84

Дмитрий Табачник: Как избавить школу от советских традиций

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты в Украине 01/09/2010 Сюжет Образование

Крестовый поход МОН

Что делать молодым родителям, живущим в маленьких городах? У нас нет дедушек с бабушками, живем в пригороде Киева, пошли устраиваться в детсад, нам сказали: «Платите 3500 грн вступительного взноса. А не хотите - ждите несколько лет в очереди». Что прикажете делать?

Натали

- На Гуманитарном совете, который проходил под председательством президента Украины, задача вернуть государству максимум детсадов, которые используются не по профилю, была поставлена как одна из важнейших. Их арендуют, в их помещениях располагаются административные службы районных и городских властей. Министерство нынче объявило крестовый поход за возвращение детсадов. За 5 месяцев мы вернули их 235, но еще свыше тысячи детсадов используются не по назначению.

В сельской местности мы разрешили создавать учебные комплексы «детсад-школа». Это - тоже путь, который дает и сокращение административных расходов. Кроме того, до октября мы внесем в Верховную Раду проект закона, который позволит освободить детсады всех форм собственности от уплаты налога на землю. Ведь если детсад берет ребенка под свою опеку, то двое молодых родителей получают возможность работать, а значит, наполнять местный бюджет и пополнять трудоресурсы страны. В ближайшее же время мы приступим к разработке законопроекта, который позволит поддержать предпринимателей, стремящихся создавать частные детсады.

Слишком много школ

Когда вы наконец откажетесь от идеи обязательного бесплатного образования? Ведь неофициальные поборы в государственных детсадах и школах оказываются даже выше, чем официальная плата частникам.

Алла, Вишневое

- Отказываться от бесплатного образования нецелесообразно и невозможно. Необходимо реализовывать ту модель, которую мы сейчас запускаем совместно с Киевской горгосадминистрацией как пилотный проект. Каждая школа столицы получит статус юрлица. Так между ними возникнет конкуренция, а поборы станут официальной возможностью для родителей оплатить дополнительные образовательные услуги.

Необходима и оптимизация сети образовательных учреждений. К примеру, наше население относится к населению РФ как 1 к 3. У нас почти 21 тыс. средних школ, значит, в России должно быть 63 тыс. Но в РФ сегодня функционирует менее 50 тыс. школ. Это говорит о том, что Россия более экономно подходит к своему госбюджету.

Путь к школе добра

В нашей школе учителя постоянно понижают ученикам баллы из-за «плохого» поведения. Под ним подразумевается забытая дома или потерянная тетрадь. И речь идет не о злостных лентяях-старшеклассниках, а об учениках 4-5 классов. Может, отдельной оценки за поведение, как раньше, было бы достаточно?

Марина, Киев

- Самая неразрешимая дискуссия во все эпохи существования школы как социального института всегда разворачивалась между учителями и учениками. Достаточно назвать одного ученика и одного учителя, которые всегда вели между собой нескончаемые споры о прилежании ученика и о требованиях учителя. Один - Аристотель, второй - Александр Македонский.

Я сторонник того, чтобы оценки ставились за знание предмета, а не за прилежание на уроках. Наиболее прогрессивные школьные системы всегда учитывают возможность проведения урока как творческого мероприятия и поэтому не ограничивают учителя в формах или методах проведения этого урока. А переводные экзамены и государственная итоговая аттестация позволяют нивелировать конфликтные ситуации между учителем и учеником. Наша школа развивается в европейских традициях - как школа сотрудничества, школа добра. Я думаю, что единую карательную оценку за поведение, тем более учитываемую в общем балле аттестата, вводить не стоит.

Не надо фаршировать старшеклассников

У меня племянник в средних классах учится. Замечаю, что большинство школ не учат наших детей ни зарабатывать деньги, ни мыслить позитивно, ни свободно переучиваться и быть мобильными, ни давать волю своему воображению. А в мире упор делается именно на это. Наших же детей учат «духовности», при этом колотя их линейками. Как разорвать этот замкнутый круг?

Анна, Севастополь

- По оценкам мировых экспертов ЮНЕСКО и ООН, советская школа до начала 90-х годов занимала 2-3-е место в мире по качеству образования. Она уступала только британской и американской. Проблемой советской школы было то, что примерно 70% учеников, даже имевших высокие баллы аттестата, не могли полностью усвоить объем программы, предлагаемой школой. Нынешняя школа в значительной степени восприняла и лучшие, и худшие традиции школы эпохи Украинской СССР.

Проблема заключается и в том, что с каждым годом растет количество учителей пенсионного возраста. Согласно мониторингу МОН, который я попросил провести впервые за 4 года, количество учителей в возрасте до 30 лет сократилось на 4% - с 21,5% до 17,5%. То есть все труднее преодолеть не просто межвозрастные, но различия между поколениями.

Поэтому наша реформа образования предполагает самое главное: переход от усвоения знаний-умений-навыков к более прогрессивному европейскому подходу - овладению компетентностями. Нынче для ученика главное - не усвоить знания, а знать, как их искать, как совершенствовать и как применять их в жизни. Над этой проблемой бьется система образования всей Европы.

Необходимо и более решительно вводить, хотя бы в городах, профильную школу. Сейчас украинский десятиклассник проходит обязательную подготовку по 16-20 предметам, а в американской и британской школах количество предметов вдвое меньше. Там полностью внедрено профильное образование. И мы от этого никуда не уйдем.

Не нужно пытаться нафаршировать ученика старших классов всем объемом знаний, а позволить развивать 4 типа старшей школы: точных наук, естественных наук, гуманитарных наук и школу искусств. Сюда же можно подключать и возможность плавного перехода из старших классов в ПТУ и в вузы 1-го и 2-го уровней аккредитации.

Нужно отдать значительную часть учебных часов авторским программам. Чем меньше будет обязательных предметов, тем больше появится возможности формировать компетентности.

Высшее образование в кредит

С каждым годом растет число выпускников, никогда не работавших по полученной специальности. Высшее образование давно не соответст-вует запросам рынка труда. Конкурентоспособные выпускники делают все, чтобы получить какой-нибудь MBA и побыстрее основать собственный прибыльный бизнес или устроиться в транснациональную компанию.

Олег, Полтава


- А как госзаказ может соответствовать рынку труда, если его формируют 35 центральных органов исполнительной власти, которые дают свои предложения Министерству экономики, а МОН даже не знает, что некоторые промышленные ведомства заказывают деловодов, хореографов, юристов, психологов? Я думаю, что за формирование госзаказа каждый регион должен нести ответственность, в том числе и финансовую. Единое образовательное пространство у нас должно быть создано хотя бы в административном плане.

Мы собираемся предложить систему контракта с теми, кто получает образование за средства из госбюджета. Я глубоко убежден, что такие выпускники обязаны отработать по специальности, т.е. вернуть государству деньги, достаточные для подготовки следующего специалиста такого же профиля, плюс, условно, процент - как за пользование кредитом.

Главной трагедией сегодня является то, что наши работодатели сознательно не участвуют в подготовке специалистов. К примеру, сумма договорных обязательств компании «Arcelor Mittal» перед Днепропетровской Национальной металлургической академией меньше, чем размер приличного фуршета в такой компании, - порядка 240 тыс. грн. Усилиями только МОН эта ситуация будет меняться очень медленно.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых