179

Своими руками. В каком возрасте и как приучать ребенка к труду

Своими руками. В каком возрасте и как приучать ребенка к труду
Своими руками. В каком возрасте и как приучать ребенка к труду Facebook

Еще те помощники!

В семье жителей Киевской обл. Тарасовых – трое детей: 13-летняя и 8-летняя девочки и мальчик 4-х лет. Девочки помогают маме по дому, и могут даже, если надо, заменить ее: готовят еду, убирают в доме, чистят кошачий лоток, кормят и выгуливают собак. Но дети сами все это делают только в случае крайней необходимости. Обычно со всем управляются вместе с мамой: так веселее и быстрее, четко распределяются обязанности и каждая делает то, что ей больше нравится.

«Важно, что таким образом дочери приучаются к командной работе, - считает их мама Лина. – Да и я не хочу слишком много ответственности возлагать на них. Но иногда провожу «контрольные» работы: нахожусь рядом, когда девочки все делают сами, без моего участия. Так они всему научатся и не будут чувствовать на себе недетской ответственности».

А единственный мальчик в семье – на 100 % папин помощник. Его страсть – ремонт автомобиля и разной техники, все хлопоты во дворе.

«Пока что для Владика это игра. Когда мы привезли машину перегноя и его надо было развести тележкой по огороду, он все время сопровождал меня, а на обратном пути я каждый раз вез его в пустой тележке. Он был просто счастлив. А я доволен, что сын уже разбирается в инструментах, если я ему говорю, что нужен такой-то ключ – он его и подает, без дополнительных объяснений. Когда надо было вскопать огород под посадку овощей, он помогал мне, но со своим инвентарем – маленькими лопаткой и граблями. Вижу, что ему все это интересно, подбадриваю, говорю, какой он хороший помощник. Думаю, подрастет немного, действительно помощником станет», - говорит отец семейства Виктор. И вспоминает, что в их семье помогать родителям дети начали сами, без уговоров и требований. Возможно, потому что их мать с отцом помогают друг другу, и сработал личный пример взрослых, которые, в свою очередь, в помощи детей подчеркивают только позитив, а того, что не получилось у них, вроде и не заметили.

Вообще мамам-папам нужно усвоить, что первый неудачный опыт ребенка может оставить нежелательный след на всю его жизнь. Если ваши сын или дочь что-то сделали по собственной инициативе, но не так, как вам бы этого хотелось, возьмите себя в руки и не ругайте свое чадо. Наоборот, похвалите его за ту часть работы, которая удалась хорошо. А о том, что не получилось, спокойно поговорите, без крика и неприятных ноток в голосе. Поддержите, мол, у всех сначала не идеально выходит. И о первом опыте самостоятельной работы у ребенка останется приятное впечатление.

Психологи считают, что очень важно с детства приучить ребенка что-то создавать своими руками, поскольку даже огромный талант без труда не приведет к успеху. Лучше всего учить ребенка работать, когда он сам начинает проявлять самостоятельность и пытается отказаться от помощи взрослых со словами «Я сам!». Этот период наступает в возрасте 2-3 лет. Если дитя пытается что-то самостоятельно надеть, сложить, убрать после себя посуду, не мешайте ему и не одергивайте, если даже что-то он делает не так, как вам хотелось бы.

«С самого раннего детства малышам нужно давать посильные домашние задания: помыть после себя посуду, вытереть пыль на мебели, убрать игрушки. Объясните, как это нужно делать, но не ругайте потом, если он сделает по-своему – таким образом вы на корню будете рубить в нем стремление к креативности и самовыражению. Если ребенку что-то не удается сделать как положено, ему нужно терпеливо объяснить ошибки и подвести к тому, чтобы он их признал. Это важно - научиться признавать свои ошибки и исправлять их. Но не забывайте хвалить детей за их успехи, говорите, что вы гордитесь их достижениями, даже если эти достижения совсем небольшие. Главное, следите за тем, чтобы ваш маленький труженик во время работы был в безопасности, чтобы не упал, не ударился и ничем не навредил себе», - говорит эксперт по детской безопасности Яна Жирнова.

Не работа, а игра

Ребенок растет, и его помощь становится более существенной. Чтобы ему было интересно помогать, купите ему детский инвентарь, сделайте подставку, чтобы ему удобно было доставать к раковине, когда моет посуду. Можно приобрести миниатюрные кастрюли-сковородки и разрешать ему вместе с вами готовить еду, только в миниатюрных порциях. Весь инвентарь, которым ребенок будет вам помогать, должен быть удобным для него.

Не бойтесь доверять детям технику, ведь они показали, что готовы идти в ногу с техническим прогрессом - в гаджетах разбираются лучше взрослых. Дети 7-8 лет уже смогут разогреть еду в микроволновке, чуть-чуть постарше – смогут постирать белье. Правда, лучше, чтобы это они делали при вас – нельзя легкомысленно относиться к их безопасности. Если на чашу весов поставить детскую безопасность и вопрос приучения ребенка к труду, то важнее, конечно, безопасность.

В процессе приобщения к труду нельзя говорить с ребенком командным голосом: «Иди и убери свои игрушки», – это может спровоцировать обратную реакцию. Лучше предложите малышу помочь игрушкам «разойтись» по своим местам или домикам. Это будет не только домашней обязанностью, но и интересной игрой.

В помощи детей взрослым есть один подвох: некоторые родители считают правильным поощрять труд своих чад маленькими подарочками или сладостями. Это неправильно. Помощь может перестать быть только помощью, а стать залогом получения определенной выгоды.

Человеку легко дается то, что он много раз делал, в чем у него есть опыт. Поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду – пусть попробует многое, что-то получится хуже, что-то лучше. Он это будет знать. А тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого обходится. Привычка к труду держит человека в тонусе до конца жизни. Он уверен в себе, знает, что такое ответственность, ценит свой и чужой труд.

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых