aif.ru counter
35

Деньги на здоровье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и факты в Украине 25/05/2011 Сюжет Медицина

Недавняя отставка министра здравоохранения Ильи Емца вскрыла один из самых главных вопросов украинской медицины - необходимость реформы. Введение обязательного медицинского страхования (ОМС) откладывают вот уже 20 лет. Украинцы тем временем продолжают оплачивать формально бесплатные медуслуги и лекарства. Суммы этих неформальных платежей значительно превышают затраты на лечение наших соседей, которые пользуются медицинской страховкой.

Как эффективно и с минимальными затратами провести медицинскую реформу, рассказывает руководитель Эксперт-ной группы по вопросам здравоохранения партии «Сильная Украина» Владимир Дудка.

Миллиарды под ногами

- Владимир Владимирович, бытует мнение, что медицинское страхование на сегодня - роскошь для украинцев. По-вашему, когда Украина будет готова к проведению реформы?

- Реформу здравоохранения нужно проводить немедленно. Кроме введения ОМС, она предполагает параллельное изменение системы предоставления медпомощи врачами и повышение оплаты их труда.

Средства для реформы найти не так сложно, как кажется. У нас проблема в самом подходе: мы ждем денег вместо того, чтобы верно распорядиться имеющимися. Естест-венно, ничего мы никогда не дождемся, потому что болеющая, стареющая нация, которой, к сожалению, являются украинцы, просто не сможет работать лучше и зарабатывать больше.

Сегодня нам необходимо построить эффективное финансирование здравоохранения, как это сделали, например, Молдова, Босния, Сербия, Черногория - я уж и не говорю о более развитых странах. Так вот, на поддерж-ку здоровья граждан в этих сравнительно небогатых государствах выделяется около 10% ВВП, тогда как мы ограничиваемся 3,5%. А чудес ведь не бывает - нужно больше вкладывать и лечить эффективнее. А то мы еще долго будем шокировать мир ужасающей статистикой здоровья нации. К примеру, сейчас в среднем каждый украинец за время трудовой деятельности проводит на больничном около 1 года, тогда как в Европе этот показатель составляет всего 1 мес. То есть болеем мы в 12 раз чаще, чем европейцы! Да и в условно здоровый период чувствуем мы себя значительно хуже, чем жители Евросоюза. Как следствие Украина находится в лидерах по преждевременным смертям трудоспособного населения. Кроме того, если бы наши люди были более здоровыми, они трудились бы более продуктивно. А это, в свою очередь, ускорило бы экономический рост страны.

- И все же, где взять деньги на реформу?

- Источники денег на здоровье лежат на поверхности. По подсчетам экспертов «Сильной Украины», достойный уровень здравоохранения в Украине требует ежегодно 100-110 млрд грн. Государство на сегодня финансирует около 40 млрд. Дефицит получается большой - 60-70 млрд. Но в действительности не хватает намного меньше, потому что, по даже очень скромным подсчетам, сами пациенты «добавляют» в бюджет медицины еще 35 млрд грн в виде благодарности медперсоналу и платы за «бесплатные» лекарства. Кроме того, еще 10 млрд грн можно привлечь из дополнительных источников, например, повысив акцизы на табак и алкоголь и введя НДС на лекарства с одновременной компенсацией стоимости рецептурных препаратов. Еще не менее 10 млрд грн удастся сэкономить путем оптимизации инфраструктуры и лечебного процесса. Оставшиеся 5-15 млрд грн для государства не являются таким уж непосильным бременем. Тем более что, вкладывая в здоровье граждан, государство экономит на больничных и одновременно заботится о росте ВВП. Здоровье граждан - это разумная инвестиция государства.

Зачем платить дважды

- То есть если мы говорим о внедрении ОМС, то граждане будут платить в виде страховки то же самое, что сейчас они платят неофициально?

- Именно так. Кроме того, оплатив страховку, люди психологически будут настроены на то, что еще раз платить в больнице врачу нет необходимости. Более того, никто не сможет требовать от человека приносить лекарства с собой. Это позволит пациентам экономить огромные средства. Судите сами: сегодня мы оплачиваем из своего кошелька чуть ли не половину всех расходов на здравоохранение, а что касается затрат на лекарства - то и вовсе 80%. Между тем, даже в развивающихся странах через ОМС людям компенсируют до 3/4 и более расходов на лечение. А в странах Евросоюза уровень возмещения превышает 85%. Напомню, что Украина на сегодня - единственная страна в Европе, где еще не внедрено обязательное медицинское страхование...

- И где качество медицинских услуг удовлетворяет далеко не всегда...

- А чего можно ожидать, если финансирование, скажем, больницы, зависит не от того, как хорошо вас там лечат, а сколько дней вы там пролежите. Это принцип распределения средств с учетом койко-дней. То есть за пустующую койку финансирование могут и срезать. Кроме того, у нас нет стандартов лечения и контроля их выполнения. Там, где работает страховая медицина, подразделения фонда ОМС следят за соблюдением стандартов и качества. Вот когда мы к этому придем, тогда можно будет говорить о снижении заболеваемости и смертности граждан.

Например, после внедрения медицинского страхования и реимбурсации, то есть возмещения стоимости лекарств пациенту, в Молдове в 2005 г. уже в первые годы удалось снизить смертность и инвалидизацию от болезней системы кровообращения на 25%.

Не залечить, а вылечить

- Вы говорили, что одной из обязательных составляющих реформы должно стать повышение эффективности системы предоставления медицинской помощи. Поясните, пожалуйста.

- Вот простой пример: Украина более чем в 2 раза превосходит европейские страны по количеству клиник и более чем в полтора раза - по количеству койко-мест. Наши пациенты в полтора раза дольше европейцев лечатся в больницах от одних и тех же болезней. Вы же понимаете, что это совсем не значит, что у нас лечат более тщательно. Просто, как я уже говорил, больница финансируется из расчета койко-дней. В итоге малое количество денег распыляется на огромное количество больниц и коек. Получается 2,5 грн на больного в день на питание да 1,5 грн - на лекарства. Будет ли эффективным при этом лечение? Ответ однозначен. От этого принципа распределения средств надо отказываться, нужно оптимизировать структуру медучреждений. Это позволит направить деньги и снабдить оборудованием меньшее количество клиник. Но при этом мы повысим качество медпомощи, будем уже не «залечивать», а вылечивать.

Далее, необходимо развивать профилактику и раннюю диагностику заболеваний - предупредить всегда легче, чем лечить запущенное. ОМС в этом случае - мощный стимул: если пациент заинтересован в получении бесплатных препаратов и оплаты лечения страховым фондом, он потратит два дня в году на прохождение осмотров и диагностик. Кроме того, государству нужно бороться с неоправданным назначением лекарств - так называемой полипрагмазией - и контролировать цену препаратов.

- И каким же образом это возможно? Ведь мы уже не раз видели, что вмешательство государства в образование цен на лекарства приводит только к пустым полкам в аптеках...

- Действительно, запреты и ограничения, как правило, в результате дают только дефицит препаратов, а потом - повышение стоимости лекарств производителем. За рубежом с повышением цен на лекарства борются иным образом. Государство закупает у фармпроизводителей большие партии лекарств, предназначенных для лечения тех или иных заболеваний. Как очень крупный покупатель государство добивается скидок, и как следствие - снижения цен.

- И каковы шансы, что реформу все-таки проведут?

- Я убежден, что проведение реформы здравоохранения - это вопрос не столько денег, сколько здравого смысла. Надеюсь, власть понимает, что в больной стране не может быть здоровой экономики. В первую очередь инвестировать нужно в здоровье своих граждан. Сейчас украинцы заключены в замкнутый круг: почему мы больные - потому что бедные, а почему мы бедные - потому что больные. Вот этот круг необходимо разрывать. Выбрав верную стратегию и проявив решимость, можно без огромных дополнительных финансовых затрат усовершенствовать систему здравоохранения, поправить здоровье нации и усилить экономику страны.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых