aif.ru counter
Анна КОПЕЙКИНА 192

Спасло бы греко-католиков от репрессий объединение с православной церковью?

Население западной Украины восприняло воссоединение с Православной Церковью, в целом, нейтрально или положительно

После исторической встречи Папы Римского Франциска I и Патриарха Московского Кирилла, состоявшейся 12 февраля 2016 г. на Кубе,  где обсуждался в том числе и украинский вопрос, папскую резиденцию в Ватикане 5 марта посетили представители УГКЦ (Украинской греко-католической церкви) во главе с ее предстоятелем Святославом (Шевчуком). Эту встречу посвятили  обсуждению нынешней ситуации в Украине и 70-й годовщине Львовского собора 1946 г.

Сложный выбор

В историю Львовский церковный собор, состоявшийся 70 лет назад, вошел в связи с тем, что на нем Брестскую унию 1596 г., в результате которой традиционное православие в Речи Посполитой было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, признали недействительной, а соответственно  - вне закона оказалась и УГКЦ. Прихожанам этой церкви предложили перейти в Русскую православную церковь, а многих ее духовных лидеров выслали в лагеря - среди них был и предстоятель Иосиф Слепой.  В советское время УГКЦ существовала подпольно, службы проводили в квартирах, а «батюшки» и верующие автоматически превращались в диссидентов.  Лишь в феврале 1990 г. после встречи президента СССР М. Горбачева с Папой Римским Иоанном Павлом II греко-католическая церковь вновь начала обретать официальный статус. Окончательно она возродилась в 1991 г. Сейчас среди ее прихожан - почти 5 млн украинцев. И все чаще как из уст приверженцев этой веры, так – и ее оппонентов, звучит вопрос: могла ли по-другому сложиться судьба этой церкви, если бы ее лидеры согласись с условиями, поставленными тоталитарной властью СССР?  То есть, если бы произошло объединение УГКЦ и РПЦ?

Вопрос по существу не праздный. Дело в том, что УГКЦ сохранила богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Поэтому по внешним признакам она ничем не отличается от православной Церкви. УГКЦ просто считает Ватикан духовным центром – по этой причине она бы просто растворилась в РПЦ, украинские греко-католики стали бы на 100% православными.

Историки утверждают, что идея о воссоединении УГКЦ с РПЦ – не чисто «чекистская» операция, с помощью которой хотели уничтожить небольшую церковь, которую советская власть считала не просто «опиумом для народа», а очагом вражеской агентуры и западного инакомыслия. Важно учитывать, что мысли о целесообразности слияния двух церквей, зрели и внутри самой униатской церкви.  

«В начале апреля 1945 г. власти начали целенаправленную атаку на униатов, - говорит Алексей Добош, священник, профессор Киевской духовной академии. – 8-го апреля в газете «Свободная Украина»  была опубликована статья «С крестом и пистолетом», в которой униатов обвинили в сотрудничестве с оккупантами и с ОУН-УПА. Через три дня - 11 апреля 1945 гг. - были арестованы все епископы ГКЦ. А 28 мая 1945 г. образовалась инициативная группа по воссоединению ГКЦ с РПЦ. В ее состав вошли представители трех униатских епархий Галичины, а руководителем  группы был протоиерей Гавриил Костельник, настоятель Преображенского храма Львова, который уже к этому времени написал много работ, критикующих папство, и серьезно задумывался над присоединением к православию. По благочиниям проводили конференции духовенства, на которых, как правило, зачитывали обращение инициативной группы и доклад по истории унии, а затем униатским священникам предлагали написать прошение о присоединении к РПЦ. А заодно выбирали и делегатов на будущий собор. К концу февраля 1946 уже 986 униатских священников подписали заявления о присоединении к РПЦ, и только 281 - отказались. Сегодня объективность этого процесса оценивают по-разному, в зависимости от полярности убеждений, но очевидно, что нужно принять во внимание такие исторические факторы: во-первых, многие священники были искренны в своем выборе, о чем свидетельствует наличие в Галичине мощных течений русофильства, антилатинима, а также многочисленных случаев перехода в православие еще до начала войны; во-вторых, в условиях нарастающего террора были такие, кто подписывался из страха перед репрессиями; а в-третьих, к тому времени уже около 1 тыс. униатского священников уже были арестованы».

Такова подоплека. А итог в том, что ровно 70 лет назад - 8-10 марта 1946 г.  во Львове прошел собор УГКЦ, в котором приняли участие 216 делегатов-священников, 19 мирян и 4 православных епископа. Они приняли документ  об «…отмене постановления униатского Брестского собора 1596, о ликвидации унии, аннулировании зависимости от Рима и возвращению к православной вере».  Также было принято «Обращение делегатов собора к Патриарху Московскому и Всея Руси о принятии в лоно матери Русской Православной Церкви».

Примечательно, что население западной Украины восприняло воссоединение с Православной Церковью, в целом, нейтрально или положительно.

Цена веры

Вместе с тем документы из ставших доступными  архивов  СБУ свидетельствуют также, что через шесть дней после завершения собора замнаркома госбезопасности УССР П. Дроздецкий, отчитываясь в НКГБ СССР о ликвидации УГКЦ, писал: «Анализируя результат собора, мы считаем, что утвержденные НКГБ планы ликвидации греко-католической церкви путем ее воссоединения с русской православной церковью, в основном, реализованы».  Самое неприятное то, что многие греко-католики роль РПЦ в акции ликвидации их церкви до сих пор считают неоднозначной, поскольку она как бы стала орудием в руках спецслужб. Но разве не всем церквям во времена СССР досталось от спецопераций КГБ? «Наши взаимоотношения с греко-католиками в разные периоды то улучшались, то ухудшались, - говорит Антоний (Паканич), митрополит Украинской православной церкви. - Были в этой истории и особенно тяжелые страницы. В ХХ веке, когда все мы оказались под властью атеистического режима, государство фактически объявило войну всем конфессиям. Православная церковь на территории Украины в 1920-30-е годы оказалась на грани выживания, а после Второй мировой жестоким гонениям подверглись и греко-католики».

В данном контексте стоит вспомнить и важное определение в обращении Священного Синода УПЦ к пастве и украинскому народу по случаю 60-летия возвращения греко-католиков в лоно Православной Церкви: «Украинская Православная Церковь никоим образом не оправдывает тех исторических обстоятельств и средств тоталитарного советского прошлого, при которых проводился Львовский собор 1946, однако она по-прежнему анафематствует сегодня, в Неделю Торжества Православия, беззаконные деяния, которые имели место в Бресте 1596 и провозглашает вечную память защитникам Православия и просит их молитв перед Престолом Божьим об утверждении Православия в нашей многострадальной Родине».

Мнения

Святослав (Шевчук), глава УГКЦ:

«Накануне печальной годовщины Львовского псевдособора Святейший Отец (Папа Римский Франциск I) искренне обратил внимание на верность и героизм не одного поколения греко-католиков. Он подготовил пастырское послание относительно событий в марте 1946 г., и заверил, что никто больше не будет решать экуменические вопросы ценою Восточной Католической Церкви».

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

«УГКЦ, на мой взгляд, достаточно молодая социально и политически активная церковь.  Для нее важно только, чтобы ее священники не были слишком активны в политике, а то можно и «заиграться». Сейчас у УГКЦ появился хороший шанс наладить конструктивное сотрудничество с православными конфессиями Украины. Для этого необходимо найти такие варианты окормления своих верующих, которые не приводили, как сказано в Гаванской декларации, «к нарушению мира с соседями».