237

Беспокойная старость: минимальная пенсия должна составлять 3000 грн

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты в Украине 22/08/2012 Сюжет Пенсии-все о них

Не в ногу со временем

Повышение пенсий - одно из традиционных обещаний накануне любой предвыборной гонки. Едва ли найдется политик, который не декларировал бы уравнение минимальной пенсии с прожиточным минимумом. На деле же прожитминимум лишь немного отстает от средней пенсии (см. график).

- Я очень осторожно отношусь к заявлениям о том, что средняя пенсия в Украине составляет 1399 грн, - говорит первый замглавы Комитета ВР по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, народный депутат от КПУ Петр ЦЫБЕНКО. - Любой средний показатель - это как средняя температура по больнице. Кроме того, эта пенсия - далеко не минимальная. И на сегодняшний день из 13,8 млн пенсионеров в Украине мало кто получает достойную пенсию. Если раньше таких людей было 2/3, то сегодня этот показатель снизился до 1/3 от общего количества.

В корне изменить ситуацию должно было осовременивание пенсий и справедливая система начислений. Скоро исполнится год пенсионной реформе, которая также принималась с этим девизом. Тем не менее, главным критерием справедливости стало ограничение максимальной пенсии 10 прожиточными минимумами для нетрудоспособных граждан. Что же касается осовременивания, то таковым правительство назвало повышение с 1 мая в среднем на 100 грн выплат для тех, кто вышел на пенсию до 2008 года. Именно тогда средний размер пенсий и подскочил до 1399,21 грн. Но специалисты считают, что это лишь малая толика того, что необходимо сделать.

- У нас низкий уровень пенсионного обеспечения. Кроме того, постоянно идет инфляционный процесс как следствие роста зарплат. И за последние 10-15 лет сложилась парадоксальная картина, когда человек, который выходит на пенсию сегодня, получает выплаты выше, чем тот, кто выходил на пенсию 10 лет назад с аналогичными должностью и стажем, - объясняет ведущий эксперт Центра Разумкова Павел РОЗЕНКО. - Рост зарплат и отсутствие роста пенсий привели к дискриминации. Ситуацию необходимо выравнивать. Но последнее полномасштабное осовременивание происходило в 2008 году. То есть за 4,5 года ничего не менялось, а только выросло напряжение среди пожилых людей.

На самом деле перекос устранить легко, и идеальное решение уже прописано в законодательстве, в том числе и в Законе «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Осовременивать пенсии следует регулярно, в автоматическом режиме. Более того, сама пенсионная реформа обязывает пересматривать размеры выплат на основании средней зарплаты за последние три года.

- Проблема в том, что полномочия по осовремениванию отданы в ручное управление правительству. Кабмин, исходя из собственных расчетов, решает, проводить его или нет, - говорит П. Розенко.

Но чем дольше тянут с процессом перерасчета, тем больше для него требуется денег. Выходит, что повышение пенсий в среднем на 100 грн - это даже не полумера, а четвертая ее часть, если учесть, что четыре года выплаты принципиально не пересматривались. Эксперты говорят, что осуществи правительство все, что предписано, - их удалось бы поднять на 400-500 грн.

Недостача в общей сумме

Потребность в осовременивании сама собой подразумевает, что следует определить тот размер выплаты, который необходим для спокойной жизни на старости лет. Ведь немало людей живут фактически на минимальную пенсию. Сейчас этот показатель составляет 844 грн, а с октября его повысят до 856 грн. Сделать расчет минимально необходимой выплаты непросто, но в качестве адекватной реалиям суммы специалисты называют 3000 грн.

Но если пофантазировать и представить, что государство сиюминутно повысило стандарты, все равно безбедного существования ждать не приходится. Дело в том, что нет возможности сдержать немедленную реакцию потребительского рынка на повышение пенсий. Еще бы, ведь пенсионеры составляют больше 30% населения страны. Это внушительная прослойка покупателей, на которую во многом и ориентируются производители и продавцы.

- Правительство только пообещало доплату, люди ее еще и получить не успели, а цены на товары и услуги уже взлетели, нивелируя таким образом любое повышение, - констатирует П. Цыбенко.

В качестве самого простого рецепта можно применить проверенную тактику - ручное регулирование и административное давление. Но выход не лучший. А вот если понять причину, по которой производители и дистрибьюторы активно повышают расценки, станет ясна и тактика. Рост цен - это их попытка компенсировать свои риски: от повышения налогов и сборов, проблем на производстве, отсутствия складов и хранилищ, подорожания топлива и энергоносителей и т.д. Экономика - живой организм, в котором нельзя наладить работу только одного органа, в данном случае - пенсионной системы. Модернизация, прозрачная система налогообложения и формирования тарифов позволит не перекладывать на потребителей все риски. Значит, вместе с ростом пенсий не будут галопировать и цены.

Слишком много законов

Если предположить, что с необъективным повышением цен властям предержащим удалось разобраться и пенсионерам разом осовременили пенсии, часть проблем все же останется. Принято считать, что налоговая система - одна из самых запутанных в стране. Однако пенсионная не слишком ей в этом уступает. Вот и еще одна сложность. Масса нормативных актов регулирует начисления для разных групп пенсионеров. Есть и дополнительные законодательные нагрузки в виде постановлений правительства о доплатах и надбавках, льготах и субсидиях. Разобраться в сути порой трудно чиновникам, что уж говорить о рядовых пенсионерах. Петр Цыбенко подсчитал, что в Украине насчитывается 26 законов, которые регулируют начисление пенсий.

- Их должно быть значительно меньше - максимум три-пять, - говорит он. - А в идеале хотелось бы полностью отойти от разнообразия пенсионных законов и прийти к единой системе пенсионного обеспечения. Конечно же, в одночасье сделать это нереально. Но хотелось бы постепенно прийти и вовсе к одному закону.

Вне системы

Кроме вышеперечисленных сложностей пенсионной системы, даже после внедрения реформы, остается еще один спорный вопрос: а по какой, собственно, системе у нас должны осуществляться выплаты? Год назад нам обещали сокращение дефицита Пенсионного фонда и как результат уже в 2013 году - внедрение накопительной системы для тех, кто еще не достиг 35 лет. В принципе, система эта начала действовать еще до реформы. Сейчас откладывать можно - в том числе и с помощью негосударственных пенсионных фондов. Но есть проблема: украинцы не спешат доверять частникам свои кровные.

- У нас пенсионная система трехуровневая: обязательное государственное пенсионное страхование; негосударственные накопительные фонды; личная накопительная система, - объясняет структуру П. Цыбенко. - Нужно учесть, что первые 15-20 лет она будет действовать в режиме насоса - собирать средства, инвестировать их, накапливать на личном счету, а уже потом только можно ожидать отдачу. Это риск, причем серьезный.

В принципе, предложенная в реформе система выглядит более безопасно. В соответствии с ней часть зарплаты молодежь будет откладывать на личных счетах ПФУ, а спустя некоторое время деньги позволят перевести из государственного фонда в любой другой. Все-таки доверие к государству у людей есть, и такой вариант лучше, чем выбор частника на свой страх и риск. Но пока в бюджете ПФУ огромный дефицит, стартовать накопительная система не сможет. Ведь забирая накопленные средства с личных счетов фонда, люди будут уводить оттуда ресурсы, и без того огромная бюджетная дыра станет больше и сделает его банкротом. Павел Розенко говорит, что вместе с государственными дотациями объем дефицита ПФУ достиг 67 млрд грн. При таких показателях и при неизменной политике в отношении пенсий молодежь отбросили от участия в накопительной системе еще на 10 лет. А если так, то выплаты для нынешних пенсионеров нужно пересматривать в ускоренном режиме.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых