571

50 лет Ту-134: семь удивительных фактов из жизни легендарного самолета

Сюжет Общественный транспорт
Фото: schemes.pp.ua

Киев – 29 июля, АиФ Украина. 29 июля 1963 г. свой первый полет совершил опытный экземпляр самолета Ту-134. В течение долгих двадцати лет этот лайнер успешно сходил с конвейера Харьковского авиазавода, завоевав популярность не только в СССР, но и в Европе.

Ту-134 стал первым советским авиалайнером, сертифицированным по международным нормам. Пассажиры ласково называли самолет «свистком», «стилягой» и «туполенком». А в кодификации НАТО он получил кличку «жесткий».

«АиФ.ua» собрал семь интересных фактов о легендарном самолете.

Каравелла для Хрущева

Своим появлением на свет Ту-134 обязан, помимо всего прочего, наблюдательности генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева, посетившего весной 1960 г. Францию.

В рамках визита состоялся полет советской правительственной делегации на новейшей разработке французского авиапрома – лайнере «Каравелла». Хрущев поразился практически полной тишиной внутри салона и, вернувшись в Москву, попросил Андрея Туполева создать «собственную «Каравеллу».

Великий конструктор решил головоломку со свойственной ему гениальностью: взял за основу проект Ту-124 и перенес двигатели с корневой части крыла в хвост. Уже через три года, 29 июля 1963 г., состоялся первый полет опытного образца Ту-124А, который чуть позже переименовали в Ту-134.

Гречко против Брежнева

О неординарности Ту-134 говорит тот факт, что с 1968 г. этим лайнером регулярно пополнялся элитный правительственный авиаотряд № 235. Престижней таких заказов для харьковских авиастроителей нельзя было и придумать.

Каждый самолет выполнялся с чрезвычайной тщательностью и выдумкой. Лайнеры оснащались самым передовым на то время оборудованием. В частности, на личном борту Брежнева был установлен связной комплекс «Татра», позволяющий, находясь в небе, общаться почти с любой точкой мира.

Но личный самолет Ту-134 министра обороны, маршала Гречко был еще более технологичным – на нем находился спутниковый комплекс «Карпаты», для которого на карте мира не было «темных пятен».

Прокатили шаровую молнию

Во время одного из испытаний в борт ударила мощная шаровая молния, едва не опрокинув его. При этом, по свидетельствам очевидцев, молния «зашла» в кабину и пролетела мимо головы левого пилота. Затем, ярко вспыхивая и играя всеми цветами радуги, огненный шар отправился салон, а потом исчез.

Двое летчиков-испытателей отделались шоком, но борт удалось посадить без последствий. На нем лишь оплавились некоторые детали (что было предусмотрено системой защиты). Обшивка в нескольких местах была изрешечена крошечными отверстиями, похожими на дырки, сделанные тонким сверлом.

Гроза колхозов

Одна из самых экзотических модификаций Ту-134 – Ту-134СХ – была сделана по заказу Министерства сельского хозяйства. В то время в СССР никто не владел объективной информации о том, что творится с лесами, озерами и посевами. В Москве ведь полагались на доклады с мест, пестрившими цифрами о том, где, чего и сколько растет.

Харьковские инженеры создали летающее «всевидящее око», сначала нашпигованное французским оборудованием, а потом – советскими приборами Азовского оптико-механического завода.

Против Ту-134СХ очень быстро ополчились председатели колхозов, районные и областные боссы по всему Союзу, ведь министр получал реальные, а не дутые доклады о состоянии полей.

Говорят, что данные с Ту-134СХ помогли привлечь к уголовной ответственности высоких чиновников в Средней Азии, которые должны были получить звания Героев Соцтруда за высокие показатели по сбору хлопка. Но их отчеты оказались сфальсифицированными.

Обманули Пентагон

Ту-134 помог советским военным избежать ненужных конфликтных ситуаций с Америкой. После подписания договора с США, в результате которого Союз должен был снять с вооружения стратегические бомбардировщики, инженерам пришлось сделать «самолет-транфсформер».

Несмотря на договоренности со Штатами, необходимость в обучении летчиков оставалась. Чтобы не мозолить глаза Пентагону, на базе пассажирского лайнера создали учебную машину, схожую по аэродинамическим показателям с дальним ракетоносцем Т-22М3. Для этого носовую часть ракетоносца пристыковали к Ту-134.

«Смотри, зарплата полетела!»

За 20 лет Харьковский авиазавод выпустил до 1 тыс. Ту-134 различных модификаций. Годы выпуска этого самолета на предприятии до сих пор вспоминают как «золотой век коллектива» и самый удачный период в истории завода.

Ежегодное производство нескольких десятков машин требовало развития производства, внедрения новых технологий. Например, на одном самолете было до 60 км проводов, собранных в жгуты, которые имели не меньше 10 тыс. точек подключения. Все их паяли на борту, но позже внедрили более удобную сборку – вне машины.

Вместе с выпуском «тушек» развивался не только коллектив, а и социальные блага – выдавались хорошие по харьковским меркам зарплаты, путевки и премии. Старожилы вспоминают, что едва заслышав рев двигателей взлетающего Ту-134, рабочие восклицали: «Вон, смотри, зарплата полетела!».

С небес – на воду

По данным организации Aviation Safety Network, к 2012 г. в результате катастроф было потеряно 78 самолетов типа Ту-134 (в т.ч. 10 – во время боевых действий, 2 – из-за терактов). Погибли 1494 чел. (из них 32 на земле или в самолетах других типов – при столкновениях с Ту-134).

По официальным данным, за 30 лет эксплуатации Ту-134 попадали в аварии 27 раз. Общее количество жертв официально не приводят. Зато в качестве доказательства надежности машины на заводе вспоминают контрольный полет летом 1972 г., во время которого проверяли переход на аварийное электропитание.

В результате ошибки пилотов-испытателей заглохли оба двигателя. Самолет спланировал на акваторию Московского моря, во время приводнения не развалился, остался на плаву и был отбуксирован к берегу.

При подготовке материала использованы данные из открытых источников, а такжеинформация, предоставленная пресс-службой Харьковского государственного авиационного производственного предприятия.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых