aif.ru counter
496

Новая школа к реформе готова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34-35. Аргументы и Факты в Украине 29/08/2018

То, что наше образование, по сравнению с другими образовательными системами мира, мягко говоря, прихрамывает, - давно не секрет. И за все 27 лет независимости Украины очень много было разговоров о необходимости реформировать школу, но до дела так и не дошли. Маленькая победа, безусловно, - это внедрение современной системы тестирования знаний, ВНО. Но она касается только результатов обучения, а не самого процесса. А с нового учебного года наконец-то реформирование школы перешло на практический уровень: 1 сентября во всех украинских школах внедряется ключевой проект реформы НУШ - «Новая украинская школа». «АиФ» выяснил, что он меняет и что нового даст детям.  

НИ ЗАДАНИЙ, НИ ОЦЕНОК

В проект НУШ пока включаются все первые классы – по всей стране. А это почти 450 тыс. детей, которые первыми будут учиться в новом формате. Что их ждет? Для них приготовили шесть основных изменений, которые бывалым школьникам наверняка покажутся странными.

Первое. 12-лет за партой

Набор первоклассников 2018-2019 учебного года станет первым, который будет учиться уже не 11, а 12 лет, при чем, по новым стандартам и учебникам.

Зачем детям нужен еще один дополнительный год учебы? В Министерстве образования и науки говорят, что 12-летнее обучение необходимо для того, чтобы дети освоили не только новую школьную программу, но и то, на что мало обращали внимания раньше: развитие эмоционального интеллекта, критическое мышление, понимание своих чувств и чувств других, умение взаимодействовать в команде, экологическую компетентность, предприимчивость, инновационность, а также финансовую грамотность.

Второе. К поступлению в первый класс не нужно готовиться

Если раньше родители старались до школы научить ребенка читать и писать, то в этом году никаких знаний и навыков от тех, кто пришел в первый класс, не требуется. Раньше перед поступлением в школу проводили с детьми собеседования, и в зависимости от уровня интеллекта, элементарных знаний и навыков, могли отказаться брать ребенка в первый класс. А в этом году единственным критерием для поступления в школу было место регистрации, то есть, ребенок должен жить недалеко от учебного заведения.

Третье. Без домашних заданий и оценок

Еще одно нововведение - отмена домашних заданий для первоклассников. Домашние задания начнут задавать только во втором классе, и выполнение их у учеников второго класа не должно занимать больше 45 минут. В первом классе не будет и оценок. Их тоже начнут выставлять только во втором классе, и не по всем предметам, а только по математике, естествознанию и украинскому языку. А до тех пор об успеваемости детей учителя будут просто рассказывать родителям.

Четвертое. Классы будут новенькими

Проект НУШ предусматривает, что первоклассники должны приступать к учебе в помещениях, оборудованных новыми партами, досками, мебелью – всем необходимым для самых маленьких. Детей должны бесплатно обеспечить учебниками. Также предусмотрено создание сайта с учебниками, которые будут в свободном доступе и их можно скачивать на планшет, благодаря чему не будет необходимости детям носить с собой тяжелые рюкзаки. Кабмин выделил на приобретение необходимого оборудования для школ 1 млрд грн. И оно заказано, но пока заказ в процесе исполнения, не отпечатаны пока и новые учебники для первоклассников. В Минобразовния и науки предполагают, что все это будет готово к 1 ноября.

«В этом году наши производства не были готовы к такому крупному заказу, - говорит замминистра образования и науки Павел ХОБЗЕЙ. -  После тендеров предприятия начали присылать письма нашим руководителям о том, что они не успевают сделать мебель до 1 сентября, и просят перенести сроки. Наша позиция такова: пусть лучше они сделают чуть-чуть позже, но хорошо, не будем торопить их до 1 сентября, лишь бы отчитаться.  Поэтому в некоторых школах до 1 сентября может и не быть новой мебели, но до 1 ноября она точно будет».

Пятое. Группы продленного дня станут другими

Министерство образования и науки разработало новый порядок создания групп продленного дня в школах. Больше не будет групп, в которые ходили бы дети разных возрастных категорий, например, из 2-х и 5-х классов. Группы будут формировать только из детей, разница в возрасте которых не больше 1 года. Исключением будут только школы, которые находятся в сельской или горной местности - там по-прежнему из-за условий жизни и сложностей пути домой разрешено создавать группы продленного дня для учащихся разного возраста.  

Шестое. Будут как дома

Пожалуй, самое главное, что предполагает НУШ, - это новый тип взаимоотношений между учителем и учеником. Детям будет предоставлена полная свобода, повышение тона на них – недопустимо, о таком понятии, как дисциплина и поведение, придется забыть. Все шкафы в классе будут открыты и доступны не только учителю, но и ученикам, детей нельзя заставлять что-либо делать. В общем, по идее, первоклассники долждны себя чувствовать в школе как дома.

Фото: АиФ Украина

 

ФИНСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Украина и Финляндия на правительственном уровне подписали соглашение о поддержке Финляндией школьной реформы в нашей стране. В рамках этого соглашения финская сторона выделит 6 млн евро на проведение реформы, а также в течение четырех лет специалисты из Финляндии будут помогать украинским учителям осваивать новые стандарты обучения и заниматься популяризацией образования и образовательной среды.

«Подписанное соглашение предусматривает поддержку со стороны наших партнеров именно тех направлений, в которых Финляндия наиболее успешны, - говорит министр образования и науки Лилия ГРИНЕВИЧ. - Известно, что в собственной образовательной реформе финны сделали ставку на учителя, и это дало свои результаты - сейчас среднее образование в Финляндии одно из самых успешных в мире».

КТО ЗА БОРТОМ РЕФОРМЫ?

Реформа школьного образования пока не коснется учеников 2-11 классов.

«Чтобы ввести реформу во всех классах сейчас, не хватает ни материальных, ни человеческих ресурсов, - отмечает Лилия Гриневич. - Если бы были ресурсы, можно было бы начать реформировать не только первые классы, но и одновременно 5 класс, а также запускать трехлетнюю старшую профильную школу - 10 класс. Тогда наша реформа шла бы более быстрыми темпами. Но такой возможности нет. Поэтому мы выбрали наиболее мягкий и медленный вариант. Возможно, когда мы придем к стадии полной готовности, будут ресурсы, и общество потребует ускорить реформу – введем в реформирование не только первый класс, но и новую базовую школу, и старшую трехлетнюю профильную школу».

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Чтобы выявлять тех педагогов, которые готовы к изменениям, Министерство образования и науки будет регулярно тестировать их. Правда, не всех, поскольку это будет добровольная сертификация, в которой могут принимать участие все желающие – заставлять никого не будут. Однако те, кто откажется проходить тестирование, наверняка могут в дальнейшем остаться без работы. Пока что вопрос о тестировании педагогов – в стадии обсуждения.

«Мы хотим выявить учителей, владеющих новыми методиками обучения, теми, которые нужны «Новой украинской школе», - говорит Лилия Гриневич. – И мы уже определились, какие задания придется выполнять педагогам».

По ее словам, сертификация учителей будет состоять из двух этапов. Первый - это тест, состоящий из двух частей. Первая часть - предметные знания, в зависимости от того, какой предмет преподает учитель. А вторая - проверка знания методики. Этот тест будет проводить Украинский центр оценивания качества образования. За второй этап отвечает Государственная служба качества образования. Он будет касаться мониторинга работы учителя. То есть, это будет проверка того, как у педагога происходит сам процесс преподавания.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

За год до старта НУШ по всей стране этот проект, в качестве пилотного, был запущен в первых классах 100 школ в разных регионах. И уже в течение этого года первые шаги реформы многие критиковали – мол, вряд ли удасться чему-то научить детей в «балагане», где нет никаких требований и дисциплины. Но большинство учителей, участников проекта, которые поначалу тоже настороженно относились к нововведениям, за этот год свое мнение поменяли.  

 «Старая школа устарела и неинтересна, - говорит учитель Подволочиской школы в Тернопольской обл. Галина ПАЛЯНИЦА. - Думаю, детям действительно стало легче учиться. Потому что материал рассчитан как на сильного, так и на слабого. Например, если ребенок не умеет читать, он составляет слоги и считает количество букв, из которых состоит текст, а если умеет - читает. И получается, что одни дети тянут других: тот, кто уже прочитал свое, помогает соседу».

Сначала, по словам Г. Паляницы, она очень волновалась – смогут ли дети без подготовки, в свободной игровой форме усваивать первые знания и навыки. Но уже месяца через два увидела, что в новых условиях ученики быстрее, чем в предыдущие годы, учатся писать, читать и считать. Трудности возникали с обучением в группах - трудно было научить детей работать вместе: каждый переживал только за себя. Непривычной была и работа без звонков. Но потом стало ясно, что все новшества идут на пользу учебному процессу, и детям очень нравятся.

«Впечатления положительные, - говорит педагог Первомайской школы в Николаевской обл. Оксана САВЧАК. – Очень хорошо и то, что мы получили необходимую технику - ноутбук, принтер и ламинатор. Детям в такой атмосфере нравится. Они прекрасно воспринимают материал».

А минус, по словам О. Савчак, один - слишком большой класс, аж 32 ребенка. Но учиться детям по новой программе легко. Например, изучая финансовую тему, дети с удовольствием учились и деньги считать, и экономить их. А еще были темы занятий «Театр», «Космос» - дети в шесть лет активно включаются в обсуждение таких тем, им интересно, и они очень хотят узнать что-то новое из того, что их «цепляет».

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В Финляндии школа делится на младшую, с первого по пятый класс, и старшую - 6-9 классы. Школа полностью обеспечивает учеников учебниками, рабочими тетрадями, альбомами для рисования и канцелярией. Первый и второй класс находятся в одной аудитории, и учитель у них один. Основные предметы там - математика, чтение, правописание, физкультура, музыка и природоведение.

Общение учителей с родителями происходит через Интернет, на школьном сервере, там же размещено и расписание уроков, а также все школьные и классные новости. Родительских собраний там не бывает, но примерно раз в полгода учитель приглашает родителей вместе с ребенком на встречу - поговорить об успеваемости и дать рекомендации на будущее.

Японская школа состоит из трех ступеней: начальная, средняя и старшая. В начальной школе дети учатся шесть лет, в средней и старшей - по три года. В начальной школе нет домашних заданий, не нужно выполнять и сдавать контрольные работы и экзамены. Там самое главное - дать ребенку общие знания и навыки, подготовить к другим, более ответственным этапам. Изучают там математику, природоведение, общие социальные и гуманитарные знания, английский язык, основы труда, музыку, творчество, физкультуру и японский язык. В начальной школе, как правило, не бывает больше четырех уроков в день.

Учебников, одних для всех школ, не существует. Там каждая школа решает, что приоритетнее в обучении ее учеников. Школьную форму также выбирает себе каждое учебное заведение. И носят ее все школьники.

В Германии дети идут в первый класс в 6 лет. Школу там не выбирают, а поступают учиться в ближайшую к месту жительства. В немецких школах нет формы, дети ходят в обычной одежде. На уроках оценок не ставят, их получают только за самостоятельные работы и тесты. Нет там и больших домашних заданий. А уроки часто проводят в игровой форме – особенно часто в начальных классах.

МНЕНИЕ ЛИКАРЧУКА

ЖИВАЯ ПРОГРАММА – ПОТОМУ И КРИТИКУЮТ

- Фактически, состоялся запуск «Новой украинской школы». Я не буду ничего говорить о политической составляющей этого события. Я о сути. Как историк украинского образования, как человек, который отдал этому 43 года своей жизни, должен сказать, что это СОБЫТИЕ в украинской образовательной истории. Хоть некоторые уже спешат вешать ярлыки. Жаль, что во многих регионах Украины местные властные и образовательные «князьки» откровенно саботируют этот процесс. Но он УЖЕ ПОШЕЛ. Очень хочу верить в его необратимость. На уровне Министерства образования и науки сделано немало. Ничего подобного за последние 27 лет не было, хотя и были утверждены четыре программы развития образования. Но, к сожалению, вокруг них, кроме разговоров, действий не было. Те программы, откровенно говоря, даже не критиковали, потому что понимали, что о мертвых говорят только хорошее, либо ничего не говорят. А НУШ критикуют все. Потому что это живая программа. Потому что у нас все «знают», как должна работать образовательная система. Но даже эта критика говорит о том, что программа НУШ задела людей, нравится это кому-то или нет.

Основная проблема в том, что успех реализации НУШ будет зависеть не столько от Министерства образовнаия и науки, сколько от того, как она будет выполнятся на местах. В этом и есть самая большая головная боль. Ведь для того, чтобы НУШ заработала, из голов местных управленцев и педагогов должен исчезнуть «совок». Если этого не будет, НУШ состоится нескоро. Но слава Богу, что отсчет этого времени начат.

И напоследок: лично мне многое из того, что делается в контексте НУШ, не очень нравится. Но я хорошо понимаю, что всем все нравиться не может. Лучше впрячься и вместе тянуть лямку. Ребенок родился. Он уже есть. Пусть это еще ранний ясельный возраст. Но ребенок жив. Поэтому нужно помочь ему встать на ноги, а не уничтожать. Повторяю: ничего подобного в украинском образовании за 27 лет Независимости НЕ БЫЛО».

Игорь ЛИКАРЧУК, экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования, и. о. директора Учебно-методического центра обеспечения качества образования.

Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА

Топ 5 читаемых