119

«Мировые бестселлеры»: 10 марта встречайте третий том книжной коллекции!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Аргументы и факты в Украине 09/03/2011 Сюжет Книжная коллекция «АиФ»

Год 1971. Ленинградский университет. С фотографии в стенгазете смотрит молодой человек в борцовском кимоно. Суровый чекистский прищур и иронический изгиб тонких губ. С первого взгляда понятно - личность неординарная, способная на великие свершения...

Еще не догадались, кто это? Тогда идем дальше.

Под фотографией - полторы странички машинописного текста. Что-то про родной факультет, сейчас уже не припомнить, что именно, только все хохотали до слез, а кое-кто переписывал в тетрадочку. Назавтра газету убрали. Но имя автора, помещенное между его фотографией и текс-том рассказа, запомнили все. Юноша в кимоно в одночасье стал легендой филфака...

Так началась слава Михаила Веллера, замечательного писателя, а в последнее время - еще и пламенного трибуна. Его перу принадлежит более двадцати книг - рассказы, повести, романы, публицистика, исторические исследования. И все же, по моему убеждению, вершиной (пока, только пока! Главные успехи еще впереди!) творчества Веллера является замечательное собрание рассказов под общим названием «Легенды Невского проспекта». Собственно, самого Невского проспекта как топографической реалии в текстах не так и много - разве что «Сайгон» с рыжим Натаном Федоровским (мир его праху!), да кондитерская лавка, в которой устроила свой прощальный бенефис многоликая и загадочная Марина. Невский проспект - это скорее пространство души, в данном случае - души Ленинграда эпохи Толстикова-Романова, явленной во всем ее абсурдно-трагикомическом великолепии.

Феноменальный успех «Легенд» сам писатель объясняет следующим образом:

«Все любят книги - чтобы было весело, чтобы было интересно, чтобы было смешно, чтобы было познавательно, чтобы было немножко печально, чтобы было про знакомые фигуры. И чтобы в осадке были исключительно положительные впечатления. Если такая книга еще и хорошо написана, то быть бестселлером ей обеспечено. Она подходит абсолютно по всем параметрам. Если у человека нормальный человеческий вкус, то он хочет того же, чего хотят и все».

Добавим ко всему перечисленному еще особую, сугубо авторскую магию - все написано настолько достоверно, с таким знанием фактуры (чего стоят хотя бы экскурсы в историю холодного оружия в «Тарасюке» или нюансы военно-морского быта в «Легенде о морском параде»), что даже самая завиральная «телега» в исполнении Веллера воспринимается как самая доподлинная правда. В конце концов, так ли уж важно, действительно ли Моше Даян повторил подвиг Анки-пулеметчицы, а Арам Ильич Хачатурян оконфузился на аудиенции у Сальвадора Дали? Зато как убедительно и красиво!

«Я никогда не вернусь в Ленинград. Его больше нет на карте, - пишет Веллер в послесловии к «Легендам». - Город моей юности, моей любви, моих надежд - канул, исчезая в Истории».

Нет, город нашей юности жив, пока жива наша память. А когда уйдет и она - останется память, запечатленная в слове, и Ленинград Веллера встанет для наших правнуков в один ряд с Петербургом Пушкина, Гоголя, Достоевского. И в будущих путеводителях особым значком отметят места - «Здесь Фима Бляйшиц застрелил милиционера», «Здесь стояла статуя Лаокоона, павшая в борьбе за нравственность молодежи»...

Ленинград вечен. И за это спасибо тебе, Миша!

И спасибо «Аргументам и фактам» за то, что публикует в своей библиотеке произведение, которое просто обязано стоять в доме у каждого, кто хочет понять, что такое Петербург.

Впрочем, надо надеяться, что и следующие книги библиотеки «АиФ» будут нисколько не хуже.

Искренне ваш,

Дмитрий ВЕРЕСОВ

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых