билеты, сказали, что рейс состоялся согласно расписанию, причем присылали «доказательства» этого еще две недели, чтобы ничего не выплачивать. Сейчас точно не лучшее время брать что-то через посредника. Удачных полетов, мягких посадок», - написала Ольга. 

Мы связались с девушкой, чтобы уточнить некоторые детали ее поездки. Прежде всего, поинтересовались, какая у нее была веская причина, давшая возможность во время пандемии совершить перелет – учеба, работа?

«Эта поездка не связана с работой, я ехала к партнеру по программе, которая начала действовать в августе, без визы, по обычному биометрическому паспорту», - рассказала она. 

Мы спросили у Ольги: когда она узнала всю правду о транзите через Варшаву в период пандемии, - о том, что там нельзя находится иностранцам, у которых нет визы D, хотя билеты продают? По ее словам, отказ она получила во время регистрации на рейс в Киеве, когда на руках уже был чекин. Но деньги за билет не вернули. Точно так же, как и Wiz Air, отменивший два рейса, на которые у девушки были билеты. Объясняют это якобы форс-мажорными обстоятельствами, независящими от авиакомпании, борт которой готов был лететь. И «кивают» на аэропорт, который не выполнил свои обязанности, не подготовив взлетную полосу.  

Кстати, по словам Ольги, пассажирам отмененного рейса Киев-Мемминген авиакомпания Wiz Air хотя бы предоставляла возможность бесплатно пожить неделю в гостинице – до следующего рейса этой компании. И билет можно было бесплатно обменять на новый, но только не онлайн, а выстояв в реальной очереди у кассы. Ждать целую неделю не все могут. Да и реальная очередь в условиях пандемии, когда желательно избегать большого скопления людей, – не лучший вариант для приобретения билета, который не всех устраивает.   

Пик непогоды был 10 декабря. А уже на следующий день оба столичных аэропорта отрапортовали, что ситуация нормализуется. 

«Сложные погодные условия еще остаются, но аэродром поддерживается в надлежащем состоянии. Спецтехника работала всю ночь и продолжает работать сейчас. Взлетно-посадочная полоса рабочая, коэффициент сцепления в пределах нормы», - заявил исполняющий обязанности гендиректора ГП Международный аэропорт «Борисполь» Олег Струк.

И пресс-служба Международного аэропорта «Киев» им. И. Сикорского в этот день, 11 декабря, напомнила, что из-за ухудшения погодных условий 10.12.2020 г. были отменены рейсы в Дортмунд (Wizz Air) и Запорожье (Мотор Сич), самолет, направлявшийся в Киев из Вильнюса, вернулся в аэропорт вылета. А 11.12.2020 г. отменили рейс в Мемминген (Wizz Air). Вылет рейса в Запорожье (Мотор Сич) задержался. Но на взлетно-посадочной полосе, рулежных дорожках и на перроне работает спецтехника для поддержания рабочего состояния аэропорта. Поверхности обрабатываются гранулированным химреагентом.

Договориться или судиться?

В условиях глобального потепления, когда настоящие снежные зимы могут остаться только в воспоминаниях, погода с небольшим морозом и ледяным дождем, из-за которой отменяли авиарейсы, может повториться в течение зимних месяцев еще не один раз. Что о ситуациях, когда пассажиры и не улетают, и не получают компенсацию стоимости билетов на отмененные рейсы, думают юристы?

«В соответствии с нормами ЕС 261/2004, из-за снега на взлетно-посадочной полосе авиакомпания-перевозчик не должна платить компенсацию - это общая дефиниция. То есть, если сильный снегопад вызывает задержки рейсов более чем на 3 часа или их отмены из-за того, что оператор аэропорта не может быстро очистить аэропорт от снега, причина задержки полета не находится в сфере влияния авиакомпании, а, следовательно, она не должна выплачивать компенсацию своим потребителям через это обстоятельство. В этом случае ответчиком по делу о возмещении ущерба будет выступать оператор аэропорта, поэтому из него можно попытаться взыскать возмещение. Для этого необходимо обратиться, прежде всего, к авиаперевозчику с доказательствами и заявлением о возмещении средств за билет. Доказательствами для подтверждения ситуации могут быть договор, авиабилет с отметками о задержке / переносе / отмене рейса, справка от администрации аэропорта о факте задержки / переноса / отмены рейса, посадочный талон, чеки на дополнительные расходы - трансфер в аэропорт, еду и т.д. Скорее всего, с вами попытаются решить эту проблему без судебных споров. Но если вы получаете отказ в компенсации, то с ним, как с дополнительным доказательством, обращаетесь в суд с исковым заявлением – и к авиаперевозчику, и оператору аэропорта», - советует руководитель адвокатского объединения «Вишневый и Партнеры» Александр Вишневый. 

По его словам, в суде форс-мажорное обстоятельство или случай непреодолимой силы должен доказать авиаперевозчик и оператор аэропорта, но ни в коем случае не пассажир. Ваша задача в суде - предоставить доказательства того, что вам отказали в перевозке, а ответчики (авиаперевозчик и оператор аэропорта) уже будут доказывать, действительно ли были основания отмены / задержки рейса из-за форс-мажорных условий. Если таковых не было, это означает, что ваши права нарушены в связи с бездействием оператора аэропорта или невыполнением условий договора авиаперевозчиком. Значит, суд может назначить взыскание компенсации в вашу пользу. 

Наверное, есть шансы того, что зимнюю, пусть даже немного экстремальную, погоду зимой суд форс-мажором не признает. И деньги, заплаченные за билет на отмененный рейс, могут вернуть. 

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых