aif.ru counter
318

Том 1. Эдвард Радзинский, «Загадки истории»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты в Украине 23/02/2011 Сюжет Книжная коллекция «АиФ»

Теперь и не припомню, когда начались эти передачи, однако именно по этим интонациям и опознал тогда исполнителя, еще и не посмотрев на экран. Сразу вспомнились и место, и обстоятельства, при которых услышал этот голос впервые.

Место официально называлось Планерское, хотя под этим именем фигурировало лишь на картах, в автобусных маршрутах, в паспортах жителей и на вывесках учреждений. Народ же всей нашей необъятной и тогда еще единой страны пользовался исключительно историческим его названием. Даже те, кто никогда не был в этом крымском приморском поселке, знал его по дворовой песенке «Раз я на несколько недель приехал в место Коктебель». В теплое время года население, как положено, вырастало стократно за счет курортников, характеризующихся чрезвычайно высоким процентом примечательных личностей разного рода: дельтапланеристов, йогов, рокеров и байкеров, поющих философов, хиппующих кандидатов экономических наук, родственников и друзей Владимира Петровича Купченко - основателя и многолетнего директора дома-музея Максимилиана Волошина. На особом положении находились обитатели Дома творче-ства Союза писателей СССР: для них были свои комфортабельные корпуса, отменная столовая, свой пляж, огороженный и обустроенный, теннисные корты, на которые мне, зеленому студенту-филологу, удалось пару раз пробраться обманно, но, как оказалось впоследствии, пророчески назвавшись «мужем дочери писателя».

Однако не было и дня, чтобы кто-нибудь не совершал обратной вылазки с привилегированной территории писательского гетто по тому адресу, где я имел счастье за рубль в сутки снимать так называемую «щель». Там, на веранде известного всему Коктебелю дома Марии Николаевны Изергиной, бывшей примадонны алма-атинской оперы, собирались разные интересные люди, и каждый, хоть раз побывавший там, непременно приводил кого-нибудь еще.

Эдварда Радзинского на веранду привел замечательный саксофонист, основатель и руководитель культового ансамбля «Арсенал» Алексей Козлов. Литературный вечер начался с того, что гость нечаянно сел на голову чудесного поэта Генриха Сапгира, мирно спавшего на диванчике, за что и был удостоен града вдохновенных, истинно поэтических эпитетов в свой адрес. Радзинский, тогда уже известный драматург, робко и сбивчиво, совсем по-мальчишески извиняясь, пересел на табуреточку и тем же дрожащим голосом начал читать отрывки из своей новой пьесы «Беседы с Сократом». Публика была им завоевана в одно мгновение...

Эта прекрасная, глубокая пьеса, собственно, и была одним из первых опытов работы драматурга Радзинского с историческим материалом. После «Сократа» и «Лунина» переход автора к исторической публицистике выглядит вполне закономерно.

Остается лишь пожелать вам приятного чтения.

Многоликий Эдвард Радзинский

Когда речь заходит об Эдварде Радзинском, хочется сказать, что это тот талантливый человек, который талантлив во всем. Театр, кинематограф, телевидение - его хватает на любую задумку. Признание и известность во всем мире - тому подтверждение. Однако есть две сферы, в которых Радзинский - вне пьедестала, его невозможно хвалить или критиковать. Речь идет об истории и литературе.

За плечами Эдварда Радзинского - Московский историко-архивный институт. Однако выйдя из alma mater, он прославился не как ученый, а как драматург. Через год после окончания вуза - в 1960 году - в Московском ТЮЗе прошел спектакль по его пьесе «Мечта моя...». Всесоюзную славу автору принесли пьеса «104 страницы про любовь» и ее успешная экранизация с красавицей Татьяной Дорониной в главной роли. Легкий слог и прозрачная грусть - Радзинский стал культовой фигурой свободомыслящих 60-х. Далее последовали годы работы для театра и кинематографа. Десятки пьес и их постановки в СССР и за его пределами, сценарии к известным фильмам. Он не терялся из виду ни разу, со старта своей карьеры, и не перестанет быть интересным никогда.

В 80-х он начал еще и карьеру телеведущего. Своеобразный стиль Радзинского и неиссякаемое красноречие обеспечили ему успех и на этом поприще.

Но исторические «корни» давали о себе знать. Как признается сам Радзинский в своих интервью, во время Перестройки, когда открылся доступ к интереснейшим и важнейшим документам, он начал осуществлять проекты, о которых мечтал еще в институте. Его книга «Николай Второй» покорила читателей не только на постсоветском пространст-ве, но и во всем мире. Это признанный бестсел-

лер и одна из четырех ключевых биографий, которые себе наметил историк Радзинский. Еще он хотел написать об Александре II, Сталине и Распутине, и теперь его изложение жизни выдающихся людей читают на десятках языков.

Как признается сам историк, литератор, драматург и прочая и прочая: «Я никогда ничего не делал потому, что это было кому-то надо. Надо было только мне...».

ПРИЗНАНИЕ

  • Международная премия им. Кирилла и Мефодия
  • Премия «Литературной газеты»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • Телевизионная премия ТЭФИ - четырежды (1997,1999, 2003, 2004 гг.)
  • Премия Людвига Нобеля
  • Почетный член Российской академии художеств
  • Член Бургундской академии театра
  • «Человек десятилетия» по мнению пользователей портала Rambler

Афоризмы Радзинского

►Не трогайте первых браков, это браки детей.

►Судьба била меня моей же победной картой!

►В 19 лет воображение реальнее реальности!

►Маленькие сплетни окружают великие дела.

►Человек - не тот, кто он есть на самом деле, а тот, кем он мечтал стать.

►Пороча авторитеты, они подсознательно убивали в себе страх перед распутством.

►Каждый вечер она обращалась к Богу с одной молитвой: «Господи, отними все у всех. И отдай моим сыновьям».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых