aif.ru counter
189

Украинцы и поныне используют в Рождественскую ночь языческие обряды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. Аргументы и факты в Украине 05/01/2011 Сюжет Традиции, верования, обряды

Правда, многие обряды успели измениться до неузнаваемости, потерять свой первоначальный смысл и, по сути, извратиться.

Сноп вместо елки

В старину наши предки готовились к Рождеству начиная с лета. В первый день жатвы хозяин приносил с поля первый срезанный сноп жита (ржи) или пшеницы, любовно украшенный васильками и полевыми цветами. Его называли Дидух, Пан-Дид, Рай-Дидух или Коляда. Древние славяне верили, что в еще теплых от летнего солнца колосьях, связанных тугим снопом, затаились добрые духи земли и урожая, а рядом с ними собрались в один магический пучок души умерших предков, которые призваны охранять урожай от всяческих невзгод. Именно поэтому одно из названий магического снопа - Рай (место, где живут потусторонние души).

Дидух не обмолачивали, а со всяческим уважением заворачивали в рушник и отправляли храниться в амбар. Вспоминали об этом языческом предмете аккурат накануне православного Рождества. Дидуха хозяин заносил с поклонением в хату перед восходом первой звезды в Святвечер, перед тем, как вся семья собиралась за праздничным столом. Сноп устанавливали на самом почетном месте в доме - под иконами в Красном углу, его украшали калиной, сухим бессмертником, подчас - конфетами и игрушками, перед Дидухом ставили новую глиняную миску с первой ложкой кутьи, чашку с медом и кныш - специальный хлебец с запеченной внутри частичкой из теста - «душой мертвых». Надо ли говорить, что Дидух долгое время заменял украинцам традиционную нынче новогоднюю елку! В некоторых селах традиция сохранять и приносить в дом первый обжинковый сноп сохранилась и поныне.

ИЗ ИСТОРИИ

Празднование Рождества Христова было узаконено в 431 году на Эфейском соборе. По юлианскому календарю 7 января его поныне отмечают в Украине, России, Грузии и Сербии. Вплоть до начала ХХ века в сельских регионах современной Украины Рождественские праздники отмечались красиво, долго и с размахом: с 6 до 14 января по новому стилю (до старого Нового года, Щедрого вечера) запрещено было работать, хозяйки убирали с глаз долой метлы и веники. Отдавалась дань празднику, люди каждодневно посещали церковные службы, ходили в гости, одаривали нищих и бедных.

Отдать все долги!

За две недели - со Спиридонова дня (25 декабря по новому стилю) - у предков начиналась активная и ответственная подготовка к рождественским торжествам. Убиралось и чистилось все вокруг. Хозяйки вовсю шили и вышивали рушники на окна и на иконы в богородичных - бело-голубых - цветах.

Во дворе и в доме наводили порядок, белили стены, в хлеву скотине ставили новые ясли, в сарае чинили и приводили в порядок весь инвентарь. Хозяин проверял: все ли на месте. И если обнаруживал, что какой-то молоток или коса залежались у соседа, старался немедленно вернуть инструмент. Под Рождество все - начиная от инвентаря или одолженных кому-то денег и заканчивая потерявшимся щенком - должно быть возвращено домой, считали наши предки. Только с учетом этих неизменных требований языческих традиций можно было, по их мнению, сохранить удачу на хороший новый урожай да богатый приплод скотины.

Традиция трансформировалась и жива до сих пор: мы стараемся отдать все долги, выполнить данные ранее обещания и заполучить все, что было роздано взаймы обязательно под Новый год - чтобы весь год не иметь долгов и невыполненных обязательств.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Праславянское слово «коляда» - пожалуй, одно из самых многозначных и объемных. Так могут называться: Солнце, ритуальный рождественский хлеб, сноп Дидух, а также рождественские песни, группы молодых людей, их исполняющие, сам праздник Рождества.

«Живой огонь»

А вот благополучие в семейной и общественной жизни сулило соблюдение других древних обычаев, пришедших еще с тех времен, когда огонь был для человека священной ценностью. В течение 12 дней накануне Сочельника хозяева во время растопки печи откладывали по одному лучшему полену.

Затем в самый Сочельник, проснувшись затемно и умывшись дорассветной водой, хозяйка, облаченная во все новотканое, начинала ритуал: разжигала огонь, уложив эти поленья крестообразно. Разжигать следовало, добывая огонь - «живую ватру» - древним способом: натирая одну лучинку о другую. Это была дань Богу Солнца, подарившему некогда человеку огонь. На огне, добытом таким трудом, и готовились 12 ритуальных блюд, которые затем выставлялись на стол в Святвечер. Спички в этом ритуале в отдельных деревнях вошли в обиход лишь в начале ХХ века. Число 12 тоже появилось неспроста - это не только дань памяти 12 Христовым апостолам, но и символ 12 месяцев года, который как раз завершал свой цикл в момент зимнего солнцестояния, когда и праздновалось Рождество.

- Поныне, готовясь к торжеству, сельские жительницы - наши соотечественницы - спешат накануне навести в жилище порядок, избавиться от грязной и старой одежды, выбросить ветхие шторы, наполнить буфет новой посудой (в древности считалось обязательным вкушать блюда в Святвечер только из новых глиняных мисок, обязательно глубоких - чтобы не расплескать удачу) - рассказывает киевский этнограф Мирослава Данькевич. - Праздничный стол посыпают сухим ароматным сеном - в память о яслях, куда Богородица уложила новорожденного Спасителя. Затем по углам стола хозяйка выкладывает зубочки чеснока (чтоб к пище не приближались злые духи) и лишь потом накрывает белоснежную скатерть. В центре стола на рушники кладется круглый хлеб или калач (его до сих пор во многих местах называют по-древнеславянски Колядой), куда ставится свеча. Рядом - соль, кутья и узвар. Свеча зажигается во время трапезы и не гаснет всю Рождественскую ночь. Чем тише и ласковее ее огонь, тем счастливее будет жизнь в этом доме, поныне уверены многие почитатели традиций.

Вечер «неземных» встреч

Праславянский культ поту-стороннего мира во всем много-образии отобразился в христианских рождественских ритуалах и жив до сих пор, убеждены исследователи. На Святвечере главными гостями считались добрые духи урожая, семейного лада и здоровья, а также все умершие предки - известные и забытые. Они обязательно приходили на ужин. Для них специально готовилась посуда - открытая большая тарелка, куда хозяйка вы-кладывала по ложке всех празд-ничных блюд и кутью. Тарелка выставлялась на подоконник либо оставлялась на столе.

Чтобы не огорчить и не разгневать дорогих гостей-невидимок, а также не накликать в дом нечистую силу, которая в Сочельник ходит под окнами и все слышит, нужно было вести себя чинно и торжественно. Дети не должны были слишком шалить, взрослые - скандалить.

До сих пор в украинской глубинке жива традиция: перед тем как сесть за праздничный стол, покормить приготовленными яствами (задобрить) скотину, чтобы она «не пожаловалась Богу» на невнимательность хозяев.

- Подсознательное или осознанное отношение к животным как к посланцам неведомого потустороннего мира сохранилось у нашего народа еще с тех времен, когда одним из основных занятий была охота, - поясняет М. Данькевич.

Особый мостик «с того света» - колядки. Нынешние мальчишки, рассказывающие на пороге чужой квартиры наспех выученные строчки, вряд ли догадываются, что они на самом деле играют мистическую роль «гонцов», перешедших реку (водораздел между двумя мирами) и оповещающих землян о великом чуде.

Именно так относились к колядникам и ряженым наши предки. Горе было тому дому, который в праздник их так и не дождался. Авторитет колядников был безукоризненным, их обязательно впускали в дом и пытались одарить: детишек - сладостями, взрослых мужчин - рюмкой спиртного. Давать деньги (а колядникам - просить их) долгое время было не принято.- Считалось постыдным в процессе колядования что-то выпрашивать, - говорит М. Данькевич. - Сам ритуал исполнения рождественских песен - это почти божественное таинство, которое нельзя осквернять. Хотелось бы, чтобы современные родители объясняли это детворе, отправляющейся на колядование как на охоту.

КСТАТИ

В Сочельник колядовать нельзя. Этот ритуал начинается 7 января, в день Рождества.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых