aif.ru counter
33

И снова - Пасха!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты в Украине 28/04/2010 Сюжет Традиции, верования, обряды

Казалось бы, Пасху мы уже отметили - о крашеных яйцах можно и забыть. Но писанки и крашанки, появлявшиеся у наших предков в несметном числе накануне Христова Воскресенья, не переводились до самой Троицы. В этот же период славяне успевали отметить еще одну Пасху - так называемую Рахманскую.

Три скорлупки для эмигрантов

- Весной у славян было принято с особенным усердием поминать умерших предков, - говорит этнограф Мирослава ДАНЬКЕВИЧ. - Яйца раздавали как поминальный дар. Этот обычай в Украине жив поныне. Кроме того, ими угощали нищих, одиноких, бездомных, а также детей - за тех, кто находится далеко от дома и не может съесть свое пасхальное яичко. Сколько у вас насчитывалось таких близких - столько яиц и нужно было раздать. На 25-й день пасхальных торжеств (в нынешнем году - это 28 апреля) отмечалась так называемая Рахманская Пасха. Нужно было обязательно съесть крашанку - и за себя, и за отсутст-вующих за семейным столом родственников. На Полтавщине скорлупки от яиц собирали, несли к реке и бросали в воду - чтобы ее волны могли донести их за синие моря к «рахманам». На Киевщине верили, что так можно напомнить землякам, живущим волей судьбы в чужих краях, о великом празднике на родине.

  ЭТО ИНТЕРЕСНО  

Писанка и крашанка – это не одно и то же. Писанки расписывались вручную кисточками, перьями. Крашанки - красились целиком в натуральных красителях (отваре из коры дуба, луковой шелухе). Писанки появились значительно раньше, - считают исследователи. Яйца для расписывания никогда не варились - они должны были быть «живыми», символизирующими победу жизни над смертью. Наши предки создавали писанки и вручали их друг другу в самые значительные периоды жизни. В зависимости от рисунка яйца несли в себе тот или иной символический смысл, выступали в качестве оберегов, талисманов. Крашанки появились с приходом христианства. Их красили в память о пролитой крови Христа преимущественно в красный или золотисто-коричневый цвет. И обязательно съедали - чтобы прибавилось здоровья и счастья.

Вдова, царица и вещунья

Крашанки были лучшим гостинцем не только для людей - их дарили духам и божествам. Например, чтобы тебя «не увел» Леший, нужно было, входя в чащу, оставить на пеньке одно-два крашеных яичка. В то же время весенний лес манил к себе тайнами и загадками. Несмотря на запреты, молодежь выбиралась туда, чтобы, например, послушать первую кукушку. До сих пор существует шутливая традиция: услышав характерное кукование, крикнуть что есть силы: «Кукушка-кукушка, сколько мне лет жить?» Сколько раз прокукует, столько вам и отмерено судьбой. Чтобы предсказание было точным, необходимо условие: спрашивать о будущем у кукушки нужно в тот период, когда еще не все листья на деревьях раскрылись.

Кукушке приписывали волшебные качества и связывали с ней множество сезонных - весенних - примет. Такой интерес к птице вызван, скорее всего, ее нетипичным для пернатых «образом жизни»: как известно, некоторые виды подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц, пренебрегая при этом обязанностями не только матери, но и «хозяйки» - некоторые кукушки не вьют своих гнезд. Считалось, что кукушка «соединяет» настоящий и потусторонний миры, и именно весной, после Пасхи, когда эти миры «пересекаются», ей становятся известными сокровенные тайны.

Например, на Слобожанщине считалось, что кукование кукушки на Благовещение - дурной знак: не будет урожая. На территории южной и центральной Украины в народном представлении она была царицей - владелицей ключей, которыми Ярило открывает землю. А на северо-востоке кукушка символизировала женщину-вдову, тоскующую за мужем и превратившуюся в пернатую вещунью.

- С кукушкой связано еще одно интересное поверье. В некоторых регионах Западной Украины между Пасхой и Вознесением принято было играть свадьбы, - рассказывает М. Данькевич. - В первую брачную ночь супруг торопился уединиться с молодой женой, чтобы ее прежде не раздел и не поцеловал вездесущий в это время года Ярило. Если Ярило опережал, быть вскорости женщине кукушкой - зозулей.

«Земляной» инстинкт

Модная традиция праздновать День земли (в этом году - 22 апреля), оказывается, тоже пришла к нам из глубокой до-христианской старины. Тогда праздник не имел планетарного масштаба и носил совсем иной смысл. В некоторых селах центральных и западных регионов Украины принято было в конце апреля - первой половине мая посвящать земле праздничный день. Крестьяне не выходили на поле - давали земле отдохнуть. Женщины пели хвалебные песни в адрес кормилицы, народ обходил поля с молитвами, крестным ходом, «угощали» землю. С самого утра на рушник на поле клали то, что ели-пили сами: хлеб-соль, яйца-крашанки, рядом землю поливали квасом, пивом или брагой.

- Наши предки считали, что у человека есть три матери: Богородица, родная земля и та, что жизнь дала, - рассказывает этнограф, кандидат исторических наук Владимир ПАХОМЕНКО. - Земля отождествлялась с самой жизнью, со всеми ее циклами - от рождения до смерти. Весной землица просыпается, «открывается», наливается вешними водами, жизненной силой перед самым ответственным - плодоносным - периодом. В конце весны и все лето земля трудится. Осенью - рожает. Зимой - отдыхает, спит и даже умирает. Весной славяне чествовали ее особенно торжественно. Кульминация торжеств приходилась на апрель и май. Это и обряд «открытия» земли Ярилой вешним (конец апреля - начало мая), и катание по весенней земле - чтобы сила была и у колоса (у посевов на поле), и у волоса (в организме). И величание, «угощение» земли во время народных гуляний-маевок (гаивок).



  КСТАТИ  


Наши предки верили, что земля наделена необыкновенной, волшебной силой, которой в трудные моменты может поделиться с человеком - если он ее уважает и чтит. Именно поэтому, отправляясь в далекие путешествия или на войну, славяне брали с собой щепотку земли со своего поля или из-под порога дома. Достаточно было понюхать эту щепотку, чтобы удесятерились силы.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых