aif.ru counter
72

Локомотив реформ: парламент дал отмашку акционированию железной дороги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Аргументы и факты в Украине 07/03/2012 Сюжет Общественный транспорт
Фото:

Разговоры о необходимости глобального реформирования ж/д транспорта ведутся много лет, но только сейчас наконец-то дан старт преобразованию отрасли. Парламент во втором чтении поддержал законопроекты «Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» и «О внесении изменений в Закон Украины «О железнодорожном транспорте».

Приватизации - красный свет

Правительственный документ, который послужил поводом для политических баталий, был зарегистрирован в Верховной Раде еще 24 октября 2011 г. А принят - через четыре месяца. Его противники утверждали (и продолжают утверждать), что за реформами в «Укрзалiзницi» стоит желание запустить механизмы для приватизации отрасли и передачи объектов в частные руки. Так ли это на самом деле?

«Нужно определиться с терминами, никакой приватизации в законе не прописано, - поясняет Александр Кава, эксперт в области транспорта. - Даже такой возможности не рассматривается. Скажу больше - в европейской модели железных дорог нет ни одного прецедента удачной приватизации. Был всего один пример, когда правительство Эстонии продало 66% акций своих железных дорог. Но уже через пять лет они были вынуждены национализировать этот пакет, потому что част-ный собственник (американская компания. - Ред.) работал неэффективно, не мог обеспечить потребности экономики в перевозках. При этом обратно инфраструктуру правительство Эстонии получило в гораздо худшем состоянии, чем она была до этого».

Преобразовывать «Укрзалiзницю» планируют в три этапа. Вначале (2012-2013 гг.) организуют публичное акционерное общество с разграничением хозфункций и функций госуправления (инициаторы реформы обещают также разделение по видам деятельности с отделенными бюджетами и прозрачными финансовыми потоками). 100% акций ПАО будет принадлежать государству, а любое решение, касающееся дальнейшей судьбы инфраструктуры, будет приниматься только высшими органами власти и с одобрения Верховной Рады. Затем (2013-2015 гг.) завершат разработку правовых механизмов для развития конкуренции с созданием дочерних предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. И на последнем этапе (2015-2019 гг.) планируют закончить все структурные изменения.

Разделять - не властвовать

По мнению экспертов, один из главных лейтмотивов реформы заключается в разграничении хозяйственных и регуляторных функций. Это значит, что государство не будет вмешиваться в хозяйственную деятельность подразделений и дочерних предприятий «УЗ». Но это не значит, что правительство абстрагируется от процессов, происходящих на железнодорожном транспорте. В частности, Кабмин будет обеспечивать безопасность на магистралях и равную доступность к услугам и инфраструктуре.

«Механизм, который запускается с принятием закона, призван максимально снизить влияние государства на внутренние технологические и бизнес-процессы, происходящие в отрасли, - рассказывает Андрей Буковский, и.о. начальника главного управления реформирования и корпоративного развития «УЗ». - Сейчас наше предприятие является субъектом естественной монополии, поэтому его деятельность контролируют интенсивно и по любым поводам. К примеру, при утверждении финансового плана регулируются все расходы, в том числе и заработная плата нашим сотрудникам. Конечно же, помимо решения наших внутренних вопросов, реформа глобально предусматривает предоставление равных возможностей доступа к инфраструктуре и выхода различных субъектов на рынок грузовых и пассажирских перевозок. Это позитивно скажется на развитии конкуренции и качестве услуг».

Таким образом, одно из главных усилий реорганизации будет направлено на демонополизацию рынка, что позволит активно участвовать в нем частным операторам. Предоставлять услуги они будут наравне с «УЗ», а не вместо нее. К слову, вице-премьер, министр инфраструктуры и транспорта Борис Колесников уже предложил руководству Крюковского вагоностроительного завода заняться операторской деятельностью. По мнению вице-премьера, кременчугские машиностроители могли бы стать вторыми после «Укрзалiзницi» ж/д перевозчиками пассажиров. Для этого у них есть вся необходимая техника, а у государства - дороги. Крюковские вагоностроители обещали подумать над предложением.

Пассажиров не обидят

Противники реформы опасаются, что с приходом част-ных перевозчиков на железные дороги Украины льготы для пассажиров будут урезаны, а тарифы значительно повысятся.

«В законопроектах ни слова не сказано про то, что тарифы должны повыситься в связи с реформированием, - отвечает гендиректор «УЗ» Владимир Козак. - Это вообще параллельные миры - смена структуры нашего предприятия и методика расчета тарифов. Процедура формирования тарифов не изменится и останется такой же, как и сейчас, - полностью подконтрольной правительству и государству. Пассажирские перевозки останутся в сфере ответственности государства».

Как добавляет А. Буковский, в составе будущего ПАО поэтапно будет сформирована в отдельную вертикаль дирекция, отвечающая за пассажирские перевозки. «Она будет оптимизировать свою деятельность путем отмены неэффективных соединений, ввода новых маршрутов и новых поездов, например, скоростных дневных, - говорит он. - Но и ночные поезда будут обязательно сохранены там, где это необходимо. В результате реформы в зоне контроля государства останутся социально необходимые перевозки. Тарифы на плацкарт-ные и общие вагоны будут определяться правительством. Цена на купе и СВ будет формироваться рыночно, но и здесь будет на высшем уровне устанавливаться система скидок и льгот для определенных слоев населения».

Назад пути нет

Промедление с реорганизацией в железнодорожной отрасли привело к тому, что Украина в последнее время стабильно теряла конкурентоспособность на фоне изменений, произошедших на рынке перевозок в Европе и странах СНГ (Россия, Казахстан). Это не скрывают в самой «Укрзалiзницi» и рассчитывают, что реформирование позволит привлечь серьезные инвестиции. В «УЗ» уже поставили задачу в ближайшие 10 лет обновить подвижной состав на 60%. Для этого необходимо 150 млрд грн. Реорганизация предприятия поможет обратиться к внешним фондам, международным финансовым организациям. В частности, еще в прошлом году Европейский банк реконструкции и развития заявлял, что в случае начала реформирования «УЗ» готов удвоить финансирование своих транспортных проектов. Решение Верховной Рады по «УЗ», принятое в конце февраля, похоже, не осталось не замеченным на Западе. На днях представители ЕБРР уже заявили о готовности выделить кредитный транш $62,5 млн на закупку новых вагонов.

«Впереди - преобразование «Укрзалізниці» в современную государственную транспортную компанию, которая обеспечит все потребности пассажиров и грузоотправителей. И на пути к этому превращению мы наверняка встретимся с большим количеством проблем. Но от цели никто из железнодорожников отступать уже не собирается», - резюмировал В. Козак.

Равнение на соседей

Как говорит А. Кава, украинское правительство, начиная реформу в железнодорожном транспорте, решило пойти проверенным временем путем. «Никто велосипед изобретать не стал, потому что аналогичные схемы успешно работают практически во всех странах, - говорит он. - В России реформа началась 10 лет назад, в Казахстане - еще раньше. В России, в частности, теперь есть ОАО «Российские железные дороги», 100% акций которых принадлежат государству. Есть там и дочерние предприятия, которые занимаются пассажирским и грузовым бизнесом, совместные с органами власти предприятия по пригородным перевозкам, достаточно большое количество частных операторов с собственными грузовыми вагонами и даже частные пассажирские поезда. Все это позволило «Российским железным дорогам» занять одну из лидирующих позиций в мире по перевозкам. Подобную реорганизацию пережили в начале 90-х Польша и Германия. В целом все европейские страны провели реформирование железных дорог и ситуации там после этого примерно одинаковые - по правилам игры и доступа к инфраструктуре».

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых