aif.ru counter
70

Апрель - территория любви

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. "Аргументы и факты в Украине" 21/04/2010 Сюжет Традиции, верования, обряды

Змеиный король

- Ключевыми были два основных дня: Христово Воскресение и Вознесение Господне, - рассказывает этнограф Мирослава ДАНЬКЕВИЧ. - Все, что происходило между ними, так или иначе связано с тематикой этих праздников. Интересно, что большинство обычаев и обрядов, дошедших до наших дней, уходит корнями в дохристианство. Прекрасные примеры - Руфов день (православная церковь чтит преподобного Руфа, затворника Печерского, 21 апреля) и Юрьев день (в православии - день памяти святого Георгия, который отмечается 6 мая).

В народе принято считать, что Руфов день посвящен одному из 70 апостолов, избранных Иисусом Христом для проповедей. Епископ из греческого города Фивы по имени Руф принял мученическую смерть за веру. День Руфа у славян считался особенным - люди старались не беспокоить природу, поскольку «на Руфа все живое и все на земле рушится»: пробуждается природа, идет в рост все посаженное. Птицы прилетают из неизведанных краев, где никогда не бывает зимы, зверь в лесу пробуждается.

На юге Украины в Руфов день ожидали кукушку - «ключницу того рая, где живут змеи и птицы». Правда, увидеть ее в этот день не спешили - это считалось не к добру.

На Слобожанщине в этот день не принято было ходить в лес - считалось, что именно на Руфа змеи чувствуют себя хозяйками «зеленого мира» и не простят никого, кто посмеет вторгнуться в их владения. Это поверье идет из дохристианских времен. На пике весны, который в зависимости от погодных условий приходился на период с середины до конца апреля, считалось великой дерзостью ступать на территорию богов природы и беспокоить духов, которые как раз были очень заняты: будили после зимы весь живой мир. На Западной Украине, в Полесье, например, верили, что божест-ва перевоплощаются в ползучих гадов. Отсюда - уважительное и даже благоговейное отношение к этим животным. Если уж нужда заставляла в «неурочное» время заходить глубоко в лес, славяне просили на то разрешения у духов - например, у Лешего. Место, где клубилось несколько десятков или сотен змей, выбравшихся на поверхность, считалось местом «короля (царя) змей» (в отдельных местностях его позже назвали Руфом). Тот, кому довелось его увидеть и выжить, считался посвященным в тайны леса и пользовался особенным уважением.

Красный день мужчин и леших

Накануне Юрьева дня по всей Украине праздновали Красную горку (или Красную Лель). Молодой зеленой травой густо покрывались холмы и пригорки - чем ближе к солнышку, тем быстрее. Народ выбирал самую красивую (красную) из горок, собирался там с игрищами и хороводами. Молодежь во время празднеств искала себе пару. Особые почести оказывали молодым парням, которым предстояло вскоре пополнить ряды боевых дружин. Кстати, впоследствии погибших на поле брани хоронили здесь же - на Красных горках. Сегодня название Красных горок сохранилось - так в разных регионах Украины нередко именуют поминальные дни, Радуницу.

Хозяевами Красных горок в древности были духи - непременно мужского пола - упыри, ведьмаки, лешие. Они грелись у вечных холодных огней возле Красных деревьев (тех, куда накануне угодила первая в этом году молния) и справляли свои шабаши. Красные деревья еще назывались деревьями Перуна, их считали священными. Собираясь на поле брани, дружины выстраивались у таких деревьев и просили у божества заступничества в бою.

Ярило, Егор, он же - Георгий

«Мужская» тема продолжается и на Юрьев (или Егоров) день. Святой Юрий считался покровителем земледелия и семейного счастья. Поутру в этот день коровам давали «праздничный» завтрак из луговых цветов, приправленных солью, прибереженной еще с рождест-венского стола - чтобы животные были здоровы, давали приплод и обильно доились. После торжественного молебна скотину впервые в году выгоняли в поле. На Приднепровье в этот день плели венки из трав и закладывали коровам на рога - чтобы уберечь от диких зверей. По народным поверьям, именно Юрий «открывает» небо, выпускает росу и посылает на землю тепло.

- Скорее всего, эту «миссию» Юрий (Георгий) унаследовал от своего языческого предшественника - Ярила, праздник в честь прихода которого отмечался чуть ранее Руфова дня, в апреле, - рассказывает М. Данькевич. - Ярило-хмель, Орий, Лель - древние славяне нарекали божество самыми поэтическими именами. Считалось, что весенний Ярило - покровитель мужской силы и мужской любви.

Ходил Ярило по земле короткими весенними ночами, днем отсыпался. Где ступал ногой - яровые поднимались в рост, куда в саду кидал взор - деревья покрывались буйным цветом, заходил в лес под утро - птицы начинали щебетать. А уж если заглядывал в хаты, где были на выданье девчата или набирались силы молодые хлопцы, - держись! Коснется Ярило спящего парня - у того кровь закипит, поцелует девушку - та непременно влюбится... Ярило был единственным божеством, которому под силу было совладать со змеями и хищниками. Впоследствии этими же качествами был наделен Юрий (Георгий), которого еще называют Георгий-змееборец.

  АВТОРИТЕТНО 

- Активность змей (а речь, скорее всего, идет в первую очередь об обычной гадюке) в весенний период объяснима: животные просыпаются от спячки, - рассказала нам биолог Анастасия ВЕЛЬШАНСКАЯ. - Если накануне осенью - перед приходом холодов - животные не смогли найти укромных «индивидуальных» норок и щелей, то собираются и зимуют вместе. Весной, соответственно, все сообщество выбирается на солн-це. Там может быть до нескольких сотен гадюк. Это зрелище впечатляет. Надо понимать, что змея по своей природе неагрессивна и редко нападает на человека. Неадекватное ее поведение может быть только в период выхода из спячки. Но и эти случаи можно назвать исключительными: в условиях перепадов температуры змее нужно много энергии, чтобы восстановиться, выработать яд. Поэтому она очень осторожна и пуглива, ощутив вибрацию от шагов, животное постарается скрыться.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых