aif.ru counter
53

Дети в Сети: современные игры пугают родителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Аргументы и факты в Украине 15/06/2011 Сюжет Детская энциклопедия

Двадцать лет назад летом дети резвились во дворах, придумывая себе разнообразные развлечения. Сегодня дворы пусты, а свободные школьники почти безвылазно сидят дома. Что же так сильно отличает сегодняшних детей от их родителей?

Гражданин поневоле

Отличие современных детей основывается на нескольких факторах. Чтобы понять, почему они другие, нужно вспомнить два ключевых: среда и время.

Первый претерпел огромные изменения. И это радикально повлияло на принцип социализации ребенка. Четверть века назад украинские дети жили в огромной стране - СССР, где во главе угла стояло идеологическое воспитание, и государство практически не предоставляло детей самим себе.

Чувство коллективизма было так сильно, что даже летом оставшиеся в городе дети, не охваченные коллективами пионерских или летних школьных лагерей, предпочитали собираться в кучки и играть в коллективные ролевые игры. Это был пример типичной модели социализации для человека того времени. Дети 80-х играли в войну, в прятки, в салочки - вместе. Так формировались контакты между детьми, между полами, где определялись определенные роли лидеров и ведомых и т. п.

Современному ребенку коллектив заменил компьютер. Процесс его социализации усложнен, его коммуникационные возможности другие - ему проще общаться с компьютером, чем со своими сверстниками. Точнее, дети общаются, но через посредника - компьютер. Результат: современный ребенок более свободен в контактах с другими, но опыта прямых коммуникаций, который был у его «предков», у него нет. Как нет и унифицированных ценностей - откуда они возьмутся в международной сети? А вот коллектив давал это в избытке. Детские мозги с пеленок усваивали жесткие постулаты «что такое хорошо и что такое плохо», так что, позднее, разыгрывая нехитрые активные ролевые игры, невольно следовали утвержденной государственной модели друзей и врагов:

- Раньше герои, которых дети выбирали для игр, четко отвечали государственной легенде: Чапаев, Буденный, красные против белых, партизаны против немцев - другими словами, детская игра была имплементирована в государственную идеологию, неосознанно, но это передавалось, - уверена психолог и политолог, экс-руководитель Института развития семьи и молодежи Лидия Смола. - И в этих играх ребенок неосознанно воспитывался в патриотическом духе. Сегодня, в условиях отсут-ствия государственной идеологии, дети играют спонтанно - они живут в рамках спонтанного воспитательного процесса, где формирование ценностей отсутствует.

Насилие как игра

Теперь вернемся к фактору времени. Раньше технологии и экономическая политика государства не баловали детей большим разнообразием мультимедийных развлекательных устройств. Приставка «мульти» относилась только к мультипликации, сделанной с учетом принятых тогда общественных ценностей и утвержденных «сверху» сказок. Их читали родители, не отягощенные необходимостью (или возможностью) сверхурочной работы, они звучали в виде разноголосых постановок с грампластинок или демонстрировались в виде ленточных комиксов - на диафильмах.

Эти сказки учили различать главное: добро и зло, причем зло или то, что было таковым «назначено», всегда было наказано или повержено. Сказки учили моделям поведения, их герои подавали детям положительный пример. Насилие в них было вынужденной мерой, а главная идея сводилась к торже-ству добра и миролюбия.

Современные мультимедийные игрушки - это полная иллюзия реальности, но той, которой в жизни нормального человека нет. Наиболее простые и распространенные игры - это «стрелялки». Особенно ценятся те, что дают максимальное приближение к бою: море крови, разлетающиеся на клочки противники и т. п. Даже в мультиках, где по-прежнему реализуется идея победы добра над злом, насилие просто зашкаливает. Результат: дети не расценивают насилие, убийство противника как серьезный поступок, для них насилие - это игра.

Рыночный объект

Третий немаловажный фактор развития современных детей состоит из смешения среды и времени. Сегодня дети стоят в стороне от политиче-ской идеологии, но они становятся объектом идеологии потребительской.

- Мировые компании все больше и больше погружают детей в систему рынка - дети уже давно стали объектом рынка, - считает Лидия Смола, - мы видим четко выраженный сексизм в играх. Эталоном игрушки для девочки служит кукла Барби. Она формирует у своей хозяйки четкий настрой на успех: женщине необходимо иметь длинные ноги, большую грудь и светлые волосы. Кроме того, ребенку прививается четкая установка на шопинг - кукла нуждается в регулярной смене нарядов и наличии четких атрибутов успеха: дом, красивая дорогая машина и красавец Кен.

Раньше игра девочки в куклы была инструментом развития навыков материнства: куклу нужно было кормить, одевать, купать и выгуливать - это была, прежде всего, школа материнской любви. Женщины учились заботиться о близких, усваивали традиционные семейные ценности. Барби учит ребенка совсем другому: она формирует у девочки принципиально новую модель жизни. Здесь на первый план выходят внешние проявления успеха, выраженные в уже перечисленных вещах. Происходит подмена идеальной модели.

Вместе со своей любимой модницей девочка учится акцентировать внимание на своей внешности: ей и кукле предлагаются специальные косметические средства, которые входят в обиход в буквальном смысле «с младых ногтей».

Фактор родителя

Мы описали тенденцию, наиболее заметные факторы, но это отнюдь не истина в последней инстанции. На самом деле выбор игры и игрушки зависит от ценностей, принятых в семье, от того, насколько осознанно взрослые подходят к формированию досуга ребенка. И объективно это не связано с «вчера» и «сегодня». Скорее с отношением и восприятием внешнего мира родителем. Тот же компьютер и, как следствие, распространенная гиподинамия и отсутствие навыков коллективных коммуникаций у детей в равной степени зависят от выбора ребенка и родителя. Зачастую зависимость ребенка от современных игрушек связана с выбором родителя «простого» пути. Они предпочитают потакать желанию ребенка, местами откупаясь от него, чтобы оградить себя от лишних переживаний и конфликтов. Но девочка будет играть с напичканным электроникой или обычным пупсом, если этот выбор сделают родители. Мальчик не будет «рубиться» мечом дни и ночи напролет в Сети, если папа отвезет его на занятие по фехтованию или любому другому контактному виду спорта. Ребенок узнает вкус «охоты» на противника в лесу, если родители отправят его в загородный летний лагерь.

Можно искусственно ограждать ребенка от современной реальности. Можно полностью отдать его ей на откуп, а можно подойти осмысленно. Правда в том, что период беззаботного детства сейчас намного короче, взрослая жизнь полна не виданных 20 лет назад стрессов, а современные игры помогают детям быстрее адаптироваться к измененному социуму. Каким бы страшным для взрослого он ни был.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых