aif.ru counter
18.11.2018 17:27
512

Эхо драмы. «Укрзализныця» ответила на вопросы «АиФ.Украина» о безопасности

Эхо драмы. «Укрзализныця» ответила на вопросы «АиФ.Украина» о безопасности
Эхо драмы. «Укрзализныця» ответила на вопросы «АиФ.Украина» о безопасности © / golos.ua

Насколько безопасно в Украине ездить в поездах? Вопрос риторический. Судя по тому, как должны оказывать первую медпомощь в транспорте главного железнодорожного ведомства страны – в случае ЧП тебя не оставят истекать кровью до приезда кареты скорой помощи. Но жизнь убеждает в другом: в случае чего, надеяться можно только на себя, своих близких и случайно оказавшегося рядом врача.

В каждом поезде – 4 аптечки?

Чуть больше месяца назад, 10 октября, мы писали о драматичной истории, которая произошла в столице на центральном железнодорожном вокзале вечером 5 октября - мужчина, гражданин Египта, у которого не было билета, неудачно пытался запрыгнуть в поезд «Киев-Харьков», и колеса отрезали ему левую стопу. Первую медпомощь пострадавшему, которая заключалась в том, чтобы остановить кровотечение, оказывали не проводники, а один из пассажиров, студент-медик Данил Костюк. При чем, это пришлось ему делать собственными подручными средствами, поскольку в поезде была только одна аптечка, в которой, как утверждают друзья Данила, кроме бинтов и анальгина ничего больше не оказалось. Жизнь человека была спасена. И прибывшая минут через 20 скорая увезла его в больницу. Медики бригады поблагодарили Д. Костюка за то, что он не остался равнодушным и не дал пострадавшему истечь кровью. А вопросы, возникшие в связи с безопасностью на железнодорожном транспорте, мы направили в «Укрзализныцю». Мы спросили, проходят ли проводники обучение по оказанию экстренной медпомощи, сколько аптечек и с каким содержимым должно быть в поезде, сколько человек работает в медслужбе Киевского железнодорожного вокзала, и чем они обеспечены для оказания первой медпомощи, а также – разоблачает ли ведомство продажу билетов мимо кассы и перевозку проводниками «зайцев». Поскольку билета у пострадавшего мужчины не было, возникли подозрения, что он пытался сесть в поезд на ходу по договоренности с проводником.

На днях мы получили ответ «Укрзализныци». Правда, ответили нам не на все вопросы, но об этом позже. Для начала цитируем документ:

«Вопрос 1. Проводники пассажирских вагонов являются лицами, не имеющими медицинского образования, однако в своей деятельности обязаны предоставлять домедицинскую помощь человеку в неотложном состоянии, что предусмотрено статьей 12 Закона Украины «Об экстренной медицинской помощи» и пунктом 3.1.16 «Инструкции проводнику пассажирских вагонов ЦЛ-0038», утвержденной приказом Укрзализныци от 01.09.2003 № 234-Ц (с изменениями).

Приказом Министерства здравоохранения (далее - МЗ) от 02.03.2009 № 132 «Об организации обучения отдельных категорий немедицинских работников навыкам оказания первой неотложной медицинской помощи» утверждены требования к уровню знаний и практических навыков проводников пассажирских вагонов и соответствующие сроки подготовки и повышения квалификации с четко регламентированным перечнем практических навыков, которыми должен обладать немедицинский работник (проводник) после прохождения обучения по подготовке к оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях.

Вопрос 2. Приказом ОАО «Укрзализныця» от 21.05.2018 № 317 «О введении в действие Изменений в Порядок срока службы и списания отдельных предметов постельных принадлежностей и мягкого съемного инвентаря пассажирского вагона» предусмотрено наличие медаптечек: одна обыкновенная «универсальная» + одна опломбированная «аварийная» (на случай экстренных расстройств здоровья и аварий) в штабном вагоне и еще по одной универсальной в вагонах в голове и хвосте поезда.

Следует отметить, что обучение проводится с целью получения работниками теоретических медицинских знаний и практических навыков оказания первой помощи на месте происшествия без применения каких-либо лекарств. Поэтому, по требованию Минздрава, изменен перечень предметов медицинского назначения аптечки обычной (универсальной) первой домедицинской помощи для пассажирского вагона и рекомендован перечень лекарственных средств и предметов медицинского назначения для оказания первой медицинской помощи медицинскими работниками для штабного вагона «Аварийная» (на случай экстренных расстройств здоровья и аварий).

Вопрос 3. Пункт здравоохранения при опорном пункте «Вокзал станции Киев-Пассажирский» (далее - пункт охраны здоровья) создан и функционирует с целью оказания первой медицинской помощи пассажирам железнодорожного транспорта, железнодорожникам и лицам, находящимся в помещении или на территории железнодорожного вокзала. Он осуществляет обеспечение аварийно-спасательных работ, проводит профилактические и противоэпидемические мероприятия на вокзале.

Пункт здравоохранения соответствует перечню учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Украины от 28.10.2002 № 385 и входит в состав Киевской клинической больницы на железнодорожном транспорте № 2 филиала «Центр охраны здоровья» ПАО «Укрзализныця»».

Пресс-служба ведомства не уточнила, что именно должно быть в аптечках, поэтому мы сами это выяснили. Оказывается, в универсальной аптечке должен быть жгут для остановки крови, эластичный бинт и 5 марлевых разного размера, три вида салфеток - стерильные, антибактериальные и кровоостанавливающие, пакет перевязочный, ножницы парамедицинские, а также спецматериалы на случай травм и ожогов. В аварийной аптечке предусмотрен огромный ассортимент медпрепаратов, медицинский спирт и даже проволочная шина.

О «зайцах» и туалетной бумаге

Итак, мы уже знаем, что в каждом поезде должно быть четыре аптечки с самым разнообразным содержимым и обученные предоставлять необходимую домедицинскую помощь проводники. Но реальность, как видим, - другая. И случай, который произошел с египтянином, - не исключение.

Своей неприятной историей, которая произошла прошлым летом, поделилась в Facebook киевлянка Олеся Егорова, ехавшая ночным поездом из Одессы в Киев, и почувствовавшая серьезное  недомогание.

«Ситуация произошла со мной в 4 утра на станции за пару минут до отправления поезда, и проводница не знала, что делать в таком случае, - написала Олеся. - Навыки оказания первой медицинской помощи она не применила, аптечки с минимумом необходимых лекарств у нее не было. Анализируя сейчас ситуацию, я понимаю, что она была в панике и не знала, вызывать скорую или срывать стоп-кран».

Она также отметила, что на звонки проводницы ее коллеги в поезде отвечали, но никто не явился на помощь и не мог подсказать, что делать. По просьбе девушки проводник вызвала на одну из ближайших станций скорую, бригада которой и оказала ей медпомощь. 

Этот случай прокомментировал эксперт по железнодорожному транспорту Александр Рудоманов, обратив внимание на то, что спастись в поезде «Укрзалізниці» очень сложно.

«Я знаю начальников поездов, которые за свои деньги наполнили аптечки на всякий случай, но в основном - это мрак, - отметил он. - Далеко не в каждой поездной аптечке есть хотя бы жгут (называю не официальные данные, а с «полей»). При этом железная дорога является зоной повышенной опасности. Путь часто проходит в десятках километрах от любых населенных пунктов, и потому надежды на своевременный приезд скорой нет».

Эксперт считает, что пассажиры должны надеяться только на самих себя. Хотя, он уверен, изменить ситуацию можно – есть волонтеры, которые готовы помочь работникам железной дороги овладеть техникой домедицинской помощи. Главное, чтобы это было нужно «Укрзализныце». Но, похоже, ведомство не спешит меняться в этом плане.

А наш вопрос о безбилетчиках остался без ответа. Наверное, масштабы перевозки «зайцев» слишком впечатляющи, чтобы их озвучивать. Известен случай, когда весной этого года проверяющие только в одном поезде «Одесса-Харьков» «поймали» 36 «зайцев»! Эти масштабы левого заработка проводников всего одного поезда говорят, скорее всего, о том, что это был далеко не первый и не единственный случай.

Хотя, надо сказать, «Укрзализныця» в последнее время активно меняется: появился новый логотип, в поездах начали предлагать еду, обещают значительно улучшить состояние туалетов, да и, кстати, в этом году вдвое увеличили нормы туалетной бумаги на рейс – с 4 до 8 рулонов на вагон. Но, может, стоило бы начать все-таки с безопасности – с комплектации поездов аптечками и обучения проводников, чтобы они не терялись в случае травм и болезненных состояний пассажиров, а также - с борьбы с перевозками безбилетчиков, чтобы людям не надо было бежать за поездом, чтобы впрыгнуть в него в качестве «зайца», а можно было купить билет в кассе?

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine  

MOZGI, Винник и другие: все номинанты премии M1 Music Awards: 4 Seasons

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых