aif.ru counter
30.05.2016 10:55
800

Касается каждого: история маленького гения из Хмельницкого

Сюжет Касается каждого

Одаренный ребенок – мечта многих амбициозных родителей. Наверное, представлять о том, как гордишься выдающимися успехами сына или дочери,  очень приятно. Но насколько легко приходится родителям детей с необычными способностями, да и самим детям на самом деле? И готова ли наша система  и наше общество принять таких детей, смириться  с их существованием, и хотя бы не мешать им, жить и развиваться своими темпами? Особенно – если такой малыш родился не в тепличных условиях, не в столице, а где-нибудь в небольшом городке? На записи программы «Касается каждого», посвященной одаренным детям и приуроченной ко Дню защиты детей 1 июня,  АиФ по душам поговорил о радостях и сложностях воспитания необычного ребенка с Еленой Садыковой, мамой вундеркинда – восьмилетнего Кости Садыкова из Хмельницкого.

Елена, когда и как вы поняли, что ваш малыш обладает большими, чем у других детей, способностями и потенциалом?
Я водила маму к врачу. И получилось так, что с Костей пообщалась немного психолог, которая  раньше работала в Киеве с одаренными детьми.  Она поговорила  с ним, пока мы были у врача, а потом  и говорит нам: «А вы понимаете, что у вас – одаренный мальчик?»  Ну да, он сам научился читать в два года.  Сам начал писать, причем со знаками препинания … Она говорит: «Нужно идти в школу. Вы и так опоздали на год».

В четыре с половиной года уже опоздали?

Да. В итоге мы пошли в школу в пять с хвостиком, на следующий год.
А как это произошло? Просто пришли – записались, и…?
Конечно, нет! Пришли подавать документы. Нам говорят: «Нельзя, слишком рано». Говорят: «Надо срочно создавать комиссию, если вы хотите в школу. В соответствии с нашим законодательством в пять лет в школу идти вы не имеете права». А эту комиссию никто просто не знает, как создавать, потому что  их до этого создавали только чтобы отсеять деток, которые отстают в развитии. В общем, с трудом комиссию организовали.
А кто создавал? К кому вы изначально обращались?

Я звонила прямиком в министерство образования, потому что не знала, куда идти.  Меня там по голосу уже узнавали. Я – самая боевая мама (смеется). Создали  комиссию,  первым там идет разговор с психологом. Тоже прошло не без сюрпризов. Костя капризничал иногда. Один раз пришла соседка в гости, моя мама говорит, указывая на букву «А»: «Костенька, а вот это – какая буква?» Он: «Не знаю». Мама: «Ну, подумай хорошо». А в это время Костя уже читал вовсю. Но снова: «Не знаю». Потом разворачивается, и так со значением говорит: «А я вообще никаких букв не-зна-ю». Моя мама готова была сквозь землю провалиться. И у психолога получилось то же самое. Она попросила Костю что-то написать. Костя посмотрел на нее и говорит: «А я не умею». Она: «А как бы ты написал «Спасибо за любовь, мама?» Костя спокойно так: «Спасибо за любовь, запятая, мама».  У нее - минута молчания. Говорит дальше:  «Так,  а если – «Мама, спасибо за любовь»? Он говорит: «Тогда запятая - после слова «мама».  Она спрашивает: «Почему?» «Потому что это – обращение, это же просто!» Она сказала: «Это – уровень пятого класса. Я, вопреки всем, даю разрешение на комиссию».

Приходим на комиссию, спрашивают: «Костя, капуста – овощ или фрукт?»

Он: «Я не знаю»,Его спрашивают снова:  «Костя, а что это за буква?»

Он опять: «Не знаю».

Ему говорят: «Хорошо, расскажи тогда что-нибудь, что тебе  проще». Костя подумал и говорит: «А вы знаете, что все вокруг состоит из атомов? Воздух, которым вы дышите – тоже состоит из атомов? Когда они передвигаются, получается поток, это и есть ветер». Рассказал об Острове Пасхи, о бразильских черепахах, которые плавают за три тысячи километров – откладывают яйца и так далее.

В общем, разрешение поступать в школу нам дали.
А как он этому всему научился? Вы с ним занимались?

Я не знаю, как он научился. Я вообще не занималась с ним специально, все время думала: «Пусть у ребенка будет детство!». 
Сидел в Интернете?

Нет, читал много. В общем, отправили его в первый класс в пять лет. Но снова проблема: не знали, в какую школу определить. В общем,  так как не было таких детей, Министерство образования издало указ и открыли класс для него. Он был один в первом классе, но учился с четвертым вместе. Нам сказали купить подушечку, чтобы он спал, когда ему скучно. В общем, он слушал программу и того, и того класса. Или спал, когда ему было не интересно. Мы второй раз на программе «Касается каждого». В первый приезд его «одноклассников» из четвертого класса спрашивали: «Вы Косте помогаете?» А все ученики 4-го класса Косте помогали. Кто-то застегивал, кто-то расстегивал, кто-то одевал, кто- то обувал. Спрашивают: «А  он вам в чем-то помогает?» «А он нам помогает уроки делать».

А как его восприняли в классе? Я слышала, что от него как-то хотели избавиться?

Да, было сначала. Да и сейчас хотят. Но это – проблема завуча, а не отношение детей или учителей. Это – позиция тех, кто должен отчитываться перед ГорОНО. У нас вообще была конфликтная ситуация. Мне сказали, что мой ребенок не успевает, не справляется. Я спрашиваю: что он не успевает? Говорят: посмотрите, сколько он пишет, это мало Я говорю – он пишет столько, сколько ему задают. Ребенок делает все, что ему говорят. Если мы попробуем по грамотности посмотреть, я не знаю,  кто напишет лучше – Костя или другие ребята. В общем, меня попросили его забрать, перевести в другую школу.  Они готовы даже были помочь попасть в более престижную, по их словам. Вы знаете, когда он через год перепрыгивал, меня завуч встречает и спрашивает: а вы знаете, что вам придется сдавать экзамены по всем предметам. Я – учитель рисования в прошлом и понимаю, о чем речь. Костя неплохо рисует. Но меня это зацепило.

Я говорю: «Вы знаете,  если я начну сейчас ваших преподавателей экзаменовать, никто из них не сдаст у вас экзамен по рисованию».

Это еще такой предмет, где придраться можно к чему угодно!

Сделали ему экзамен. Он неделю сдавал экзамены каждый день по предмету, чтобы перейти в другой класс. И он сдал, слава Богу. Хотя он во второй класс не ходил. Но сейчас учителя не хотят его отдавать, а завуч осталась на своей позиции. Учителя даже переживают, что  он в гимназию поступает, им очень жалко.

Почему решили перейти в гимназию?

Там, в гимназии, нагрузка выше. Я вижу, что мой ребенок недополучает знаний.

Касается каждого
 

У него есть сейчас понимание: что он хочет делать, куда идти?

Ему все нравится. Ведущим? Хочу!  Еще кем-то – хочу! Он сам говорит мудро: время покажет. Я еще 10 раз поменяю свое мнение. Он хочет везде!  На музыку, на танцы…

Все получается?

Ну да. В музыкальной школе его прослушивали, хотели даже по классу виолончели посреди года взять, но в итоге решили, что пойдет учиться с лета. Но опять же – то он скрипку захотел, то виолончель… Я ему объясняю: Костя, мы все не потянем финансово, если ты хочешь и скрипку, и виолончель, а потом еще что-то!

А он усидчивый?

Он жутко неусидчивый до тех пор, пока не сел что-то делать.  Все говорят: мы думали, что он будет  егоза. А, когда он чем-то занят, его не видно и не слышно.

А как нашел общий язык с одноклассниками, хотя они старше ведь?

Нормально. Правда, в какой-то момент нам пришлось заняться спортом, чтобы давать сдачи, но не одноклассникам, а другим детям. Он пошел на тайский бокс, уже даже защищал своего одноклассника от других  мальчишек. Говорит: «Я встал и махал ногами, правда, смог вспомнить не все приемы». Спрашиваю: «Отбил?» Он говорит: «Мама, ну никто же даже случайно не хочет в глаз ногой получить!» Я говорю: «Ты спортсменом себя видишь?» «Нет». Хотя тренер у него потрясающий, знает два иностранных языка, второе высшее образование получал в Германии, увлекается музыкой,  любовь к музыке Косте привил именно он.

Языки учите?

Сделали перерыв на год, из-за того, что много читал и у него очень плохое зрение. Он первую строчку не видит. Мы старались чуть- чуть остановиться. А летом нас берет лучший специалист, будем продолжать.
Что бы вы посоветовали мамам, которые в один прекрасный или не очень момент вдруг понимают, что родили одаренного, необычного ребенка?

Сразу начать думать, где взять деньги на достойное образование – как учить будете? У меня сейчас не хватает средств, чтобы отдать его во все кружки, куда он хочет. И очень грустно, когда не можешь дать ребенку те возможности для развития, которых он заслуживает.  Раньше в Украине была система отбора и развития талантливых детей. Сейчас – нет, мы  все сами.

Больше историй необычных детей – в выпуске программы «Касается каждого» - «Дети, которые нас удивили», 1 июня на «Интере».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых