aif.ru counter
Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО 123

Катастрофа «Суперджета» заставит мир вспомнить самолеты Антонова?

Все материалы сюжета Общественный транспорт

Как отразится гибель авиалайнера на российском

Когда в 2011 году в Мьянме потерпел катастрофу самолет Ан-148, погибли все 8 человек экипажа, среди которых были двое жителей этой самой Мьянмы – в недалеком прошлом – Бирмы. Авария поставила крест на сотрудничестве не только с этой страной, но и стала угрозой для торговли вообще со всем Индокитайским регионом. Освободившуюся нишу вполне ожидаемо занял самолет «Superjet-100». Еще пару лет назад продукцию завода Антонова и «Гражданских самолетов Сухого» (продукцией которых является «Суперджет»), рассматривали, как конкурентов. Но теперь, уже в Индонезии, разбился и последний. А это также ставит под вопрос сотрудничество российского авиапрома с Джакартой и Юго-Восточным регионом Азии.

С самого начала создатель «Суперджета» — в то время глава компании «Сухой» Михаил Погосян — уверял, что огромные траты на создание SSJ 100 окупятся массовыми закупками в европейских странах. Но этого не произошло. «Суперджет» стал рассматриваться как основной кандидат для насыщения азиатских рынков. При этом к самолету с самого начала выдвигали массу претензий: и суть сводилась к тому, что российская машина была копией бразильского «Embraer».

Катастрофы самолетов во время испытательных и показательных полетов – дело вполне обычное. Можно вести отчет хоть от «Максима Горького», хоть от катастрофы «Ту-144» в Ле-Бурже. Сегодня же в портфеле заказов «Суперджета» - контракты на 30 бортов для «Аэрофлота», на 24 — для «ЮТэйр», 10 — для «Газпромавиа», два — для «Якутии». Практически везде – опционы и предварительные заказы. И «Аэрофлот» останавливать закупки не собирается. Зато вот иностранцы могут отменить контракты, ведь в катастрофе погибли представители компаний-заказчиков Kartika Airlines, заказавшей 30 самолетов, и PT Sky Aviation, подписавшей контракт на 12 машин. Также пока под вопросом поставки в Швейцарию, закупившей партию «Суперджетов». От покупки самолетов также отказалась итальянская компания-соучредитель «Alitalia».

Немецкие эксперты называют «Sukhoi SuperJet-100» лучшим проектом российского авиапрома. И констатируют, что независимо от причин падения, самолеты будут раскупаться. Разве что сменятся покупатели. Ими станут развивающиеся страны.

В свое время ряд экспертов расценило высказывания Михаила Погосяна о лучших рыночных характеристиках, чем у его конкурента Ан-148, как заведомо ангажированные. «Sukhoi Superjet-100» создавался для западного рынка, был укомплектован иностранными технологиями и деталями. В отличие от него, производство комплектующих для Ан-148 было в основном локализовано на территории России и Украины.

На смену Ан-148 уже пришел Ан-158, несколько улучшенная модель предыдущего. А 148-ая модель, отмечают эксперты, шансов на продажу особо не имеет: самолеты «Антонова» собираются в Воронеже, но вот бросать «Суперджет» россияне не намерены. А значит, производственные мощности переориентировать на производство Ан-148 также пока никто не собирается. Другое дело 158-ая модель.

Она была презентована еще 20 апреля. Сразу же было объявлено: на самолет есть более 200 заказов суммарной стоимостью в $500 млн. Но решение об окончательном производстве в Воронеже пока не принято. А все из-за того же лоббирования «Суперджета». Президент-генконструктор завода им. Антонова Дмитрий Кива, впрочем, не считает, что Ан-158 занимает ту же рыночную нишу, что и «Суперджет». В России Ан-158 будет возможно эксплуатировать на грунтовых аэродромах, в частности в Сибири. А это невозможно для «Суперджет».

По сути, Ан-158 отличает от 148-ой модели удлиненный фюзеляж. Самолет может брать на борт 99 человек. Дальность полета - 2500-3100 км. Новая модель и более экономична. Изменена внутренняя компоновка, улучшена конструкцию за счет аэродинамических концевых поверхностей. В итоге, топливная эффективность Ан-158 выше Ан-148 на 10-17%. Несмотря на это в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Ан-158 называют прямым конкурентом «SukhoiSuperJet-100».

Понятно, что прекращение сборки «суперджетов» зависит от лоббирования «национального» производства. На самом деле, «Суперджет» создан на 80% из зарубежных компонентов. Поэтому говорить о поддержке россиянами своего авиапрома, достаточно проблематично. Решение о выпуске новой модели «Суперджета» пока еще не стоит. Несмотря на технические различия, Ан-158 все-таки может рассматриваться как конкурент российской машине. Но вопрос не столько в клиентах, сколько в поддержке российского бюджета. 

Смотрите также: