aif.ru counter
31.03.2010 19:04
Марина БЕРДИЧЕВСКАЯ
31

Тест на прочность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. "АиФ в Украине" 31/03/2010 Сюжет Образование

Официальные обращения ректоров, общест-венных деятелей, представителей политсил и облсоветов к президенту и Верховной Раде также не дали результатов.

30 марта парламент не смог отправить в отставку министра образования и науки Дмитрия Табачника. «За» его уход из главного образовательного кресла страны проголосовало всего 202 нардепа.

Не исключено, что мирные протесты молодежи продолжатся, но уже очевидно, что погоды в деле «обратного реформирования» отечественного образования они не сделают. Несмотря на то что программа нового Кабмина еще не сформирована, а направления развития образования еще не выписаны, Дмитрий Табачник за первые недели пребывания на должности успел многое, реализуя не раз объявленную «войну вакарчуковщине» - инициативам экс-министра Ивана Вакарчука.

Правда, все решения МОН нового образца пока спускаются вниз в виде приказов, не закрепленных законодательно, а многие из них не удастся реализовать в этом году. «АиФ» попытался проанализировать уже заявленные инициативы Табачника.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

11.03. - назначение Дмитрия Табачника министром образования и науки Украины

12.03. - регистрация в ВР постановления об отправке Табачника в отставку, начало акций за отставку министра

14.03-16.03. - подача двумя замами главы МОН заявлений об отставке

30.03. - провал голосования в ВР за отставку Табачника

Языки нацменьшинств: защита или ущемление?

«ПРИКАЗ»

Приказом № 238 от 25 марта МОН разрешил участникам внешнего тестирования проходить его на том же языке, на котором они получали среднее образование, за исключением тестов по украинскому языку и литературе, а также по иностранному языку. Центру оценивания качества образования поручено перевести тестовые задания на крымскотатарский, молдавский, польский, русский, румынский и венгерский языки. Тем самым Табачник отменил приказ МОН от 26 июня 2009 года, согласно которому абитуриенты должны были проходить ВНО исключительно на украинском языке.

«ПРОТИВ»

Казалось бы, МОН адекватно отреагировал на требования общин, проживающих на территории Украины народов. По словам экс-министра Станислава Николаенко, эту инициативу он собирался внедрить еще в 2005 году. Однако в списке альтернативных украинскому языков нет, к примеру, белорусского, казахского, иврита. Кроме того, времени ни у абитуриентов, ни у переводчиков практически не осталось.

Эксперт Программы содействия внешнему тестированию в Украине Владимир Ковтунец подчеркивает, что все тестовые задания составлялись специалистами на украинском языке, а это - искусство, которым даже самый профессиональный переводчик владеть не может. «В переводе всегда будут неточности. Так что те школьники, которые все-таки решат сдавать тесты не на украинском, окажутся в проигрышной ситуации», - говорит эксперт. Он напоминает, что практика единого тестирования на государственном языке считается нормальной и в Польше, и в РФ.

«Стоит обратить внимание на опыт соседей. Не так давно в РФ Верховный суд отказал школьнику из Татарстана, где государственными являются два языка - русский и татарский, в его просьбе сдавать тесты на татарском. В решении суда было написано: если мы позволим сдавать тесты на национальных языках, абитуриенты не смогут продемонстрировать знание русского языка, необходимое для поступления в любой вуз страны, и окажутся ущемлены в своем праве на высшее образование», - рассказывает В. Ковтунец.

С ним согласна Людмила Паращенко, директор Киевского лицея бизнеса, секретарь Ассоциации руководителей школ Киева: «Есть госстандарт, одинаковый для сельской и городской школы, для гражданина Украины любой национальности. Государство проводит контроль согласно этому стандарту на государственном языке. Если мы берем курс на федерализацию государства, лучшей инициативы не придумать. А если мы работаем в парадигме единой неделимой независимой Украины, этот приказ таит в себе большую опасность».

«ЗА»

С другой стороны, многие эксперты, анализирующие процессы в украинской образовательной системе в общемировом контексте, приветствуют инициативу внедрения многоязычия в систему внешнего независимого оценивания (ВНО).

«Идея о ВНО на украинском языке как тотальном фильтре на входе в социальную систему, который позволит избавиться от советского наследия, - опасная утопия. Ведь тестирование, вводимое под лозунгом объективности и независимости от «человеческого фактора», является одной из наиболее жестких форм тоталитарного контроля и внешнего управления человеческим поведением и развитием», - считает президент международной группы «Школа стратегического инвестирования» Александр Коврига.

Назад к борьбе за медали?

«ПРИКАЗ»

Собственно, именно эту мысль озвучил Дмитрий Табачник 25 марта на заседании Союза ректоров высших учебных заведений, где и обнародовал изменение правил приема в вузы. «Абсолютизация ВНО как метода оценки знаний - это профанация реформ», - заявил министр. По его словам, отныне знания абитуриента будут оцениваться по трем составляющим: результатам ВНО, среднему баллу школьного аттестата, пересчитанному по 200-балльной шкале, и оценке вуза по результатам собеседования.

Кроме того, отныне абитуриент сможет подавать документы не более чем в 5 вузов и не более чем на 3 специальности в каждом из них. При Вакарчуке ограничений в этом вопросе абитуриенты не имели. Табачник продлил срок действия сертификатов до нескольких лет (ранее они считались легитимными в течение года). Учтены новым министром и права граждан, закончивших среднюю школу до 2007 года: они получили возможность поступать в вузы, сдавая вступительные экзамены - правда, только на заочные отделения.

29 марта своим приказом № 267 Табачник отменил приказ МОН от 28 октября 2009 года, которым вводилось обязательное ВНО учеников 3, 5-8 и 10 классов.

Как говорится в документе, он принят «во избежание перегрузки школьников в период завершения учебного года и учитывая неудовлетворительный уровень исследования уровня достижений учеников по украинскому языку, математике и истории Украины».

«ПРОТИВ»

Согласно социсследованиям, 54% студентов и 63% педагогов являются сторонниками ВНО, в то время как за проведение вступительных экзаменов ратуют 17% работников вузов и 24% студентов, а уровень доверия украинцев к ВНО вырос с 72% в 2008 году до 83% в 2009-м.

При этом Дмитрий Табачник всегда был последовательным противником ВНО, и он это сразу же продемонстрировал. Тем не менее, его инициативы еще не прописаны в официальных правилах приема в вузы, а от идеи вернуть вступительные экзамены многие ректоры тут же отказались - по крайней мере, в нынешнем году. Станислав Николаенко рассказал «АиФ» о своей беседе с ректором Киевского национального университета им. Шевченко Леонидом Губерским, в ходе которой тот признался, что не хочет быть обвиненным в коррумпированности, а потому продолжит принимать абитуриентов согласно результатам ВНО. Сам экс-министр Николаенко выступает категорически против такой инициативы, делая исключение для спортивных или театральных институтов.

Педагоги и эксперты надеются, что средний балл аттестата будет лишь преимуществом для кого-то из абитуриентов, набравших равные баллы на ВНО. Однако они опасаются, что именно этот критерий грозит вернуть в школы масштабную коррупцию - борьба за оценки и медали снова станет актуальной для родителей выпускников. «Если средний балл аттестата составит 30% от общего проходного балла в вуз, значимость ВНО уничтожается автоматически», - говорит Людмила Паращенко.

Ей вторит Владимир Ковтунец, полагая, что соцопросы очень быстро продемонстрируют возвращение масштабной коррупции в школу и потерю аттестатом объективности. Комментируя стремление Табачника вернуть вступительные экзамены, Владимир Витальевич считает, что это - элемент коррупции, в котором заинтересовано высочайшее политическое руководство. «Ректоры, работавшие честно, только выиграли от ВНО, ведь они всегда были подневольными. Вступительные экзамены проводить можно, но они не должны быть блокирующими, и измерять их нельзя по той же шкале, что и результаты тестов», - уверен эксперт. Он снова призывает поучиться у соседей: в РФ только 11 вузов получили право проводить один вступительный экзамен в дополнение к тестам, и среди них нет даже МГУ.

«ЗА»

Однако нельзя отрицать, что при положительном антикоррупционном эффекте от внедрения ВНО как единственного критерия оценки знаний абитуриентов, никто в Украине не проводил подлинной проверки его социально-педагогического эффекта. На этом настаивает Александр Коврига: «Чрезвычайно важно, что тестирование лишилось статуса самой легитимной технологии измерения способностей выпускников школ. Превращение тестирования в рамочную технологию было недопустимым. Даже в США признано: чем разнообразнее инструменты измерения образовательных  достижений, тем более они поощряют развитие детей и ценности  знания. Нам нужно расширять  палитру образовательной диагностики».

Прогноз следующих шагов Табачника напосту министра и анализ перспектив образовательной отрасли при его  правлении читайте в следующем номере «АиФ».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых