aif.ru counter
74

«Альтист» на крыше

Сюжет Книжная коллекция «АиФ»

Во всяком случае, в своих набегах на столицу под девизом «В Москву – разгонять тоску», мы, начитанная ленинградская молодежь, наряду с обязательной (и максимально приближенной к первоисточнику) поездкой по бессмертному маршруту «Москва-Петушки», уже в конце 70-х включали в программу рейд по точкам московского железнодорожного общепита а-ля Кармадон и компания. И закуску, понятное дело, разделывали ножичком с надписью "кто сопрет, зарежется" на рукоятке. И приключения с нами случались вполне «даниловские» -- один забывал в телефонной будке самодельный японский меч-катану, другой часами доказывал руководству Центрального телеграфа, что указанное в квитанции на денежный перевод отчество получателя «Леопардович» -- это опечатка, нет такого имени, читать же следует «Леонардович», как и указано в паспорте. Руководство же стойко отбивалось: раз есть Лев, значит,  должен быть и Леопард. И наотрез отказывалось выдать деньги…

Словом, культовое было произведение, как говорится, «поколенческое». Удивительно, как оно вообще увидело свет в эпоху тотального торжества социалистического реализма, переходящего в социалистический сюрреализм (кульминация метода – сочинения лауреата Ленинской премии по литературе Л. И. Брежнева).

И поэтому было несколько боязно вновь открывать «Альтиста Данилова». Существовало опасение разочароваться в любимом когда-то тексте, невольно перетянуть на него оскомину, набитую прочтением (или перелистыванием) сотен книг, написанных по сходным темам и сюжетам за прошедшие тридцать лет – и, как и положено массовым, «форматным» жанрам, на 85% представляющих собой макулатуру.

К счастью, ничего похожего не произошло. Более того, к прежнему, никуда не девавшемуся, наслаждению от любимых сцен (полеты в грозовом облаке, каникулы Кармадона, звездная дуэль, чудеса Девяти Сфер, роковая люстра и, разумеется, так и не забранные из химчистки брюки) и от «ловли» литературных и мифологических аллюзий, прибавилось новое…

Господи, до чего же гармоничен, до чего же музыкален в основе своей великий роман Владимира Орлова! И, конечно же, герой его – «демон на договоре», существо одновременно человеческое и сверхчеловеческое, не может быть никем, кроме как музыкантом. Ибо только музыкой материя связана с духом, земля – с небом, «верх» – с «низом», только в ней отражены порядок и красота мирозданья:

"А время замерло. Всюду замерло. Но не в музыке. Там оно текло – и быстро, и медленно, и рвалось, и перекатывалось по камням, в отчаянной усталости. Данилов и сам был как оркестр и не желал смириться с металлической поступью труб и ударных, наступавших на него. А потом, оказавшись вдруг в нечаянных вихрях скерцо, бросался за сверкающим полетом скрипок, исчезал в их звуках, словно бы купаясь в них. Сам Данилов утончившимся и потеплевшим звуком то ли печалился, то ли радовался в долгожданном покое и сосредоточенности…»

Искренне Ваш,

Дмитрий Вересов

АФОРИЗМЫ ОРЛОВА

  • Что есть жизнь? Жизнь есть страсть. Жизнь есть жажда. Страсть и жажда к тому, что ты принял за свою земную суть.
  • Следует всегда оставаться самим собой в главном, а в мелочах уступать, мелочей много, они на виду, оттого-то и кажутся существенным, главное же одно и в глубине, уступки в мелочах и создают видимость подчинения и прилежности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • Роман «Альтист Данилов» стал первым и самым успешным в цикле Владимира Орлова «Останкинские истории». Произведение издавалось в 20 странах.
  • В. Орлов - профессор кафедры литературного мастерства Литературного института им. А.П.Чехова. Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, премии им. Валентина Катаева.
  • Компания «НТВ» готовит к выпуску телефильм по мотивам произведения В. Орлова.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых