aif.ru counter
01.07.2011 08:30
Евгений МУДЖИРИ
122

Автобан по-украински: чем наши дороги лучше европейских

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты в Украине 29/06/2011 Сюжет Дороги-трассы

Станут ли наши дороги настолько качественными, чтобы заставить иностранного туриста приехать к нам еще раз? Об этом и многом другом на прямой линии с читателями «АиФ» рассказал заместитель председателя Государственной службы автомобильных дорог Украины («Укравтодора») Евгений ПРУСЕНКО.

Готовимся к Евро?

В каком из городов Украины лучшие дороги, а в каком - худшие? Я имею в виду города, без учета поселков, сел и т. п. И второй вопрос: какие изменения «автомобильной сети» предусмотрены на 2011 год? Ведь скоро Евро-2012, а, по-моему, наши дороги оставляют желать лучшего...

Алексей Зинченко, по Интернету

- Первый вопрос не совсем по адресу. «Укравтодор» отвечает за дороги общего пользования, которые проходят между городами. А в городах и населенных пунктах за дороги отвечают местные органы власти. Наши дороги оставляют желать лучшего не только на маршрутах Евро-2012. Дело в том, что сеть сформирована в 60-70-е годы прошлого столетия. Это 170000 км дорог общего пользования, из которых 21000 км дорог государственного и почти 149 000 км - местного значения. Если говорить о подготовке к Евро-2012, то программой предусмотрено строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт 3460 км дорог, в основном связывающих Львов, Харьков и Донецк, а также пункты пропуска на границах.

«Варшавку» не расширить

Намечается ли реконст-рукция Гостомельского шоссе? В настоящее время там постоянная пробка, въезд и выезд из Киева по «Варшавке» практически парализован.

Игорь Юрьевич, по Интернету

- Специфика дороги Киев - Ковель - Ягодин такова, что расширить ее практически невозможно. Она на многих участках упирается в тротуары и заборы или в лес. По этой дороге на всем ее протяжении предусмотрено улучшение состояния проезжей части. На некоторых участках - капитальный ремонт за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития, а также Европейского инвестиционного банка.

Платным дорогам - быть

Раньше говорили, что нам нужны платные дороги более высокого качества. Но в последнее время что-то замолчали. Скажите, у нас отказались от идеи платных автобанов или просто отложили?

Анна, Киев

- Никто от этой идеи не отказался. Хотя мнения есть разные. Надо сказать, что во всем мире, и во многих странах Европы есть платные дороги, которые построены на принципах государственно-частного партнерства или на условиях концессии. Например, во Франции из 11000 км дорог 8500 км - платные. В некоторых странах их больше, если брать в процентном соотношении. Но есть в Европе и негативный опыт. Например, в Венгрии, построили первые две платные дороги на условиях концессии, а концессия была рассчитана на очень короткий срок (отсюда - высокая плата за проезд, и люди по ней не поехали). Пришлось государству эту концессию выкупать.

Что касается Украины, то процесс этот не быстрый. Имеется в виду подготовка концессионных конкурсов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами. Предварительные консультации и переговоры ведутся почти год. Я уверен, что уже в этом году мы сможем выставить 2-3 дороги на концессионный конкурс. Сегодня у нас действует один концессионный договор - на строительство дороги Львов - Броды. Он был давно заключен с украинской компанией, но сейчас у нее появился мощный польский инвестор.

Главное - что изменения к законам «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» и «О государственно-частном партнерстве» позволили нам заключить дополнительное соглашение, которое гарантирует возвращение инвестором своих затрат. То есть если интенсивность движения будет недостаточной для окупаемости, то государство гарантирует доплату разницы. Решение о платности или бесплатности дороги принимает Верховная Рада. Размер платы регулируется методикой расчета, утвержденной Министерством экономики. А рассчитывается он и утверждается в Кабинете министров. Он может быть около 30 коп./км с легкового автомобиля и около 1 грн/км с грузового. В Европе эта стоимость несколько выше.

Знаки только запутывают

Ко мне часто приезжают друзья из-за границы. Так вот, они чувствуют себя неловко в городе, где знаки совсем не помогают передвигаться, а только запутывают. Если они не попадают в ДТП, то нарываются на нарушения правил дорожного движения. Не специально, я подчеркиваю. Когда у нас будет порядок?

Олег, Киев

- Я мог бы отговориться и сказать, что «Укравтодор» отвечает только за загородные дороги, но ситуация у нас не намного лучше, если не хуже. Потому что на целом ряде направлений, маршрутов недостаточно знаков организации дорожного движения, информационных знаков. Этот вопрос сейчас находится в сфере нашего пристального внимания. И деньги на это нужны, в общем-то, не очень большие, хотя без денег этого тоже не сделать. Я думаю, что на маршрутах Евро-2012 все знаки будут установлены обязательно еще до начала турнира. А с 2012 года мы займемся этим вопросом и по другим государственным дорогам. Ну, а в городах лучше вопросы адресовать местным коммунальным предприятиям.

Почем километр?

Сколько стоит прокладка 1 км дороги в Украине? Вы сравнивали эти цены с западными? А теперь сравните дороги...

Александр Бородач, по Интернету

- Вопрос этот и важный, и некорректный. Дорога дороге - рознь. Стоимость ее прокладки зависит от рельефа местности, наличия мостов и путепроводов. Конечно, можно взять средневзвешенную стоимость. Еще год назад я бы сказал, что средняя стоимость 1 км в Украине для дороги 1-й технической категории (4 полосы движения, разделительная полоса, вся необходимая инфраструктура) составляет 39 млн грн или 5 млн долларов. Много это или мало? Это почти в 1,5-2 раза дешевле, чем у наших соседей в Польше (6-8 млн евро). Наши дороги чуть ли не самые дешевые. В 2008 году Минфин заказал одной инжиниринговой фирме сопоставительную оценку стоимости строительства дорог. Как показали результаты, наши дороги уж никак не дороже, чем в Европе.

Иностранцы на подряде

Я слышала, что для строительства украинских дорог мы все чаще привлекаем иностранных рабочих, в то время как свои люди с автодорожной специальностью сидят без работы. Почему так?

Галина, Боярка

- Мы никого не приглашаем специально для строительства дорог в Украине. Есть только один вариант, по которому у нас могут работать иностранные компании: это когда мы строим дороги за кредитные деньги международных финансовых организаций. Когда нам дают кредит на очень выгодных условиях (примерно 2%), условием таких кредитов является открытый международный конкурс. В таких конкурсах принимают участие иностранные компании и наши, которые могут обеспечить объем работ и которым позволяет квалификация.

Контроль качества

Какая структура контролирует качество строящихся дорог и их соответствие нормам и стандартам?

Слон, по Интернету

- Первичный контроль качества осуществляют службы автомобильных дорог в областях. Это наши региональные органы. В каждой службе есть отдел технического контроля, где 7-10 инспекторов постоянно присутствуют на строительной площадке, визируют акты и с помощью лабораторий проверяют работы по качеству и объему. Кроме того, у подрядчиков сегодня есть свои лаборатории, потому что они не заинтересованы выполнять работы некачественно. У нас, как правило, с ними подписан гарантийный договор на 3 года. Если за этот срок проявляются какие-либо недостатки, подрядчик за свой счет их ликвидирует. Кроме того, в сфере управления «Укравтодора» есть государственный центр инспекции качества и сертификации дорожной продукции «Доркачество», где работает около 100 человек. У центра есть 4 региональных представительства, которые инспектируют качество на самых больших и сложных объектах и ведут при этом контроль транспортно-эксплуатационного состояния дорог - с фотографиями, с измерениями ровности, прочности и прочих показателей.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых