aif.ru counter
157

Предновогодние акции: как не попасть под влияние рекламы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и Факты в Украине 27/11/2019
Предновогодние акции: как не попасть под влияние рекламы
Предновогодние акции: как не попасть под влияние рекламы © / Скриншот

В этом году «черная пятница» выпадает на 29 ноября. Это значит, что скидки будут везде и на все – успевай только покупать. А затем пойдет череда предновогодних акций, которые тоже будут завлекать нас очень даже привлекательными ценами. Как такое может быть, что торгаши ради того, чтобы заманить покупателей, делают скидки на 50% и даже больше? Неужели они работают себе в убыток? И как им удается так «достучаться» до наших кошельков, что мы часто во время акций выкладываем кругленькие суммы за то, что потом оказывается – не очень-то и надо? Можно ли этому как-то противостоять?

Грех не взять

Наверное, многие уже через это прошли, когда, разглядев по акционной цене приобретенную покупку дома - понимаешь, что не такая она красивая или нужная, есть вопросы и по качеству, и по цене, которая, если хорошо подумать, не такая уж и выгодная. Психологи утверждают, что не стоит себя винить за такие промахи, а лучше вынести из них урок. И чтобы хоть на собственных ошибках осознать, что всевозможные торговые заведения, супермаркеты, бутики или просто магазины – не благотворительные фонды, и просто так устраивать аттракционы неслыханной щедрости им ни к чему. Разве только в том случае, когда это выгодно им самим. А им выгодно – сбыть залежавшийся товар, избавиться от некондиции, вовремя «сплавить» то, что по сроку годности – на грани, распродать некачественные и уже не модные товары. Для того, чтобы мы на все это «добро» «клюнули», существуют специальные механизмы, благодаря которым успешно работают рекламные «утки».

Часто реклама акционных товаров строится на том, что если ты их не купишь, - что-то потеряешь или не попадешь в важную социальную нишу. Поэтому ты уже готов не раздумывать о том, надо тебе это или нет, твоя мысль крутится только вокруг того, что если такая низкая цена – то просто грех не купить. Манипулятивные технологии также строятся вокруг мысли о том, что это – последний шанс, больше такого предложения не будет. Не берешь – значит многое теряешь. Гениальная стратегия, которая ставит человека перед выбором: не что-то нужное приобрести, а что-то важное не потерять. И многие попадают в ловушку бессознательного.

«Еще один эффективный манипулятивный механизм - это игра на внутренней неуверенности покупателя, его нестабильности,- говорит психолог Ольга Голубицкая. - Реклама призывает тебя купить что-то, что восполнит «недостающую часть» тебя. Это может быть твой статус (машина, шуба, часы), признание (брендовые вещи), одобрение социума (например, хорошая хозяйка покупает только такие-то средства по уборке или уюту, ты же не плохая хозяйка?), дружбу (хорошая компания обязательно должна пить определенные пиво, водку или вино, чтобы доказать свою дружественность), и т.д. Отдельная категория акционных покупок – одежда. Рекламу ее строят на определенных стереотипах. Например, таких: если ты покупаешь это платье, то тебе сделают предложение выйти замуж, если ты надеваешь этот свитер, то он подарит тебе уют, а рубашка - одобрение на работе.

Тут вовсю работает стереотип «встречают по одежке», и люди теряют критичность и перестают учитывать компонент ответственности за «наполнение» этой одежды. Как-будто, наряд - это более мощный феномен, чем личность и характер человека, и вроде тебе не столь важно растить качества, позволяющие любому предмету гардероба смотреться на тебе, как украшение, а не самому стать украшением этой вещи. На этих нестыковках строятся многие социальные манипуляции. Это, конечно, не означает, что не нужно следить за своей внешностью, одеждой, но она - всего лишь элемент, а не ключевой признак статуса».

Что же нужно помнить, чтобы не поддаться на манипуляции и зомбирование «черной пятницы» и других акционных распродаж? Голубицкая советует перед покупкой товара задать себе вопрос: на самом деле, вы это делаете для себя или надеетесь покупкой что-то восполнить? Нужно также учитывать свои слабости. Если вы знаете, что ждете сезона скидок и не сможете сдержаться - создайте список действительно нужных вещей. Этот список в момент ажиотажа может остановить вас и напомнить о том, что стоит более качественно и критично оценить свои импульсы. Если вы знаете, что вам сложно остановиться перед какой-то ненужной покупкой, не ходите в супермаркеты в одиночку, берите с собой друга, подругу или еще кого-то из тех людей, которые доброжелательно относятся к вам и несколькими «трезвыми» вопросами смогут в нужный момент остудить ваш пыл. В то же время, не берите с собой в магазин на распродажи того, кто так же, как и вы, может поддаться на «аргументы» акционной рекламы. В итоге каждый из вас может купить вдвое больше ненужных вещей.

«Если вы решили, что как только новый телефон (платье, часы и т.д.) появится у вас, вы сразу станете круче в глазах других, попробуйте для себя создать другой сценарий о том, как вы можете стать значимее в глазах окружающих без приобретения этой вещи. Тогда, если вы все-таки совершаете данную покупку, вы рассматриваете ее функционал, а не социальный месседж, - считает психолог. -  Создавайте альтернативы. Рассуждайте о том, что будет, если я не куплю это? Чем больше у вас вариаций выбора, тем меньше вы зависите от своей покупательной способности. А вообще-то в сезон скидок важно не сделать главную ненужную «скидку», важно не сбросить с себя личность, попытавшись стать кем-то или буквально приобрести счастье за деньги, вместо того чтобы почувствовать его изнутри. Будьте к себе внимательны и любите себя, тогда социальные манипуляции просто пронесутся мимо - как стая шумящих птиц».

Кому мешает человеческий фактор?

Часто акции и скидки ставят в тупик любознательных покупателей. Они никак не могут понять, как же так можно «урезать цены» - что это за работа себе в убыток?

На самом деле, торговый сектор себя не обидит. И акции для него убытками вряд ли обернутся. Он просто получит меньше прибыли. Зато избавится от лишнего, некачественного, плохо продаваемого, к тому же это еще и привлечет покупателей.

Как товар от производителя до супермаркета «растет» в цене, мы решили проследить на самом ходовом и в этом году – достаточно дефицитном продукте – картошке, которую  на днях в одном из столичных супермаркетов продавали по акционной цене – 11 грн/кг. Правда, мало кто «велся» на эту «дешевку», поскольку товар такого качества, что никакой критики не выдерживает.

инфографика
Инфографика. Фото: АиФ в Украине

«Сейчас закупочная цена картофеля у фермеров составляет 6,5 – 7 грн, - рассказывает исполнительный директор Украинской ассоциации производителей картофеля Оксана Руженкова. - Как создается цена в супермаркетах?  Все зависит от размера.  Есть такое понятие, как фракция – то есть, размер разрезанного картофеля в диаметре. Фракция 30-40 идет по более низкой цене, Это маленькая картошечка, которую часто  называют «свинячьей», из-за того, что такой обычно кормят свиней. Она недорогая. Если еще окажется, что чем-то поражена, есть какой-то брак, то цена уменьшается на 5%, 10%, а то и больше. Но супермаркеты хотят видеть картофель хороший, качественный, той фракции, которая называется 50+. Это крупная, хорошая картошка, она однозначно понравится потребителю. Если нет брака, то цена ее будет больше не только в супермаркете, но и отпускная, в фермерском хозяйстве. В больших хозяйствах установлены сортировочные линии, и там как бы автоматически устанавливается,– по какой цене какой картофель продается. Некоторые агрохолдинги продают и социальный картофель, совсем мелкий и совсем дешевый, который будет валяться на полках в супермаркете, и тот, что будет по средней цене продаваться, и упакованный в сеточку с клипсами».

инфографика
Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Но та картошка, которую мы видели на днях в супермаркете по акции – разнокалиберная и наполовину гнилая, скорее всего, - не с фермерского поля, а закупленная перекупщиками у крестьян, с их огородов. И проблемы с картошкой, которые сейчас мы видим, связаны не только с плохим урожаем. Просто фермеры в этом году категорически отказались сотрудничать со многими супермаркетами. Ведь так повелось у нас, что торговые сети деньги за полученный у фермеров товар отдают только через 40 дней. За это время торговые сети, которые имеют накрутки на фермерском урожае в сотни процентов, прокручивают деньги и имеют еще большую маржу, и только потом отдают долги фермерам. Но даже это аграрии терпели. Но в прошлом году, пока мы ели замечательную фермерскую картошку, покупая ее в супермаркетах, торговые сети едва ли не присвоили себе фермерские деньги: за картофель, который фермеры поставили в июне-июле 2018 года они рассчитались только в марте 2019-го. И то, похоже, только потому отдали деньги, что у ни х иссякли запасы картофеля, и их надо было пополнять.

Вообще, по словам Руженковой, в истории взаимоотношений фермеров с торговыми сетями есть много неприятных моментов, вплоть до того, что иногда ради того, чтобы фуры с картофелем не стояли по 4-5 дней на морозе и чтобы не портился товар, приходится нужным людям давать взятки. В этом году фермеры в основном от дают предпочтение рейдерам – перекупщикам, которые рассчитываются за товар сразу.

Еще один продукт из первой тройки по популярности, - молоко, тоже по пути от фермы до полки в магазине дорожает в 2-3 раза, то есть, на 200-300 процентов. Но, по словам заместителя генерального директора Союза сельскохозяйственных обсуживающих кооперативов Михаила Данкевича, часть этих «накруток» вполне оправдана, поскольку далеко не во всех хозяйствах на должном уровне стерильно, не все имеют доильные аппараты, поэтому в достаточно высокой степени присутствует человеческий фактор, и много от него зависит.

«Чтобы минимизировать эту зависимость, необходимо создавать сельхозкооперативы, которые организовали бы пункты сбора молока с возможностью тут же делать его анализ. Но чтобы оборудовать такие пункты, организовать механизированное доение коров, нужны немалые средства, которыми могло бы помочь государство. Однако пока такие перспективы призрачны. И посредники, переработчики, и торгаши будут получать больше, чем крестьяне за свой продукт», - считает Данкевич.

Точка зрения

Ломать умеем. А строить?

Тем, что государство отказалось от контроля за ценами даже на самые социально важные продукты и товары, оно как бы сказало, что ценовую политику у нас формируют сами производители и торговые предприятия. Результат этого мы ощущаем на своих кошельках. Кроме того, у нас и общество «умыло руки» от контроля над ценовой политикой. Хотя в мире есть примеры того, что общественность – это сила. Несколько лет назад был случай, когда, если не ошибаюсь, в Нидерландах вдруг подорожали кетчупы или томатные пасты в среднем на 25 центов. В ответ на это защитники прав потребителей дали объявление о том, что объявляется месячник отказа покупать тот самый продукт. Эта акция длилась не месяц, а больше двух месяцев, и цены вернулись обратно, поскольку в торговой сети не смогли объяснить, почему они повысили цены. Мы же только и слышим, что нам обоснуют цены на газ, на электроэнергию, и на все, за что мы платим, но так ни одного обоснования нам и не предоставили. Мы не имеем обоснований тарифов на Интернет, на мобильную связь,  на все остальное. Понимаю, что это должны делать все, кто предоставляет какие-то услуги. Кто-то и мог бы это сделать, но зачем ему быть белой вороной? И еще важный момент. Нам говорят, что все дорожает из-за привязки к доллару. Хорошо. Сейчас доллар дешевеет, почему же не снижаются цены?

Просто все это – звенья одной цепи. У нас давно не проводится мониторинг цен, поэтому как-то анализировать их нет возможности. До 2010 года у нас была защита прав потребителей, работала она более-менее на уровне Были управления, был Госпотребстандарт. То, во что переформатировали все это, добавив еще туда и санэпидстанцию, и ветеринарную службу, ни в какое сравнение не идет с тем, что было. А главное, что потеряны специалисты, потеряны аналитики. Вместо НИИ стандартизации и метрологии создали структуру, которая называется Национальный орган стандартизации, символично, что аббревиатура его – НОС. Так с носом мы и остались. В общем, мы ломать научились хорошо, теперь придется учиться строить. Вместе с тем, не считаю, что все так безнадежно и пессимистично. Надеюсь, что все исправят будущие поколения. А мы, возможно, еще сможем объединить общественные организации по защите прав потребителей, и стать действенной общественной силой, которая реально будет стоять на страже интересов покупателя и потребителя услуг».

Татьяна Шальман, глава общественной организации «Институт потребительского права»

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых