aif.ru counter
223

Что нового ждет школьников в 2019-2020 учебном году

Снова наступил волнующий для детей и взрослых момент – новый учебный год. Что нового ждет наших школьников, их родителей, что изменится для учителей?

Станислав Ломакин / АиФ

БЕЗ ФОРМЫ, НО В ЖИЛЕТАХ

Самое первое, что уже порадовало детей - отмена обязательной школьной формы. В отдельных школах, конечно, могут рекомендовать приобрести какую-то одинаковую одежду, но родители вправе отказаться покупать ее своему ребенку. Теперь они, не нарушая законодательство, могут сами, вместе со своим сыном или дочкой решать, в чем им посещать занятия. В некоторых школах сами родительские комитеты приняли свои дресс-коды – например, темный низ и светлый верх, где-то под запретом рваные джинсы и слишком открытые топы. Но главное, чтобы одежда школьников была удобной, сшитой из «дышащих» тканей, пропускающих воздух. Однако многие считают, что в праздники школьникам уместно надевать уникальный праздничный наряд украинцев – вышиванки.

Ожидается еще одно нововведение, касающееся одежды, - всем ученикам младших классов выдадут светоотражающие жилеты. Как сообщил СМИ накануне 1 сентября пресс-секретарь бывшего премьер-министра Гройсмана Василий Рябчук, эти жилеты уже подготовлены Госагентством инфраструктурных проектов, и их передают на места. Полицейские будут приходить с ними в школы и проводить там уроки по безопасности дорожного движения, - тогда и раздадут светоотражающие жилеты.

Кроме того, изменится меню школьников – это будет что-то вроде шведского стола, и дети сами будут выбирать то, что они хотят съесть. Современные кулинарные рецепты для школьных столовых разработал известный кулинар Евгений Клопотенко. Он утверждает, что вкусный обед можно по его рецептам приготовить для ребенка всего за 15 грн, - хотя ему самому неоднократно приходилось слышать, что рецептура для школьных столовых не менялась у нас с 1991 года, поскольку очень сложно придумать обед за 15 гри. Это нововведение будет опробовано в столице, затем его начнут перенимать регионы.

Какие еще новинки ждут школьников? Ученические билеты будут в виде электронной карты, благодаря которой (и с помощью специального приложения) родители смогут отслеживать место пребывания ребенка. А с 1 ноября с этой картой дети смогут бесплатно ездить в городском транспорте. Это нововведение тоже пока запустят в Киеве, а со временем оно распространится по всей стране.

Радикально изменится и отношение к оценкам. Теперь они являются личной информацией, которую учитель не имеет права разглашать! И педагоги больше не смогут объявлять оценки школьников при всех. Учитель сможет при всем классе только общими фразами оценить ответ или работу ученика, но не называть оценку, которую он поставит в журнал и в дневник школьника, - в баллах. Это же правило касается и родительских собраний – учитель об оценках ребенка сможет сказать его родителям только наедине, но не при всех. В Министерстве образования и науки утверждают, что таким образом можно решить проблему травли среди школьников из-за оценок. А в первом и во втором классе, с которых стартовала реформа НУШ (Новая украинская школа), оценок вообще не будут выставлять. В школах больше не будет рудиментов прошлого – досок почета. Теперь мы будем придерживаться того мнения, что каждый ученик в чем-то талантлив: один лучше учится, второй лучше играет в футбол, третий - танцует или поет. И каждый - лучший по-своему.

Часть украинских школ, параллельно с бумажными, будут вести электронные журналы. Это позволит учителям выставлять оценки в режиме реального времени, а родителям - сразу же иметь к ним доступ. Во всех школах электронные журналы введут с 2020 года (пока не уточняется, с начала года, с 1 января, или с начала следующего учебного года).

В целом, отход от традиций, прижившихся в нашей школе в течение многих десятилетий, предполагают практически все нововведения. Даже те, которые касаются не содержания, а формы обучения. Теперь у нас стал возможным свободный выбор формы обучения, приемлемый для детей, которые часто болеют, серьезно заняты спортом, музыкой или чем-то подобным. Родители таких детей, написав соответствующее заявление в администрацию школы, могут перевести их на индивидуальную форму учебы.

РЕАЛЬНОСТЬ ПУГАЕТ

Как не порадоваться многим полезным нововведениям? Но какими бы «радужными» они не казались, есть еще и суровая реальность, которая - как ложка дегтя в бочке меда. Как сообщили в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ, около 40% зданий наших школ находятся в неудовлетворительном состоянии, а в 10% школ туалеты есть только на улице. Мало того, практически все школы, а именно 90 % их, не приспособлены для детей-инвалидов. А, как заявил замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев ПАРЦХАЛАДЗЕ, температура в 47% школ зимой не превышает 17 градусов. По его словам, есть огромная диспропорция между строительством жилья и социальной инфраструктуры в наших городах. И эту ситуацию нужно менять.

И еще: как оказалось, 30% сельских школ – малокомплектны, там едва набирается половина учеников от нормы, в то время как в городах школы переполнены, и дети вынуждены учиться во вторую смену. Согласно новым строительным нормам, на 1 тыс.  жителей должны быть предусмотрены минимум 135 мест в школах и 38 – в детских садах, с радиусом пешеходной доступности – до 750 м для школ и до 300 м для садиков. Правда, эти нормы актуальны только для тех учреждений, которые будут строить. А к тем, которые построены давно, с новыми нормами не придерешься. Да что там строительные нормы – хоть бы детям в туалет на улицу больше не надо было бегать. Да, со временем, и у наших школьников будут идеальные условия для учебы. Но, главное, - чтобы, независимо от уровня комфорта, им было интересно учиться.

НИЧЕГО СЕБЕ!

ЗРЯ В ШКОЛУ ХОДИЛИ

Почти 14% детей, окончивших начальную школу, не умеют читать и считать. Как сообщили в Министерстве образования и науки, они не достигли базового уровня в математике и чтении.

«Мы получили 13,6% четвероклассников, не достигших базового уровня математической компетентности, - заявил на августовской конференции педагогических и научно-педагогических работников Киева замминистра науки и образования Вадим КАРАНДИЙ. - Речь идет о том, что 14% не могут осуществлять элементарные математические операции - сложение, вычитание, умножение и деление. Эти базовые для четвероклассников навыки - отсутствуют. Для них также являются очень сложными задачи на размышления и анализ».

По его словам, столько же, почти 14%, четвероклассников не достигли базового уровня читательской компетентности. Базовый уровень, объяснил чиновник, означает прочитать текст, понять его и ответить на вопросы, касающиеся этого текста. Исследование также показало, что у мальчиков намного хуже результаты по чтению, а по математике – у всех примерно одинаковые.

ДЕНЬГИ

ТРУД ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

С 1 сентября педработникам на 10 % повысили зарплаты. Это повышение коснется тех, кому не повысили зарплату в 2018 году – то есть, сотрудников учреждений дошкольного, внешкольного и профессионально-технического образования. Кроме того, с января 2020 года у воспитателей отпуск увеличится с 42 до 56 дней.

А с 1 января 2020 года зарплаты всех учителей и воспитателей вырастут на 20-70%. В намеченных планах повышения зарплаты педагогов график роста расписан до 2023 года. Но не останутся ли эти планы только на бумаге?

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

ЭКЗАМЕН ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В Украине 31 октября пройдет пилотное независимое тестирование для учителей начальной школы. В случае удачного прохождения тестирования педагог получит ежемесячную доплату в размере 20% должностного оклада. Она будет пропорциональной объему педагогической нагрузки. Сертификат будет действовать в течение трех лет.

Всем участникам предложат 100 задач, на выполнение которых отведут 180 мин. Внешнее оценивание учителей является одним из обязательных элементов сертификации педагогических работников. В нем примут участие около 900 педработников.

Говорят, что особый смысл в этом тестировании есть для начинающих учителей. Ведь им, чтобы «дослужиться» до высшей категории, нужны десятилетия. А с помощью независимого тестирования они могут получить более высокую зарплату сразу.

Тесты будут определять уровень осведомленности преподавателя в вопросе планирования и организации образовательного процесса, обеспечении и поддержке обучения, воспитании и развитии учащихся и создании образовательной среды.

 

МНЕНИЕ КАЛАШНИКОВА

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

- Хорошо ли то, что оценки в наших школах станут «персональной информацией», и их нельзя теперь разглашать вслух, при других детях, при родителях других детей?  На мой взгляд, это яркий пример двойных стандартов. Ведь на словах мы якобы делаем все, чтобы развивать индивидуальность в детях, но на деле мы превращаем их в толпу, в которой все должны стать одинаковыми. Почему оценка теперь станет персональной тайной? Чтобы не было стыдно тем, кто успехами в школе не блещет? Или – их родителям? Такое впечатление, что эту «игру» с «затенением» оценок затеяли по заказу каких-то влиятельных мам и пап, чьи дети плохо учатся. Чтобы им не было стыдно за своих чад. А вообще-то надо думать о том, чтобы приучать детей не к каким-то секретам, недосказанности, скрытности и сокрытию информации. А, наоборот, к открытости, умению быть искренним - если надо, интересно и креативно рассказать о себе. Мы же видим, насколько открыты, по сравнению с нами, иностранцы, приезжающие к нам, и насколько зажаты по сравнению с ними мы. Это совок, это его наследие. Там не все было плохо, но то, что из человека пытались сделать «винтик» в системе, одного из толпы, часть безликой массы – это точно. И вот мы видим продолжение этого – с тайной об оценках. Дальше, если по логике продолжить этот ряд, то дети и учителя должны бы отказаться от своих настоящих имен и фамилий и фигурировать в школе под какими-то никами.

Юрий КАЛАШНИКОВ, психолог.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ПОТЕРЯНЫ СМЫСЛЫ

- Настоящая учеба не бывает легкой. Но многие дети и их родители уверены в том, что в школу можно ходить, чтобы легко и весело провести время, развлекаться, и, куда правду деть – покурить, употребить наркотики. Считается нормальным 10 лет совсем не думать об учебе, а в 11 классе родители бегают ищут репетиторов, чтобы их ребенок сдал ВНО. А в обозримом будущем учеба в школе будет длится 12 лет, но разве это что-то меняет? Так можно и 15 лет ходить в школу, но учиться всего 1 год. Хотя, учитывая, что у нас довольно-таки рано дети взрослеют, оптимальный срок обучения в школе – 10 лет.

Каждый год в наших школах вводят новые предметы. Но учить будут только то, что нужно для сдачи ВНО. А остальные полтора или два десятка дети не учат и уверены, что по ним и так поставят нужные оценки.

Дисциплина стала чем-то лишним. Родители хотят одного - хороших оценок для своих детей. И многие из них готовы за это платить или сами выполняют домашние задания. Анекдот о разговоре по телефону двух отцов одноклассников, когда один у другого спрашивает, сделал ли тот домашнее задание за своего сына и не даст ли списать, - точно отображает наше время. Мы вырастили поколение безответственных людей и потеряли управляемость и смыслы в школьном образовании. Это надо исправлять. Надо, чтобы предметов в школе стало меньше, а по каждому из оставшихся чтобы был независимый экзамен. Как, например, во Франции, где дети за 5 дней сдают 10 экзаменов. По такому графику невозможно сдать за счет зубрежки или списываний.

Что касается учителей, то главная беда в том, что их труд недооценивают. Обещания повысить зарплаты на сколько-то процентов проблему не решат. Исходить нужно не из абстрактной ставки, а из конкретных нужд: сколько учителю молодому надо заплатить за квартиру или коммунальные услуги, сколько нужно денег на приличную одежду, сколько - на компьютер, Интернет, на транспортные расходы и питание. Если получившуюся сумму вычесть из зарплаты, которую сейчас получает молодой учитель, то мы наверняка окажемся в минусах. А как учителю жить? Ведь дети хотят видеть его интересным для себя, осведомленным в новых технологиях, поскольку сами они хорошо в этом разбираются. Но педагог на этот счет от них отстает. Ему некогда все это изучать, ведь после уроков ему нужно бежать на рынок или еще куда-то – подрабатывать, чтобы прокормить свою семью.

Кроме того, у учителя отбирают его «золотой фонд», о котором говорил наш выдающийся педагог Сухомлинский. Имеется в виду время, которое может быть потрачено на самообразование, на изучение чего-то нового или просто на отдых. Но вместо этого педагоги просиживают часами на совещаниях, на каких-то праздниках. Сидят понуро, слушают одно и то же из года в год и терпят. Учителя превратили в раба, заставляя его каждый день писать массу никому не нужных бумаг. Но если ты захочешь найти какую-то статистику по школьному образованию, например, по успеваемости по тому или иному предмету, - ее нет. Тогда зачем это «бумаготворчество»? Нам часто говорят, вот освободим вас от лишней писанины, и упраздняют написание какого-то одного документа. Но, как подсказывает опыт, вместо одной упраздненной бумаги потом придумают две новые.

В Украине необходимо изменить отношение к учителю и к образованию. Иначе у страны нет будущего. И если сейчас еще некоторые наши выпускники едут даже в другие страны учиться в вузах, то перспектива такая – ненадолго, поскольку хороших учителей, особенно тех, которые преподают точные науки – очень мало. А на одной экономике, без точных наук, далеко не уедешь.

Пауль ПШЕНИЧКА, учитель физики и астрономии Черновицкого лицея №1, победитель национальной премии Global Teacher Prize Ukraine (2017 год).

 

Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА, Александр БУДОВОЙ