aif.ru counter
11.02.2013 15:00
Юрий ТЕПЛЫХ
820

Как уберечься от назойливых рекламистов

Сюжет Права человека

Киев – 11 февраля, АиФ Украина. Сегодня все труднее сохранить в неприкосновенности личное пространство: базами данных с адресами свободно торгуют, реклама приходит на мобильные телефоны и в почтовый ящик, порой даже в буквальном смысле слова стучится в двери. И на вопрос «Где вы взяли мой адрес?» очередной коммивояжер может только промямлить что-то вроде «Находился в свободном доступе».

Под суд – за номер телефона

В Украине не существует закона, который прямо запрещал бы рассылать рекламу. Однако защититься от нее все же можно, рассказал «АиФ.ua» член Союза юристов Украины, адвокат Андрей ВЕРБА.

Читайте также: С сегодняшнего дня в Украине запрещена реклама лекарств

Ст. 19 закона Украины «О защите прав потребителей» запрещает действия или бездействие, которые вводят потребителя в заблуждение или содержит элементы принуждения, а также влияет на свободу выбора или поведение потребителя. К таким действиям как раз и относятся разного рода телефонные, факсимильные, электронные сообщения, на которые человек не давал своего согласия.

Читайте также: К чему может привести закон, лишающий нас информации о лекарствах

В ст. 32 Конституции и ст. 6 закона «О защите персональных данных» сказано, что сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме особо оговоренных случаев, недопустим. И, в отличие от интересов национальной безопасности, реклама к ним уж никак не относится.

Это же право гарантируется ст. 182 Уголовного кодекса Украины. Там указано, что незаконный сбор информации наказывается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, исправительными работами на срок до двух лет или тюремными сроками на срок до трех лет. Поэтому на людей, которые неизвестно откуда получили ваш номер мобильного или паспортные данные можно смело подавать в суд.

Ст. 363 Уголовного кодекса гласит: Умышленное массовое распространение сообщений электросвязи без согласия адресатов карается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех. Правда, чтобы виновник рассылки «спама» понес наказание, оборудование, получившее сообщение, должно выйти из строя. Если этого не случилось, лучше опираться на закон о защите личной информации.

Почта на замке

Контролировать рекламу в Сети достаточно трудно. Как правило, каждый почтовый сервис дает возможность настроить спам-фильтр, что является занятием достаточно долгим и утомительным. Установить критерий, по которому письма будут автоматом отправлены в папку «спам», можно по ключевым словам (например, «внимание» или «акция»). Но в этом случае нет гарантии, что фильтр не обрежет действительно нужные сообщения.

Другим решением может быть соответствующая настройка работы SMTP и POP-серверов. Это доступно только технически подкованным специалистам. Впрочем, есть несколько альтернатив:

  • Автоматическое перенаправление писем на бесплатные тестовые онлайн-сервисы (типа spamtest.ru). Обычно на таких сайтах есть подробные указания, как настроить работу почты.
  • Установка плагинов к почтовой программе (для Microsoft Outlook это может быть Spam Bully или SpamFighter, для The Bat – BayesIt). Режим сортировки писем здесь придется налаживать вручную, как и в случае с обычным почтовым ящиком.
  • Установка автономных антиспам-программ (среди них – антивирусы со встроенным спам-фильтром).

Уменьшить количество рекламы, попадающей на e-mail, можно, если внимательно читать правила регистрации на сайтах. Обычно там указано, что ресурс оставляет за собой право передавать личную информацию третьим лицам в целях маркетинговых исследований или опросов. Отписаться от рассылки можно, пройдя по специальной ссылке, которая есть в большинстве рекламных объявлений.

Жизнь по кодексу

Как правило, абоненты мобильных операторов получают услуги связи по так называемым офертам – типичным договорам, которые не подлежат изменению. Согласие в этом случае считается формальным и дается автоматически с момента использования мобильной связи. Обычно эти договора публикуются на сайте провайдера вместе с правилами оказания телекоммуникационных услуг.

Мобильные рекламные объявления бывают двух типов – это реклама самого провайдера и его доверенных партнеров, с которыми компания имеет официальное соглашение, и реклама от сторонних рекламистов. В первом случае, чтобы оградить себя от смс-спама, абонент может обратиться к провайдеру и потребовать исключить его имя из списков рассылки. Например, для абонентов «Киевстар» нужно набрать номер 466, для МТС – отправить SMS-сообщение на номер 10250, а для life:) – позвонить по номеру 5433 или же заполнить специальную форму на сайте компании.

Во втором случае рекламу нам присылают чаще всего те компании, которым мы сами дали свои персональные данные, когда оформляли дисконтные или скидочные карточки, учувствовали в акциях или же просто заполняли какие-то анкеты. В этом случае абонент может звонить компании и требовать удалить его телефонный номер из базы данных рассылок. Если компания не пойдет навстречу, можно пожаловаться в управление по защите прав потребителей.

Отметим, что ведущие игроки рынка мобильной рекламы и телефонные провайдеры достаточно давно подписали Кодекс мобильного маркетинга. Поэтому возможен и другой выход: нужно подать заявление о назойливой рекламе на соответствующий сайт. Все последующие действия (определение инициатора смс-спама и удаление из его баз номера абонента) берет на себя координатор проекта Кодекса мобильного маркетинга.

«У нас в практике был случай с сотрудником банка, который рассылал рекламные предложения, – рассказывает А. Верба. – Я позвонил сначала этому человеку, потом начальнику отделения, на hot-line. В результате пришло письмо за подписью председателя правления – прекратить эту рассылку».

Есть еще случаи, когда рекламой донимают по радио или ТВ. Причем происходит это зачастую в кафе или развлекательных заведениях. В этом случае человек должен обратиться в санэпидстанцию, которая определит, советует ли уровень шума в помещении установленным нормам. Если же реклама звучит негромко или внутри изолированных помещений, сначала следует обратиться к администратору заведения. Тот обязан предоставить жалобную книгу. Если этого не случилось, нужно составить аргументированное обращение в местное управление защиты прав потребителя. «Но как показывает практика, принципиальных отказов в подобных случаях почти не бывает», – уточняет Верба. 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых