aif.ru counter
34

Реформа с опозданием

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты в Украине 06/12/2011 Сюжет Общественный транспорт

В октябре этого года Кабмин подал на рассмотрение парламента два законопроекта, принятие которых означает переход к новой системе управления в «Укрзалізниці», а также пассажиро- и грузоперевозок. Свое одобрение новшествам уже дал парламентский Комитет по вопросам транспорта и связи, а значит, в ближайшее время изменения могут быть приняты и Верховной Радой.

Генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир Козак объясняет, что в ходе реформ нужно в первую очередь решать проблему финансирования.

- Мы имеем 6 млрд грн убытков по пассажирским перевозкам, которые мы компенсируем за счет грузовых перевозок, - говорит он. - А это ложится большой нагрузкой на бизнес, на промышленные предприятия, для которых мы повышаем тарифы.

То есть предприятия платят за убытки от пассажирских перевозок. Но и при транспортировке грузов полный объем прибыли получить не удается. Причины банальны - не хватает подвижного состава.

- Более 40% полувагонов в месяц попадают от 2 до 5 раз на ремонтные пути, поскольку отдельные полувагоны после каждой выгрузки требуют ремонта, - комментирует В. Козак. - Из-за того что мы сво-евременно не создали операторские компании (а Россия создала их в 2008 году), мы сегодня практически не имеем возможности пользоваться подвижным составом общего парка СНГ, который был задекларирован в 1993 году.

По оценкам специалистов, самый новый электровоз в железнодорожном парке был приобретен аж в 1968 году. Естественно, техника изнашивается и устаревает, и каждый год необходимо списывать около 100 электровозов. Чтобы покупать вместо них новые, необхо-димо более 23 млрд грн в год, но компенсировать эти средства удается менее чем на треть.

Решить эти проблемы можно - но для этого не обойтись без реформы. В результате изменений в Украине планируют сохранить госконтроль железнодорожной системы, но без вмешательства в ее хоздеятельность, финансирование пригородных перевозок отдадут под контроль региональным ветвям структуры. Вводить реформу собираются поэтапно.

- На первом этапе планируется создание единой государственной акционерной компании, которая возьмет на себя хозяйственные функции в управлении отраслью, - рассказывает В. Козак. - На втором будут созданы вертикально интегрированные предприятия железнодорожного транспорта, структурированные по видам деятельности. А на третьем предусмотрено образование хозяйственного предприятия в сфере пассажирских перевозок, при условии достижения безубыточной его деятельности. На рынке также должна увеличиться доля частных компаний, занимающихся грузовыми перевозками.

Со сроками реформы Кабмин уже определился. Внедрить новшества планируют до 2019 года. В «Укрзалізниці» считают, что это оптимистичный прогноз, поскольку многие государства на подобные реформы тратили по нескольку десятилетий.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых