409

В Украине идет процесс оптимизмации - «ликвидировали» 600 школ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты в Украине 26/08/2015
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Для некоторых школьников 1 сентября станет грустным праздником, поскольку их родные школы закрыли. Теперь они будут учиться в «новых», к которым ежедневно придется добираться за десяток, а то и больше километров.  В этом году в общей сложности закрыли 600 школ. На языке чиновников это называется «оптимизацией».

В Минобразования говорят, что таково требовнаие МВФ.  И все упирается в экономическую целесообразность. Ведь начиная с 1999 г. количество учеников уменьшилось вдвое, а школ стало всего лишь на 1/5 меньше. «У нас была дискуссия с МВФ, - говорит Александр Квит, министр образования и науки. - Их логика такова: если у Украины есть проблемы, мы помогаем. Вы нуждаетесь в чем-то, мы вам помогаем. Но почему ваши преподаватели имеют меньшую нагрузку, чем преподаватели в западной Европе?».

По статистике, на начало года в Украине было больше 4 тыс. школ, в которых училось от 10 до 40 детей. Из-за малой комплектности школ стоимость обучения одного ученикак из средней суммы по стране – 9-9,5 тыс. грн. в год – выростает до фантастических размеров – иногда и до 60 тыс. грн. Но, кстати, даже если школа закрывается, начальтные классы (1-3) все равно будут продолжать в ней учиться.

Процесс «оптимизации» идет тяжело. Это – огромное потрясение для села. Ведь, как показала практика, вскоре после того, как закрывают школу, медпункт, клуб, магазин – в общем, сельскую инфраструктуру – и само село приходит в упадок и через какое-то время исчезает с лица земли. Примерно по такой схеме за последние 20 лет в нашей стране перестали существовать  около 500 сел.

И в тех селах, в которых школы попали под оптимизацию, родители взбунтовались. Несмотря на то, что в дуругие села ребят обязаны возить автобусом, но где гарантия, что всегда будет бензин? И как поедет этот автобус, когда осенью «расквасит» дорогу или зимой заметет? В село, оторванное от цивилизации, в такое время даже хлеб не возят.

Жители с. Воробеевка Полонского р-на Хмельницкой обл. перекрывали трассу, митинговали. Накал страстей все лето был огромным, но толку никакого – школу закрыли, а 35 детям из Воробеевки таки придется ходить на учебу в соседнее село. А жители с. Крачановка того же Полонского р-на свою школу отстояли – через суд. Фемида признала, что решение сессии райсовета, на котором депутаты проголосовали за закрытие Крачановской, а также Воробеевской и еще более чем 10 школ района, - принято с нарушениями. Поэтому 1 сентября крачановские дети пойдут в школу в своем родном селе. А там, не исключено, судебные иски полетят и от жителей других сел района, в которых «оптимизировали» школы – прецедент-то есть!

И, кстати, не только в Хмельницкой обл. По решению суда будет возобновлена работа двух «оптимизированных» школ Царичанского р-на Днепропетровской обл. Но это, похоже, только начало. Ведь закрытие школ – дело с политической точки зрения неблагодарное, оно на руку лишь оппозиции. Вспомните, как в свое время за него досталось экс-министру образования Дмитрию Табачнику и экс-премьеру Николаю Азарову? Многие из тех, кто тогда был против закрытия школ, сегодня при власти. И теперь град критики получают в свою сторону. Ведь родителям неважно кто подставит плечо, лишь бы как-то помог их деитям получить образовние. Ведь, говорят, что закрытие школ у нас в глубинке, где жизнь намного тяжелее, чем в европейских селах, может обернуться не только исчезновением сел, но и сплошной безграмотностью. Ведь не каждый ребенок станет каждый день добираться за тридевять земель за знаниями. Большинтство сельских детей могут ограничиться знанием алфавита и умением посчитать деньги. «История нашейго села, и нашей уже закрытой школы богатая, - рассказывает Ольга Рыбий, бывшая учительница бывшей Воробеевской школы. – Народ у нас простой, но всегда стремился к знаниям. Школу в селе открыли в конце ХІХ века. Тогда это было очень прогресивно. Школа пережила революцию, войну. Но оптимизацию – не смогла».

Сколько может весить школьный рюкзак?

Собирая ребенка в школу, родители стараютися купить добротные вещи, хорошие канцтовары. Но в данном случае то, что маме-папе кажется хорошим, может не лучшим образом отразиться на здоровье их детей.

По утверждению санэпилемиологов, общий вес рюкзака или портфеля для ребенка, которому приходится идти к школе не больше 3 км, не должен превышать допустимых гигиенических норм:

- в 1-2 классе - 1,5 - 2 кг

- в 3-4 – 2 - 2,3 кг

- в 5-6 - 2,3 – 3 кг

- в 7-8 - 3 - 3,5 кг

- в 9-11 - 3,5 – 4,5 кг.

Если эти требования по максимально допустимому «грузу» знаний игнорировать, у ребенка может начаться искривление позвроночника. В будущем это может обернуться  не только неправильной осанкой, но и серьезными заболеваниями позвоночника. 

1 сентября в Украине сядут за парты 3 млн 795 тыс. учеников. Из них 414 тыс.  первоклассников. В прошлом сентябре их было  410 тыс. Что ждет в школах наших детей?

«Ожидается, что учеников-переселенцев в украинских школах будет примерно столько же, как и в прошлом году – около 59 тыс., - рассказал Сергей Дятленко, замдиректора департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины. – Они, в основном, будут учиться в школах подконтрольных украинской власти населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, а также в Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Львовской областях и в Киеве».

Дятленко также уточнил, что 12-летнее школьное образование пока еще в проекте, поскольку закон о нем должен пройти процедуру утверждения в Верховной Раде. Ведь предложение о введении его есть только в проекте нового закона  «Об образовании». На очереди – общественные обсуждения этого документа, но окончательно его судьбу решит голосование в Верховной Раде.

Проблем с педкадрами, по его словам, нет. Если появляется вакансия – она тут же заполняется. Но есть проблема с возрастом учителей, большинство из них – пенсионного возраста. И хотя многие педагоги в возрасте имеют достаточно высокую квалификацию, но дети больше тянутся к молодым учителям, с которыми им проще найти общий язык. Но, к сожалению, то, что наверняка могло бы привлечь в школу молодые кадры – зарплата – остается на прошлогоднем уровне, перспектив повышении ее пока нет. А значит, молодежь с дипломами педвузов в школы вряд ли пойдет.

«Компьютеры есть сейчас практически во всех школах, - продолжает замдиректора департамента. – А как иначе, ведь сейчас основы информатики начинают изучать во втором классе. Другое дело, что еще не везде есть Интернет, соответственно, не во всех школах компьютерная техника помогает в учебном процессе  - в изучении не только основ информатики, но и других предметов».

Первый урок во всех школах будет посвящен патриотической тематике – на выбор школы.

Пять нововведений 2015-2016 учебного года

1. Упрощены учебные программы.  По каждому предмету провели ревизию и убрали устаревшие материалы и те, что дублируются при изучении других дисциплин. Насколько ужали программы – цифр нет, по каждому предмету по-разному.  К примеру, по Основам здоровья изучают белки, жиры, углеводы, их энергетическую ценность, и тот же материал был в программе трудового обучения, в темах по приготовлению еды. Сейчас на «трудах» будут только учиться готовить. С точки зрения чиновников МОН, это упростит жизнь школьникам. И даст возможность более глубоко изучать материал, поскольку количество часов не сокращено. 

2. Новые учебники подготовлены для учеников 4 и 7 классов, которые первыми перейдут на новые стандарты образования.  У четвероклассников - Естествознание, Я в мире, Информатика. У семиклассников – История Украины, Всемирная история, Математика, География. Но, скорее всего, к началу учебного года новыми учебниками школьников не успеют обеспечить.  Им, как и ученикам остальных классов, придется стартовать со старыми учебниками – учителя сами будут корректировать введенные изменения.

3. В 6-11 классах увеличено количество часов на изучение иностранных языков. В 6-9 – на 1 час в неделю (было – 2 часа, будет 3), в 10-11 – на .0,5 часа (было 3 станет 3,5 часа).

4. В 10-11 классах увеличены часы на изучение предмета «Защита Отчизны»: был 1 час в неделю, станет - 1,5. Это решили сделать, учитывая нынешнюю ситуацию в стране. В программе упор на практику – строевую подготовку, изучение военной техники, сборку-разборку автоматов. Предполагается тесное сотрудничество школ с военкоматами, военными частями. Планируют и военно-полевые сборы с привлечением воинских подразделений.

5. Внедрение инклюзивного образования – в школах и детских садах дети с особенными потребностями будут учиться вместе с обычными своими сверстниками. Ради этого в дошкольных заведениях вводится должность «ассистент воспитателя», который будет курировать детей, у которых есть проблемы со здоровьем. С одной стороны, это поможет детям с особенными потребностями интегрировать в общество, с другой – станет первой ступенькой к гуманизации общества, по образцу европейских стран. 

 

 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых