aif.ru counter
68

Эксперты о детских сказках: Гарри Поттер против Чебурашки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты в Украине 17/11/2010 Сюжет Детская энциклопедия

Чебурашка, Каштанка и трубадур из «Бременских музыкантов»... Такими - наивными, простосердечными и отважными - были герои нашего раннего детства. Далее следовала череда гаврошей с мальчишами-кибальчишами, которая плавно и закономерно приводила к жегловым и штирлицам. И как ни грешат нынче на советскую цензуру, мало кто поспорит, что герои нашего прошлого непременно несли свет и доброту. А что несут нашим детям нынешние люди-пауки, ползущие с каждого экрана?

Герои нашего времени

Опрошенные «АиФ» эксперты уверяют, что «Приключения Гарри Поттера», «Хроники Нарнии» и «Симпсоны» формируют в наших детях базовые нравственные принципы. Самые маленькие с интересом следят за приключениями маленькой рыбки Немо, протестующей против гипер-опеки отца, или рано повзрослевшего львенка Симбы, ставшего жертвой дворцовых интриг. И это, по признанию психологов, - лучшее из того, что предлагает им сегодня мировая мультиндустрия. Со временем мир магии и американской сатиры заменяет сериал «Сумерки», повествующий о любви обычной девушки к юноше из семьи вампиров, а также «Доктор Хаус».

Как утверждают психологи, выбор именно таких героев нашими детьми - это просто факт, с которым следует смириться. Хуже то, что эти образы предлагает им по большей части зарубежная книжная, анимационная и киноиндустрия. Не радует и то, что классические произведения, все еще обязательные для изучения в школе, не воспринимаются детьми в каче-стве инструмента для формирования собственной лично-сти. Тем более что Интернет предлагает краткое изложение содержания шедевров мировой литературы. Но, как показывают комментарии школьников на этих веб-сайтах, даже такой упрощенной версии классики они не понимают и не принимают.

«Классика отходит на второй план, даже не по кругу тем, а по стилистике изложения. Текст с длинными описаниями сегодня рискует быть непрочитанным. Дети хорошо воспринимают динамичные истории, изложенные современным языком. Авторы «Гарри Поттера», «Сумерек» и других подобных произведений стали такими популярными потому, что ближе всего подошли к психологии современного ребенка, добавив или магии, или мистики, или гламура», - констатирует Марьяна Савка, украинская поэтесса, главный редактор «Видавництва Старого Лева».

Она утверждает, что герой нашего времени для детей - такой же, как они, школьник, живущий по законам виртуального мира, высоких технологий и информации, часто страдающий от одиночества, не имеющий взаимопонимания с родителями и ищущий выражения собственной индивидуальности с помощью субкультур.

О дивный узкий мир

Однако наибольшая опасность кроется в том, что нынешнее поколение детей и подростков в принципе очень мало читает, отдавая предпочтение мультсериалам или онлайн-играм, разработанным на их основе. Результат - лексикон детей и подростков стремительно сокращается, а в мире сетевых сообществ с их небывалой динамикой такое качество, как грамотное изложение своих мыслей, перестает быть необходимым. «Их мир сокращается, как шагреневая кожа, до нескольких слов. Они не могут описать свои чувства, красоту мира, потому что все это заменяют словами вроде «прикольно», - сетует Иван Малкович, украинский поэт, писатель, владелец и директор издательства «АБАБАГАЛАМАГА». Он возлагает надежды на электронную книгу, которая, будучи модным аксессуаром, может возродить в детях любовь к чтению как таковому.

Колоссальной здесь остается роль родителей: если они знакомят своего ребенка последовательно с Чебурашкой, д’Артаньяном и хотя бы «Повестями Белкина», он получит необходимый базовый набор нравственных принципов, который сможет затем закрепить, узнавая о борьбе Добра со Злом из томиков о Гарри Поттере. Но драма заключается в том, что и взрослые поголовно изменяют книжным страницам с сетевыми дневниками. Сейчас, по словам известного российского культуролога Михаила Эпштейна, «XXI век грозит стать веком конца литературы - из-за нехватки читающих и засилья пишущих». Однако возникает вопрос: на каком языке будут писать наши дети?

МНЕНИЕ

Где наше детское кино?

Сергей Трымбач, глава Союза кинематографистов Украины

Когда подрастало наше поколение, существовало четкое представление о том, что такое детское кино. Сейчас его просто не существует. Давно исчез массовый прокат, и потому у продюсеров нет интереса к производству того, что не имеет видимого спроса. Телеканалы транслируют в основном созданное в США детское кино, в кинотеатрах доминирует оно же.

В последние годы Голливуд делает ставку на подростковую и юношескую аудиторию. Расчет на то, что дети навсегда «присядут» на его продукцию. Россияне начали потихоньку реанимировать детское кино. В Украине же за последнее десятилетие был снят один игровой фильм для детей - «Прикольная сказка» Романа Ширмана.

Что здесь можно сделать на государственном уровне? Объявить конкурс на лучший проект кинофильма для детей и многосерийной анимации с гарантией 100%-ного бюджетного финансирования и проката, в том числе телевизионного.

Это могут быть и сказочные сюжеты на модернизированном фольклорном материале, и фэнтези, и ленты о социальных проблемах подростков. Самое важное - дети должны чувствовать, в какой стране они живут, какие традиции наследуют - нравственные, культурные, мировоззренческие.

Нынче же мы имеем чистую ненависть детей к школе и всему комплексу воспитательного воздействия на них. Получается, страна, в которой они растут, чужая для них. Послушать наших державных мужей, так все культурные проблемы сводятся к языку и книгоизданию. Но книжек наши дети уже почти не читают. Зато смотрят фильмы - чужие. Дефицит собственного продукта образует невидимые, но опасные лакуны в нашем культурном космосе.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Запреты не помогут

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ, доцент кафедры психодиагностики и клинической психологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, руководитель проекта «Родительская педагогика», семейный психотерапевт.

Мы отличаемся от наших детей и не можем этого избежать. В нашем детстве не было телевизора, мобильного телефона, компьютера. А наши дети приходят в этот мир, и им жить в нем, наполненном чудесами техники и колоссальными объемами информации.

Хорошо, если родители знают, что смотрят и читают их дети. Согласно нашим ис-следованиям, две трети родителей не могут проконтролировать, ни что, ни сколько смотрит их ребенок.

Конечно, желательно, чтобы в комнате у маленького ребенка не было телевизора и компьютера. Но простой запрет не поможет - он только усугубит ситуацию. В мире, наполненном высокими технологиями, подросший ребенок найдет способ увидеть запрещенное, и оно еще сильнее повлияет на него. Ведь не смотревший мультсериала или не читавший «Гарри Поттера» ребенок окажется изолированным в детском коллективе, а в дальнейшем, сталкиваясь со злом в реальности, окажется неспособным ему противостоять. Кроме того, дети, которым многое запрещают, оказываются более подвержены зависимостям - той же игровой.

Поэтому самый лучший путь - смотреть фильмы и мультики, а также читать книги вместе с ребенком и затем обсуждать: что понравилось, а что - нет, почему, какие чувства у вас вызывают те или иные герои либо ситуации. Здесь важно не навязывать, что хорошо, а что плохо, а показывать ребенку, как мы к этому относимся. Такой путь даст и родителю возможность видеть, как ребенок реагирует - где он испугался, где огорчился, где обрадовался.

Есть смысл ограничивать в просмотре некоторых мультиков только самых маленьких, но это связано не столько с содержанием того, что они смотрят, сколько с тем, что малышам вообще не рекомендуется в больших количествах поглощать все то, что нам предлагают ТВ и Интернет.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых