aif.ru counter
31

Учебные тревоги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. "АиФ в Украине" 07/04/2010 Сюжет Образование

В №13 «АиФ в Украине» начал анализ законодательных инициатив министра образования и науки Дмитрия Табачника, которые он может воплотить в жизнь в ближайшем будущем. Напомним, что сама фигура Дмитрия Владимировича на министерском посту вызвала волну возмущения в некоторых слоях украинской общественности и целую «АнтиТабачную кампанию». Наши эксперты продолжают обсуждать замыслы главы МОН.

Стройным шагом на бюджет

ИНИЦИАТИВА

В разгар предвыборной кампании Дмитрий Табачник обещал, что команда Виктора Януковича добьется увеличения количества бюджетных мест в госвузах в 1,5 раза - до 75%.

«ЗА» И «ПРОТИВ»

У этой инициативы есть горячие сторонники. Экс-министр образования и науки Станислав Николаенко убежден, что бесплатно учить государство обязано всех детей. «Нужно сделать госзаказ на уровне 100%! Когда я пришел в министерство, он был на уровне 37%, а передал я его в размере 62%. Нужно понимать, что бедные государства делают обучение платным - и становятся беднее, а богатые делают его доступным. Даже США на содержание частных вузов дают около 30% через госфонды, а государственные университеты поддерживают более чем на 60%. Полностью перекладывать обучение на плечи родителей категориче-ски нельзя - это будет крахом государства», - считает он.

Но пока объемы бюджетного финансирования госзаказа значительно сократились, и потому Табачник пошел по стопам своего предшественника Ивана Вакарчука: 20 марта подписал документ, которым позволил госвузам вести прием на лицензированные направления и специальности, даже если госзаказ на них непредусмотрен.

С нынешнего года стала актуальной «демографическая яма» - число мест в вузах превышает количество выпускников школ. А вузов всех степеней аккредитации в Украине около 800. В кризис стране просто не под силу финансировать такое количество. Да и ни одно государство мира не финансирует высшее образование в таком объеме.

Другое дело, что развитые страны создают для своих университетов условия, в которых они могут конкурировать друг с другом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а следовательно, быть рентабельными и даже прибыльными.

Очевидно, что инициатива Табачника продиктована желанием переломить катастрофическую ситуацию на рынке труда: к примеру, только 20-30% выпускников с педагогическим образованием идут работать по специальности. Однако у экспертов свой взгляд на проблему.

«Госзаказ как механизм регулирования развития образования давно умер. Если нет привязки выпускника к конкретному рабочему месту, где он должен отработать средства, потраченные государством на его обучение, госзаказ - это способ подкормки вузов, а не насыщение рынка труда профессионалами. Спрос и предложение на рынке труда должна диктовать экономика, а государство должно обозначить для себя стратегические направления, где оно может обеспечить конкретное трудоустройство выпускников», - считает директор Киевского лицея бизнеса, доцент Университета экономики и права «Крок» Людмила Паращенко.

Кадры для новой экономики

ИНИЦИАТИВА

Перед выборами Табачник обещал заняться и наполнением госзаказа, то есть готовить специалистов по тем направлениям, в которых государство испытывает потребность: инженеров-машино- и авиастроителей, инженеров-электротехников и специалистов горной промышленности. По специальностям, неприоритетным для страны, он собирался ограничить количество бюджетных мест.

«ЗА» И «ПРОТИВ»

МОН уже не первый год пытается решить эту проблему, сокращая объемы госзаказа на экономические, управленческие и вообще гуманитарные специальности и расширяя - на инженерные, строительные и технологические. Тем не менее, ажиотаж ежегодно вызывают такие специальности, как «менеджмент», «туризм», «экология», «социальная работа», «операции с недвижимостью». В стране избыток юристов, экономистов и менеджеров при катастрофической нехватке инженеров, химиков, других технических специальностей.

«Даже «утечка мозгов» не так страшна, как то, что многие выпускники вузов никогда не работают по полученной специальности. Мы учим аспирантов, а 70% из них не защищают диссертацию. Что это значит? Что мы не достигаем цели», - говорит вице-премьер по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко.

Между тем, эксперты все чаще напоминают о фиктивности самого понятия «госзаказ» в современной Украине. «Промышленности, для которой наши вузы все еще могут готовить относительно квалифицированных специалистов, уже нет, и, скорее всего, она не восстановится. Посткризисная экономика приобретет иной вид. Насколько в нынешней ситуации госзаказ может иметь стратегическое значение? У нас ведь нет долгосрочных стратегий даже на 10-30 лет, под которые необходимы определенные типы кадров и подготовки», - говорит Александр Коврига, президент международной группы «Школа стратегического инвестирования».

Но, похоже, новая власть уже всерьез задумалась над этим. «Понятно, что рынок труда в новой экономике будет видоизменяться. Должны появляться высокотехнологичные отрасли, которые потребуют новых специалистов. В огромных количествах нужны будут инженеры-технологи и программисты. Мы должны формировать госзаказ, понимая, в какую экономику попадут наши дети», - уверен Семиноженко. И такую осознанность можно только приветствовать.

Лучшие из лучших

ИНИЦИАТИВА

Одной из амбициозных задач предвыборной программы В. Януковича было обещание за 10 лет добиться вхождения как минимум трех вузов страны в топ-500 лучших университетов мира. Для этого, как утверждал сам Табачник, Украина должна предоставить вузам реальную автономию.

«ЗА» И «ПРОТИВ»

Эксперты только приветствуют такую инициативу нового министра. «Попадание наших вузов в этот рейтинг не может быть самоцелью. Однако лозунг такого типа необходим, чтобы соотноситься с происходящим в мире», - подчеркивает А. Коврига. Однако специалисты задаются вопросом, как осуществить эту задачу.

С. Николаенко видит выход в увеличении дотаций для украинских вузов, у которых нынче нет средств на повышение зарплат преподавателям и закупку современного оборудования. А от этих двух составляющих напрямую зависит качество научных исследований в университете - один из главных критериев, по которому специалисты Института высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун ежегодно формируют список лучших университетов мира.

«Нужно реализовывать программы «Наука в университете», «Информатизация образования», «Школа будущего». В Украине нынче на 14 студентов приходится 1 преподаватель, а в лучших вузах мира это соотношение составляет 4 к

1-му. Лабораторно-исследовательскую базу университетов мы загубили. Как мы сегодня можем заниматься нанотехнологиями, если в вузах нет тоннельного микроскопа, который может увидеть наночастицу? Если профессору платят 300-400 долларов, как он может стать нобелевским лауреатом по ядерной физике или неорганической химии? Нам нужно определить 10-15 учебно-исследовательских институтов и выво-дить их на мировой уровень. А на это нужны миллиарды долларов», - убежден Николаенко.

Владимир Ковтунец, эксперт Программы содействия внешнему тестированию в Украине, уверен, что стимулировать конкуренцию между вузами можно единственным способом: создавая негосударственные сертификационные центры оценивания профессиональной квалификации выпускников. «Пока что конкуренция между вузами носит бюрократический характер. У них нет реальных стратегий, и мы даже внутри страны не можем объективно оценить, кто лучше, а кто хуже. Ясно, что в таких условиях они не могут быть конкурентными на мировом рынке», - говорит Владимир Витальевич.

Нужно понимать, что просто модернизация материальной базы и методологий обучения не приведет к реальной автономии вузов. Истинная автономия потребует нескольких шагов. Во-первых, преподавателей нужно освободить от колоссальной педагогической нагрузки, увеличивая им зарплату и создавая условия для проведения серьезных научных исследований. Во-вторых, необходимо завершить начатый процесс по предоставлению вузам приоритетного права присваивать ученые звания и научніе  степени - соответствующий закон, одним из разработчиков которого был Дмитрий Табачник, принят парламентом в первом чтении. В-третьих,  необходимо предоставить именитым вузам право самостоятельно  утверждать программы авторских  курсов знаменитых ученых  и выдавать своим выпускникам дипломы собственного образца. Выполнив эти три условия, Украина уже через несколько лет сможет гордиться своими университетами.

 

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Количество специалистов в области технических наук за годы независимости сократилось в 3,5 раза. А число юристов во столько же раз выросло, уступая лишь числу специалистов в политических науках, которое возросло в 5,5 раза.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых