aif.ru counter
50

Потребитель - прав!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты в Украине 24/11/2010 Сюжет Права человека

Всегда надеешься приобрести качественный товар. Но часто выходит: продукты - не первой свежести, в обуви на второй день отваливается каблук, быттехника через неделю выходит из строя. Немногие готовы требовать у продавца или производителя компенсацию. А зря. Как заявил в ходе видео-конференции в «АиФ» председатель Госпотребстандарта Украины Александр Матвийчук, 16 из 20 украинцев, которые не мирятся с низким качеством товаров, удается наказать халтурщиков.

Бензиновый компромисс

Александр Семенович, когда у нас будут введены хотя бы приближенные к европейским стандарты качества на бензин и дизтопливо?

Алексей, Киев

- Планировали ввести новые стандарты моторного топлива повышенного качества Евро-4 и Евро-5 с 1 января 2011 года. Но произойдет ли это, пока неизвест-но. Во-первых, в условиях кризиса не все предприятия - производители топлива подготовились перейти на выпуск продукции по новым стандартам. Во-вторых, у нас очень много старой техники, для которой нужен бензин А-76 и А-80, изготовленный по старым, еще советским, ГОСТам. Это машины оборонного ведомства, транспорт сферы АПК, да и личные автомобили многих украинцев, особенно в глубинке. Нельзя не учитывать их интересы. Ну а владельцам иномарок нужен качественный 95-й бензин. На это тоже нельзя закрывать глаза. Вводить или не вводить новые стандарты - этот вопрос в ближайшее время рассмотрит специальная экспертно-аналитическая группа при Кабмине и примет решение. Возможно, оно будет компромиссным, и новые ГОСТы в 2011 году введут только на высокооктановый бензин. А что касается соответствия качества топлива ГОСТам, то пока что наши действия не очень эффективны. Ведь мы долж-ны письменно предупреждать о проверке за 10 дней. Эта норма касается всех товаров и услуг. За эти почти две недели можно так подготовиться к проверке, что «ревизорам» останется только почитать документы в уголке потребителя. Но эта ситуация вскоре может в корне измениться - в Верховной Раде планируют рассмотреть законопроект, разрешающий внезапные проверки.

У меня маленький ребенок, без детского питания не обойтись. Но, покупая пюре или молочную смесь, всегда волнуюсь, как бы не навредить здоровью малыша. Ведь по телевизору рассказывают столько «страшилок» о продуктах для самых маленьких. А что выявляют ваши проверки?

Ольга Рогова, Луганск

- В этом году в результате наших проверок забраковано и снято с реализации 30 тонн продуктов детского питания. Это - 30% от проверенного количества. То есть каждая третья единица «экзамен» не прошла. Самые распространенные недостатки - отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность, а также информации о самом товаре. И - истекший срок годности. К большому сожалению, в этом году из-за отсутствия финансирования наши территориальные управления по защите прав потребителей не смогли в полном объеме определять качество продукции, в том числе и детского питания, по многим важным критериям. В частности, по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим, токсикологическим и другим важным пока-зателям. Причина банальна - не за что было покупать образцы продукции для проверки в специальных лабораториях. Очень надеюсь, что в 2011 году средства на это будут.

Положительный момент, касающийся детского питания, в том, что сейчас стремительно начало развиваться украинское производство этих продуктов (в основном, молочные смеси и соки). Так что, наши производители немного потеснят импорт для питания малышей, поступающий из России, Австрии, Германии, Чехии, Словении, Бельгии, Хорватии, Швейцарии, Дании.

Мишка разнолапый

Купила дочке мягкую игрушку - мишку. Впопыхах в магазине не разглядела, а дома уже сама малышка заметила, что у него передние лапы разной длины. Урод какой-то. Считается ли это недостатком и что делать с разнолапым зверем?

Валентина Николаевна, Днепропетровск

- Несимметричность кроя мягких игрушек - это один из дефектов, по которым мы всегда бракуем товар. Вы имеете право отнести медведя обратно в магазин. Вам должны заменить его на другую игрушку, без брака, или вернуть деньги. Недостатками мягких игрушек также считается неравномерность набивки, выпадение ворса, неровность строчек или недостаточная их частота. А в игрушках из плотного материала не долж-но быть режущих краев, острой металлической фурнитуры, осыпающегося декоративного покрытия, некачественного соединения мелких деталей, которые дети легко смогут оторвать. Игрушки не должны выделять летучие вещества, а их декоративное покрытие должно быть устойчивым к воздействию слюны и пота. Родителям нужно насторожиться, если у игрушки - резкий «химический» запах, а на руках остаются следы от краски. Кроме того, этот специфический товар по весу должен соответствовать возрасту ребенка - слишком тяжелые пирамидки, кубики или ведра могут подорвать здоровье. А по требованиям нормативной документации расстояние от глаза малыша до рассматриваемого им предмета должно быть не меньше 25 см. Из-за этого в Херсоне мы сняли с реализации партию китайских калейдоскопов, в которых от «глазка», в который смотрит малыш, до цветных картинок - всего 15,5 см.

Вообще же по всей Украине в результате проверок забраковано и снято с реализации почти 59 тыс. игрушек (63% от проверенных). Основные причины - отсутствие документов о качестве и безопасности, а также информации о товаре. И - несоответствие требованиям нормативных документов.

Многие не верят в то, что за некачественный товар производителя или продавца могут наказать. Сколько украинцев все же вступает в борьбу за свои потребительские права?

Ирина, Алчевск

- В 2010 году в территориальные управления по защите прав потребителей поступило 22 тыс. жалоб. Из них 20 тыс. уже рассмотрено, и по 16 тыс. заявлений приняты решения в пользу потребителей. Им вернули более 4,1 млн грн за некачественные товары и услуги. Это доказывает, что свои права можно отстоять. Схема проста: если не удалось в устной форме убедить продавца заменить товар на качественный или вернуть деньги, пишите заявление на имя администрации магазина или оставьте запись в «Книге жалоб и предложений». Такие книги должны быть в каждой торговой точке. А на записи в них владелец или руководитель магазина обязан реагировать. Если же реакции не последует, обращайтесь в управление по защите прав потребителей. Наши сотрудники вам обязательно помогут.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых