aif.ru counter
732

Как в Украине защищают права потребителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты в Украине 08/02/2012 Сюжет Права человека
Фото: коллаж АиФ

На эти и другие вопросы читателей «АиФ» в ходе прямой линии ответил председатель Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей Сергей Орехов.

Информация как товар

Меня различные магазины и службы такси замучили кучей рекламных СМС. Я думаю, что мой телефон стал известен от мобильного оператора. Имеет ли он право распространять информацию о своих потребителях?

Дмитрий, Донецк

- Я бы разделил проблему на две части. Закон о защите конфиденциальной информации не позволяет субъектам, которые ею владеют, использовать ее без вашего разрешения для того, чтобы навязывать рекламу. Но существует и законный механизм. Когда вы приобретаете мобильный телефон с соответствующим договором на его обслуживание или карточку для обслуживания, условия предоставления информации о вас, номере телефона и праве предоставлять рекламные услуги там уже прописаны.  Но закон предполагает обратную связь и возможность абонента отказаться от нее. Сделать это можно на официальном сайте оператора или зайдя в меню телефона, в списке которого есть пункты, которые позволяют связаться с оператором.

Почему «Укртелеком» без моего ведома вносит мои личные данные в базу 109, которой может воспользоваться любой маньяк? Если я захочу эту информацию оттуда убрать, то должен платить деньги. Стоит ли подавать на компанию в суд?

Богдан, Киев

- В этом году принят Закон Украины «О доступе к публичной информации», которым установлено, что каждый имеет право на возмещение ущерба в случае раскрытия информации о физическом лице с нарушением норм этого документа. Обжаловать решения, действия или бездействие распорядителей информации можно в суде. Так что, все в ваших руках.

Насколько совершенен нынешний Закон «О защите прав потребителей»? Какие у него основные недочеты?

Алексей Зинченко, Симферополь

- Действующий Закон Украины «О защите прав потребителей» был разработан усилиями специалистов Госпотребстандарта в 2005 году. На тот момент этот закон учитывал все существующие европейские нормы, а это девять директив ЕС. В то же время мы постоянно его совершенствуем. Например, по инициативе Госпотреб-инспекции вносятся изменения, которые касаются порядка поведения с продукцией, которую изымают из реализации. Также инспекция неоднократно делала свои предложения по изменению существующих норм в части реализации прав потребителей при заключении договоров потребительского кредита. Норма, которая сейчас очень актуальна.

К сожалению, ряд положений закона не позволяет максимально защитить права потребителя при покупке некачественных товаров, и они требуют уточнения. Например, потребителю достаточно сложно доказать факт наличия существенного недостатка в товаре и получить документальное подтверждение.

Правильные покупки

Можно ли обменять купленные в аптеке лекарства: есть ли на такие товары какие-то ограничения?

Мария, Киев

- В Постановлении Кабмина от 19 марта 1994 г. № 172 «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей» указан перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату. В том числе в списке присутствуют лекарственные препараты и средства.

Какие документы нужно предъявить продавцу, если я хочу обменять технику? Как быть, если потерялся чек?

Игорь Николаенко, по Интернету

- Требования потребителя рассматриваются после предъявления расчетного документа, технического паспорта, если на товар установлен гарантийный срок, или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи.

Мы купили билеты в театр, но пойти туда не можем. В кассе принимать их обратно отказываются. Разве на билеты закон о защите прав потребителей не распространяется?

Ольга Лапина, Киев

- Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено возмещение убытков, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению своих обязательств. То есть при отмене представления или концерта. Также если значительная часть услуги (более 70%) уже была исполнена, потребитель имеет право разорвать договор. Но только в отношении той части услуги, которую еще не предоставили. Но специальных нормативно-правовых актов, которые бы четко определили указанные нормы, не существует.

Услуги на грани качества

Распространяются ли ваши полномочия на базарную торговлю? Недавно меня обвесили на рынке, еще и нахамили, когда я заметила, что весы подкручены на 20 г.

Маргарита Николаевна, по Интернету

- Продажа продовольственных товаров на рынке осуществляется с соблюдением нормативно-правовых актов, которые регулируют торговую деятельность и защиту прав потребителей. Все продавцы обязаны предоставлять покупателям сведения о товаре, не должны допускать нарушения прав потребителей, быть вежливыми, опрятно одетыми, отпускать товар упакованным или в тару покупателя в полной мере и весе.

Что же касается весов, то они должны быть исправными, и на них должно быть поверочное клеймо. Субъекты предпринимательской деятельности, которые пользуются собственными средствами измерительной техники, несут персональную ответственность за их соответствие санитарным и техническим нормам.

В салонах маршруток сплошь и рядом наклейки: «Хочешь выйти - кричи громко» и другие, содержание которых часто переходит границы приличия. Почему маршруточников никто не контролирует?

Николай, Киев

- Вся информация, которая должна быть в салоне маршрутки, обозначена Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта. Должны присут-ствовать: выдержка из этих правил в части прав и обязанностей водителя и пассажиров, обозначение «Вход» и «Выход», сведения о размере штрафа за бесплатный проезд и провоз неоплаченного багажа, сведения о перевозчике и о страховой компании, количество пассажирских мест и прочее. За отсутствие этих данных предусмотрены штрафные санкции. В то же время в правилах нет ограничений на другую информацию в салоне. Так что, культура его оформления на совести водителя и перевозчика.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых