aif.ru counter
570

Ликарчук: Познания в украинском у школьников – это катастрофа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и Факты в Украине 03/06/2015
Игорь Ликарчук
Игорь Ликарчук © / УНИАН

Круглых отличников – всего 12

– Игорь Леонидович, выпускники украинских школ уже прошли первое тестирование ВНО – по украинскому языку и литературе. Какие выводы можно сделать из его результатов?

– К сожалению, за тест базового уровня 200 баллов получили 158 человек из 275 тыс. Это всего лишь 0,06% от общего количества тех, кто проходил внешнее оценивание. А максимальное количество – 104 тестовых балла – за задания углубленного уровня набрали только 12 человек. Представляете, 12 человек на всю Украину. Кроме того, 19% выпускников знают украинский язык только на начальном уровне, а свыше 23 тыс. тест по украинскому языку и литературе вообще не сдали. Это катастрофа.

– Интересно, а из каких регионов отличники первого теста ВНО?

– Из разных. Больше всего их во Львовской обл. Но есть ребята и из Киевской и Черкасской областей. В некоторых регионах – по 1, 2, 3 таких успешных ученика. Сложно говорить о какой-то региональной закономерности.

– Больше отличников из городских или из сельских школ?

– Результаты выпускников из городских и сельских школ сильно отличаются. У выпускников городских школ всегда были намного лучше оценки по тестам. В течение последних 5–6 лет этот разрыв постепенно увеличивается. В селе намного слабее подготовка. Казалось бы, почему? Ведь украинский язык – тот предмет, который не требует какого–то особенного оборудования, технических средств, да и говорят практически все жители сел по-украински. Для хороших результатов достаточно, чтобы был хороший учитель, хорошая библиотека и нормальный учебный процесс.

– Что, на ваш взгляд, этому мешает?

– Нужна реформа в сфере образования. Просто изменение учебных программ, планов – это как косметический ремонт старой машины. Он ничего не даст. Надо коренным образом менять систему образования, систему управления, систему оплаты труда учителя, систему финансирования. И в целом формировать систему обеспечения качества образования. То есть это огромная масса проблем, которую нельзя сводить к одному пункту – увеличению зарплаты учителей, компьютеризации школ и т. д. Точечно ничего не решим. Яркий пример – программа «Школьный автобус», которая действует уже добрый десяток лет. На нее потрачены миллиарды гривен, но разница между знаниями учеников городских и сельских школ не уменьшилась. Впрочем, нельзя так категорично утверждать, что все сельские школы плохие, а городские хорошие. Есть примеры, когда две школы в Киеве расположены на одной улице, а результаты знаний у детей – разные. Опять же, половина из тех 12 выпускников, которые сдали на отлично тесты углубленного уровня, – из сельских школ. Поэтому тут, скорее, надо говорить о разнице между школами. Огромное значение имеет личность учителя, а также то, насколько удачно организован учебный процесс.

– И какой выход?

– Проблемы всегда были, есть и будут. Но должна быть политическая воля для того, чтобы их решать. И – что еще важнее – политическая воля для того, чтобы бороться с теми, кто не хочет меняться. А таких людей очень много в сфере образования. И это самая огромная угроза реформам.

Госзаказ для частных вузов

– Многие ли вузы требуют от абитуриента тесты углубленного уровня по украинскому языку и математике?

– К сожалению, немногие. Мне стыдно об этом говорить, но выходит, что нашим университетам качественно подготовленные абитуриенты не нужны. Углубленный уровень ввели по украинскому языку и литературе только 5 вузов, а по математике – 9. Меня поразило то, что во Львове ни один государственный вуз не требует результатов углубленного уровня. Зато его потребовало одно маленькое частное учебное заведение. Ведь среди коммерческих вузов есть такие, в которых очень высокий уровень образования. Такие университеты есть в Днепропетровской, Харьковской и Львовской областях. Они заботятся о своей репутации, рейтинге и востребованности дипломов, поэтому отбирают лучших абитуриентов. Кроме того, в этом году они впервые материально заинтересованы. Ведь 20% госзаказа получат те вузы, в которые пойдут самые лучшие абитуриенты. Причем нет разницы, частные они или государственные.

– Одно из нововведений нынешнего года в том, что сертификаты ВНО прошлых лет недействительны, и выпускникам прошлых лет, желающим пополнить ряды студентов, нужно снова проходить тестирование. Сколько таких было на первом тесте?

– Свыше 30 тыс.

– Есть среди них те, кто в свое время окончил украинскую школу, но сейчас живет на территории «ДНР», «ЛНР» или в Крыму?

– Есть. Но мы не ведем учет абитуриентов по месту проживания, а только по месту сдачи тестов. Поэтому сложно говорить о статистике.

– В вашем Центре ежедневно рассматривают сотни апелляционных жалоб тех, кто прошел первое тестирование. Каковы результаты?

– После рассмотрения апелляций примерно у 30 % выпускников результат тестирования повышается, у нескольких процентов, на–оборот, оценка становится ниже. У остальных все остается без изменений. Предполагаю, что жалоб по поводу первого тестирования будет больше 2,5 тыс. Моя позиция такова: чем их больше – тем лучше. Ведь это говорит о доверии к системе – выпускники верят, что она справедлива, и если на их взгляд, кем–то допущены ошибки, они могут быть исправлены. Мы рассматриваем каждую жалобу в присутствии тех, кто ее написал. Ни одной не игнорируем.

– Как вы предполагаете, сколько выпускников не смогут сдать тесты? Не растерялись ли ребята?

– Такие прогнозы невозможны. Но по результатам пробного тестирования картина получилась очень пестрая: около 20% не сдали тест по физике, зато, к примеру, по испанскому языку все преодолели «порог». Что же касается эффективности нововведений и не растерялись ли из–за них выпускники, – говорить рано. На этот вопрос я отвечу после завершения ВНО.

Фото: В Днепропетровске выбрали самую красивую длинноногую студентку | Фотогалерея

 

 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых