aif.ru counter
27.08.2015 09:09
260

В Украине нет хороших дорог, но за 10 лет их могут привести к евростандарту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты в Украине 26/08/2015
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Украинские дороги – наихудшие в Европе. Большинство из отечественных трасс строились в 50-60-х годах минувшего столетия. За это время капитальный ремонт на них проводился в лучшем случае 2 раза, хотя по нашим нормам капремонт нужно проводить каждые 10-12 лет. На сегодняшний день, по официальным данным, 97% украинский дорог находятся в неудовлетворительном состоянии.

Триллион за 10 лет

По состоянию на 24 августа, с начала 2015 года в Украине произошло 14 351 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 2182 человека. Ежегодно на трассах Украины погибает примерно столько же людей, как на любой из современных войн, в том числе – войне на Донбассе. Так, с начала военных действий в зоне АТО погибли около 6 тысяч человек (правда, это только украинцы). За это же время на своих дорогах страна потеряла 6 200 человек (более 4 тыс. в прошлом и почти 2,2 тыс. чел. в этом году). При этом по статистике каждое второе ДТП в стране так или иначе связано с неудовлетворительным дорожным покрытием. Распространенная формулировка сводок ГСЧС «водитель не справился с управлением…» в переводе на человеческий язык должна бы звучать так: «с такой скоростью по таким дорогам ездить нельзя».

Однако низкое качество дорог – это не только человеческие, но и экономические потери. Украине, расположенной на «перекрестке семи дорог», сам бог велел пользоваться своим географическим положением. Ведь качественные дороги – это развитие международных перевозок грузов (не секрет, что торговля – это основной двигатель любой экономики), а также улучшение внутреннего сообщения между населенными пунктами (рабочая миграция населения) и развитие туристической отрасли (дороги в ней – важнейшая составляющая).

К сожалению, до дорог руки у государства не доходили. Только сейчас объявили о начале «дорожной реформы». Начали с расчетов:

«Для приведения в порядок украинских дорог ежегодно необходимо вкладывать 100 млрд грн в течение 10 лет, - рассказал Роман Хмель, директор департамента развития дорожного рынка и автоперевозок Мининфраструктуры. – Это не такие большие деньги, как может показаться – Польша, например, за последние 10 лет вложила в свои дороги 80 млрд евро. У нас на сегодня из 172 тыс. км дорог общего пользования по новым технологиям построены и реконструированы лишь 3% - 4,5 тыс. км».

Согласно официальным данным, в 2015 г. на содержание дорог в бюджете запланировано лишь чуть более 13 млрд грн, причем, до самих дорог дойдет лишь 3,5 млрд. Остальные почти 10 млрд идут на погашение долгов «Укравтодора». Таким образом, рассчитывать на строительство или реконструкции дорог в этом году не приходится, так как 3,5 млрд – это, в лучшем случае, ямочный ремонт, если деньги по традиции не разворуют.

Концессия

Но это лишь цифры. А как реформировать отрасль? В Мининфраструктуре в частности предлагают передавать дороги в концессию. То есть, инвестор строит дорогу, потом взимает деньги за проезд по ней. А также зарабатывает на придорожной инфраструктуре – гостиницы, рестораны, рекламные постеры. Уже есть пилотный проект – автодорога «Львов – Краковец», 80 км от областного центра до границы с Польшей.

«Предполагается, что концессионный проект «Львов-Краковец» будут финансировать частные инвесторы, которые в течение 45 лет после окончания строительства будут получать доход от дороги и инфраструктуры, - рассказал Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины. - Вся плата, которая будет взиматься на пропускных пунктах, пойдет в госбюджет, после чего деньги разделят между счетами инвесторов и «Укравтодора».

Однако эксперты сомневаются, что инвесторы найдутся. Их может отпугнуть тем, что украинцы бедные, денег на то, чтобы кататься по платным дорогам у них нет. Непонятно, что будет с государством в самой ближайшей перспективе, а уж на 45 лет вперед прогнозы вообще никто не строит. В общем, опасное вложение. Кстати, зазывают концессионеров строить дорогу «Львов-Краковец» с 2005 года. Желающих пока не было. Но есть альтернатива – инвестором может стать частная компания. 

«Трасса «Краковец-Львов» - это часть европейского транспортного коридора, поэтому было бы неплохо, если бы в качестве инвестора здесь выступила одна из стран ЕС», - говорит Иосиф Винский, экс-министр транспорта Украины.

Налог на проезд

Второй пункт реформы очень прост: необходимо ликвидировать дорожную коррупцию. Для этого планируется полностью «перезагрузить» все госпредприятия дорожного хозяйства. Предлагается поменять сам принцип:

«Укравтодор» или местная власть будет заказывать услуги, определять подрядчиков будет открытый конкурс, а аудиторы и страховщики проследят за должным выполнением контракта, - рассказывает Р. Хмель. - Условием контракта будет то, что качество работ будут проверять независимые эксперты. Пилотный проект уже реализуется в Киевской области. То есть, строит одна компания, а перед тем, как ей заплатить за работу, приезжают специалисты, проверяют качество работ. Если они не соответствуют стандартам, деньги не выплачиваются».

И, наконец, третья и самая спорная часть реформы – привлечение внутренних и внешних средств на реконструкцию дорог. Спор о том, что акциз, который платят обычные автолюбители при покупке топлива, должен быть увеличен (пока что, с 1.01.2015 акциз составляет 5% от стоимости). В чем тут подвох? Акциз в 5% - это в целом по стране большие деньги, миллиарды гривен. А посмотрите, в каком состоянии дороги? Их никто толком не чинит! То есть, деньги уходят в пустоту. Автомобилисту, в том числе обычному человеку, теперь предлагают выбрасывать на ветер еще больше средств.

«Киевская горгосадминистрация в начале года заявила, что на содержание дорог выделено 246 млн грн, а на капремонт - 130 млн грн., - отмечает Вячеслав Коновалов, эксперт по вопросам транспорта. -  Но ведь Киев – один из крупнейших потребителей топлива в Украине! Соответственно, он должен получать от акциза на топливо (сбор, составляющий 5% от цены топлива на АЗС, - «АиФ») минимум 15-20 млрд на содержание дорог. А мы говорим о какой-то смешной сумме. Это свидетельствует о том, что объявленная реформа не сработает. Более того, в регионах, насколько я знаю, власти просто отказываются от этой реформы. Они ее саботируют и прямо говорят: «Сначала отремонтируйте дороги и передайте нам на баланс хоть что-то, что можно содержать».

Не исключено, что точно так же решат депутаты Рады – и проект увеличения акциза не утвердят. Но у инициаторов реформы есть и обходные пути. Например, пополнять дорожный фонд можно еще за счет взимания платы с грузовиков весом более 12 т, а также штрафов за перегруз грузовых автомобилей. Опыт стран Европы показал, что ежегодно с подобных штрафов можно получать от 2 до 5 миллиардов гривен.

Таким образом, уже в 2016 году дорожный фонд может собрать около 50 млрд грн, а это – 50% от необходимых на год средств для капитального ремонта украинских дорог. С учетом будущего введения в эксплуатацию концессионных дорог, а также благодаря финансовой помощи стран-партнеров Украины, привести в порядок фактически отсутствующие на сегодня украинские дороги вполне реально.

Андрей Кряжев

Величественные гиганты: самые впечатляющие памятники мира - фото | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых