aif.ru counter
655

Лестница на небеса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Аргументы и факты в Украине 05/05/2010 Сюжет Традиции, верования, обряды

Мне бы в небо...

- Интересно, что даже в этот - строго христианский - церковный праздник славяне сумели привнести древние, ещязыческие, мотивы, - говорит этнограф Мирослава Данькевич. - На территории современной Западной Украины, в Винницком крае к этому дню принято было выпекать особенное печенье в виде лесенки с семью (по числу небес Апокалипсиса) перекладинами. Их приносили в церковь, освящали, затем ели сами и раздавали нищим. С одной стороны, лестница символизировала дорогу Христа в небо и, по народному поверью, должна была «помогать» Ему подняться вверх. С другой - изготовление этого печенья сопровождалось характерными обрядами и припевками: хозяйки заклинали озимые быстрее всходить, подниматься вверх, лучше расти. Очевидное поклонение языческому богу Велесу (Волосу) - покровителю растительного мира, которого предки всегда весной просили позаботиться о густоте и богатстве посевов. Кстати, как выяснилось, традиция печь «лестницу» пришла к славянам-христианам тоже из языческого прошлого. Изначально ее ступеньки лепились как раз для Волоса (иногда - для Ярилы). Изготавливая свой кондитерский шедевр, хозяйки очень старались. Лестница должна была быть безупречно надежной, ступеньки на ней - широкие и прочные, чтобы не отвалились, да и стоять на них было удобно. По лестнице, как свято верили наши прабабушки, Волосу будет легче добраться до колоса. Но если в процессе изготовления какая ступенька отвалится - быть беде: этому двору пророчили неурожай.

После освященные в церкви вкусные лесенки несли в поле - каждая хозяйка в свое жито. Там начиналось веселье. Женщины, девушки и детвора подбрасывали печенье вверх. Кто выше вскинет - у той колос вырастет выше. Затем печенье съедалось - с песнями и прибаутками.

В некоторых селах, напротив, лестницу старались не разрушить, сохранить как можно дольше. Если случалось, что в семье кто-то умирал, ее клали покойнику в гроб (чтобы ему было проще взобраться на небо). А затем на день поминовения (на 40-й день после смерти) хозяйка выпекала такую же лестницу и ставила ее на стол вместе с поминальными блинами и пирожками. Без этого ритуального блюда душа умершего - особенно отягченная грехами - может не добраться до светлого потустороннего мира и будет еще много веков метаться на этом свете, считали славяне.

Блины на каждую ногу

Альтернативой сдобной «лесенке» стали «Христовы онучки». Большие по диаметру тонкие блины было принято выпекать под Вознесение прямо на улице. Чем тоньше и нежнее получались эти блины, внешне напоминающие портянки («онучи» по-украински), - тем лучше. Они должны были обернуть ноги Христа, чтобы облегчить Ему непростое восхождение на небо. Эта традиция поныне бытует на территории Черниговщины, Сум и в отдельных регионах Слобожанщины.

«Онучки», как и лесенки, брали с собой в поле, две выкладывали на землю - «чтобы жито (рожь) росло густо и быстро». Остальные блины съедались в торжественной и сдержанной обстановке. В этот момент крестьяне поминали своих предков. В память о каждом из усопших родственников выпекалась отдельная пара блинов, которые обязательно нужно было раздать односельчанам за поминальной трапезой и съесть. Все, что оставалось на столе после трапезы, мелко крошилось и разбрасывалось по полю - для птиц. Наши предки были уверены, что в этот момент в образе пернатых над ними кружат души предков. Кстати, традиция крошить для них хлеб и рассыпать зерно на могилах во время поминальных дней жива и до сих пор.

«Душевные» мухи

К душе у славян исстари было трепетное отношение. Считалось, что она дается младенцу еще в утробе матери. Место ее нахождения предки так и не определили – одни были уверены, что она «гнездится» в левой стороне груди около серд-ца, другие были убеждены, что душа пребывает в ямочке под шеей, третьи определяли, что это место - в районе солнечного сплетения. Так или иначе, это были самые уязвимые и жизненно важные части тела, которые следовало беречь. Когда человек спал, душа покидала тело, поэтому древние славяне очень боялись резко будить спящих (иначе душа не успеет вернуться и человек не проснется). Нельзя было перекладывать спящего ребенка с одной стороны постели на другую (чтобы душа, вернувшись, не «потерялась»).

Наши предки были уверены, что душа почившего три дня находится около тела, а затем еще сорок дней витает между тем и этим мирами. В это время важно было, чтобы она не «возвратилась» на свое прежнее место и покойник не ожил. Иначе обязательно очнется упырем или вурдалаком. Поэтому поныне существует обычай дежурить у гроба до похорон. В отдельных украинских селах до сих пор в течение сорока дней после смерти близкого в хате не открывают укрытые рушниками зеркала и не оставляют в сосудах воду на ночь - чтобы душа не вернулась через зеркало и не стала купаться, отмывая прижизненные грехи своего владельца.

- На Слобожанщине душу представляли в виде прозрачного маленького человечка, внешне напоминающего реального обладателя души, - рассказывает М. Данькевич. - Он мог легко передвигаться по воздуху, парить. На Западной Украине и в центральных регионах были убеждены, что душа принимает образ пернатых (чаще всего голубей и ласточек) или насекомых (пчел, бабочек, мух). Поэтому их запрещалось отгонять от покойников. На юге страны бабочки и мотыльки, прилетающие к огню, пользовались особым уважением - местные жители были твердо уверены, что это души усопших родных, которые прилетели «повидаться». В приморских районах души утонувших перевоплощались в чаек и бекасов. Поэтому в поминальные дни нельзя было отгонять птиц от берега, от поминальной трапезы. Убить чайку или мотылька считалось большим грехом.

- Те, кому «посчастливилось» умереть перед Вознесением, считались избранными Господом, - рассказывает этнограф кандидат исторических наук Владимир Пахоменко. - Наши предки были уверены, что в течение сорока дней от Пасхи до Вознесения врата рая открыты.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых