aif.ru counter
56

Школа ответственности: грядущая реформа образования не обещает прорыва?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Аргументы и факты в Украине 22/12/2010 Сюжет Образование

О том, насколько хороши за-планированные реформы, рассуждали участники первого Международного форума «Образование и современные глобализационные процессы: украинское измерение» - педагоги, эксперты, народные депутаты.

Подушное финансирование

СУТЬ РЕФОРМЫ

Повышение самостоятельности учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами и переход в их финансировании от принципа содержания к принципу формирования бюджетов, исходя из количества учащихся и стандарта стоимости обучения одного ученика.

КРИТИКА

Как отмечают эксперты, главный акцент Программа делает не на ученике, а на школе. Между тем, в развитых странах используется принцип «деньги идут за учеником», что дает ему право осуществить реальный выбор формы образования.

АЛЬТЕРНАТИВА

Необходимо создать условия для адресного инвестирования в образование каждого ученика и студента.

Автономия

СУТЬ РЕФОРМЫ

Расширение финансовой и кадровой автономии учебных заведений, в том числе школ.

КРИТИКА

Эксперты не понимают, почему вопрос автономии в содержании программ и методов обучения поднимается только относительно вузов. Они убеждены, что абсолютно зарегламентированная средняя школа не сможет сформировать мобильного, способного к самостоятельному развитию и инновационной работе выпуск-ника, которого примет автономный вуз.

АЛЬТЕРНАТИВА

Необходим переход к автономии средней школы - с самостоятельным формированием бюджета, внедрением авторских программ и системой финансового поощрения педагогов, чьи ученики наиболее успешны.

Кадровая политика

СУТЬ РЕФОРМЫ

Повышение престижа работы педагога.

КРИТИКА

Чиновники постоянно говорят о несчастной судьбе учителя, но не анализируют результаты его работы, привязав повышение оплаты труда к ответственности за результат. При этом руководители в сфере образования признают, что большинство учителей давно смирились с ролью «почасовиков», не повышают свой профессиональный уровень, абстрагировались от воспитательной функции в своей работе.

АЛЬТЕРНАТИВА

Необходимо создание профессионального этического кодекса для педагогов, который поможет преодолеть распространенное представление о том, что когда ученик получает плохие оценки, это значит, что плох ученик, а не учитель.

Нельзя повышать уровень зарплаты педагогов без внедрения системы ответственности за повышение ими собственной квалификации и результаты, полученные каждым из их учеников.

Инвестирование

СУТЬ РЕФОРМЫ

Поиски альтернативных источников инвестирования образования.

КРИТИКА

Эксперты согласны со стремлением украинских властей, однако отмечают - для начала нужно изменить подход к образованию, которое следует рассматривать как продукт. Во многих странах вложения в образование рассматриваются  как инвестиции в будущий доход гражданина, его бизнеса и общества, в котором он живет. В новых условиях образование становится сферой производст-ва и инвестирования со стороны заинтересованных в его продукции.

АЛЬТЕРНАТИВА

Развитие частного инвестирования образования, что позволит создать здоровую конкуренцию среди школ и вузов и приведет к общему повышению качества образовательных услуг.

Формирование системы отчетности перед государст-вом и инвесторами (родителями, предприятиями, спонсорами, благотворительными организациями) за использование школой и вузом как бюджетных, так и небюджетных средств в полном объеме.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых