2891

В современной Украине до сих пор сохранились некоторые казацкие традиции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты в Украине 21/08/2014
Казаки
Казаки © / zagopod.com

Из Сечи Запорожской

«У каждого народа есть свой национальный миф, который идеализирует его прошлое, говорит Юлия Никишенко, культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии. – Для нас идеалом прошлого стала Запорожская Сечь, вольные казаки, которых мы считаем символом независимости. И это правильно. Ведь большинство казацких традиций пришли на Сечь из народной жизни, и они многое могут рассказать обо всех наших предках-украинцах. То, что сейчас мы с особым трепетом относимся к традициям казаков, объясняется нашим стремлением к исторической справедливости, ведь в течение 70-ти советских лет наше прошлое, в том числе и история казачества, замалчивалось. Настало время возрождения истиной истории наших предков».

Одним из признаков процесса реанимации нашего прошлого с его обычаями и традициями культуролог считает внешнее проявление его моду у молодежи на казацкий боевой гопак, а также на бритые виски и казацкий «оселедець».

Кстати, уже во всем мире по казацкой прическе узнают нашего известного боксера Александра Усика, который выходит на ринг под песню группы «Тень солнца» – «Ехали казаки». А, как известно, знаменитости задают тон сотням тысяч своих поклонников. Но есть и еще одна причина – февральская Революция достоинства, по которой многие молодые люди украшают себя сейчас уже не ирокезами, а длинным пучком «чуба».

Как утверждают казацкие летописи, сами казаки считали «оселедець» своей особой гордостью. И если случайно запорожец вырывал клок волос из «оселедця» у своего побратима, то по неписаному правилу платил пострадавшему пять карбованцев.

Еще один пример. Говорят, что казак без коня – что птица без крыльев. На старинных картинах - парсунах XVIII в. – мы видим казаков на конях, седло и сбруя которых украшены украинским орнаментом. У современных мужчин - кони железные, автомобили, которые теперь, по примеру запорожцев, они украшают тем же национальным орнаментом, только в виде аэрографии или пленки. 

«Благословите, мама!»

Запорожцы жили вдали от своих домов, и лишь изредка навещали своих родных, которые по ним сильно тосковали. Особенно женщины, которые ждали из Сечи своих мужей, сыновей и братьев, выплакивая все слезы. Ведь многие казаки домой не возвращались  гибли на поле боя. А вот когда прибывали в родную хату на короткую побывку, к своим близким относились очень нежно и сердечно. И обязательно везли подарки из далеких походов: отцу – люльку, матери или невесте – платок, детям – пряники-медяники. Они благоговейно почитали старшее поколение. Своих мать и отца называли на «вы», а когда снова отправлялись на Сечь, просили у них благословения, ведь никто не знал, придется ли свидеться снова.  Всех старших по возрасту односельчан величали почти по-родственному «дядя» или «тетя». Те же, в свою очередь, молодых казаков, приехавших на побывку, могли назвать «сыном», а их невест – «дочками».

Казацкие традиции Фото: reporter-ua.com

Обращаться к родителям на вы, и дарить подарки близким, возвращаясь после долгой поездки – эти традиции остались от казацких времен. И когда зрелые люди обращаются к молодежи «сынок» или «дочка», а ровесника называют «братом» это все те же традиции.

Запорожцы тоже уважительно относились к своим побратимам. Делились с ними последним, обменивались в знак дружбы нательными крестиками и не оставляли раненных на поле боя. А когда кто-то погибал, хоронили с почестями посреди поля, в высоком кургане. Интересно, что если тело погибшего казака найти после боя не удавалось, в его честь тоже сооружали высокий курган. До сих пор в степях Украины есть много казацких курганов, которые хранят величайшие тайны истрории казачества.  

Казацкие заповеди

Главным «кодексом чести» на Сечи были казацкие заповеди – правила, по которым жили запорожцы. Они касались всех основных сфер бытия и, пожалуй, вполне могли бы стать своеобразным моральным кодексом современных мужчин. 

Эти правила призывали казаков больше всего дорожить честью и добрым именем. И уточняли, что честь казак должен беречь смолоду, а сохранять достоинство - в любой обстановке. Казак также должен уметь признавать свои ошибки и свою неправоту. Ему негоже завидовать другим, желать кому-то зла, считать себя выше других и свысока поучать. Он должен быть со всеми доброжелательным, с широкой душой и при этом стойко воспринимать все удары судьбы.

Заповеди также твердят, что все казаки «равны в правах, нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии!». И каждый из них должен отвечать за все свои поступки, независимо от своего общественного положения, образования и прошлых заслуг. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, и каждый казак может быть избран на любую должность. А главный закон для него – решение, принятое на Казацкой Раде.

Казацкие традиции Фото: reporter-ua.com

В этом своде правил также сказано, что по поступкам каждого казака судят обо всем казачестве. Сечевик всегда должен быть честным и правдивым, не прельщаться на бесчестные доходы, избегать сквернословия и не поддаваться губительным страстям.

Он должен быть примером для других и защитить обиженного, помочь страждущему, накормить голодного.

Казак должен служить своему народу, а не воевать ради славы.  Он должен держать данное слово, уважать старших, стоять горой за своих товарищей, усердно трудиться и быть преданным религии своих предков – христианской вере.

Многие из этих моральных постулатов встречаются в разных современных документах, регламентирующих этические нормы. Как ни странно, но некоторые из них в несколько измененном виде были и в «Моральном кодексе строителя коммунизма», по которому в свое время предлагала жить советским людям коммунистическая партия. 

Хлеб-соль – на добро

Курени (дома вроде солдатских казарм) запорожцев всегда были открыты настежь. И каждый путешественник в любое время мог зайти и перекусить, чем Бог послал, если даже там никого не было. Если этот человек был очень голоден, он мог съесть все, что видел. Но не имел права забирать что-либо с собой – еду, утварь, одежду-обувь или оружие. Это считалось воровством. И если казаки ловили такого вора, его жестоко наказывали.

Кражи на Сечи жестко наказывались. Даже в том случае, когда кто-то находил потерянную вещь и брал ее себе. По казацкому этикету, он должен был на три дня выставить находку на всеобщее обозрение, привязав к высокому столбу. И если после этого не находился хозяин, нашедший мог забрать ее себе.

Проворовавшегося казака привязывали к столбу, а рядом с ним клали гору розг, которыми по очереди его били все проходящие мимо. Время от времени провинившемуся давали выпить в качестве обезболивающего рюмку водки, приговаривая: «Пей, вражий сын!».

Если же бедолагу вдруг запарывали до смерти, то его последний вздох сопровождали бурные аплодисменты. А того, кто, приняв удар всех приготовленных розг, оставался живым, отпускали на все четыре стороны. Он навсегда лишался почетного звания казака-запорожца, превратившись в гайдамаку или разбойника на большой дороге. Поэтому кражи на Сечи были редкостью.

Ниточка от традиций гостеприимства, уважения к чьей-то собственности и нетерпимости к воровству тянется от запорожцев в наши дни. Видно, они заложены у нас на генетическом уровне. Анджей Китович, польский историк, исследователь казачества писал: «В любой Сечи можно было оставить мешочек денег на улице - он останется на своем месте». А теперь вспомните Евромайдан, когда, несмотря на огромное количество людей в центре столицы, практически не было мародерства.

Что же касается гостеприимства, то у нас, не накормив, гостя, даже незваного, из дома не выпустят. Не зря же символом нашей щедрости, открытости и уважения к другим стала традиция встречать дорогих гостей с хлебом и солью – что лучше могло бы продемонстрировать доброжелательность и миролюбивость хозяев?

Корни добродетели

Малоизвестный факт: ставшее ныне популярным в Украине меценатство родом из казацких времен. На территории нынешней Украины активная благотворительная деятельность началась в средние века, когда среди зажиточных горожан и состоятельной казацкой верхушки пошла мода открывать за свой счет учебные заведения и строить или  реставрировать православные храмы.

Одним из первых и значительных благотворителей в пользу образования стал гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, который материально поддержал братские школы при православных монастырях по всей Украине, а все Войско Запорожское записал в состав киевского Богоявленского братства, подчеркнув этим беспрецедентным шагом, что казаки готовы защищать образование и православие с оружием в руках. Кроме того, он пожертвовал в пользу Львовской, Луцкой и Киевской братских школ около 30 тыс. золотых червонцев. При этом оговаривал, что руководство школ должно давать дорогу не только отпрыскам состоятельных родителей, но и одаренным детям из очень бедных семей.

Гетман, а позже митрополит Киевский Петр Могила сосредоточил свою благотворительность на Киевской коллегии – этому учебному заведению он помогал деньгами, достраивал его и за свои средства учил там талантливых детей из малоимущих семей. Кроме того, Петр Могила сделал все, чтобы возродить пришедшую в упадок Софию Киевскую  он обновил там и достроил само здание и библиотеку, привез из других храмов святые мощи и привлек к службе образованных людей.

Как выдающийся меценат вошел в историю и гетман Богдан Хмельницкий, который тоже здорово поддержал развитие науки и православия. Позже внес свой вклад в подобные благородные дела и гетман и магнат Иван Мазепа. Благодаря его стараниям Киевскую коллегию превратили в Киево-Могилянскую академию, придав этому учебному заведению особый статус. Кроме того, Мазепа отрыл несколько типографий и школы в глубинке.

Казаки-врачеватели

Казацкие традиции Фото: psk.at.ua

Многие рецепты народной медицины берут начало в казацкое время. Конечно, много чего и поменялось, подстраиваясь под время. Но факт в том, что наши предки-казаки им врачевателями были отменными! Причем, оздоровительные рецепты создавали они сами. Говорят, к примеру, что для защиты от вшей запорожцы варили в огромном чане осетрину, и когда весь рыбий жир всплывал вверх, они туда бросали свою одежду. И вши убегали подальше, учуяв неприемлемый для себя запах.

Горячку они лечили горилкой, с разведенным в ней пушечным порохом или пеплом. Приняв стакан такого лекарства, казак засыпал сном младенца, а наутро просыпался здоровым. Если же запорожец получал ранение на поле боя, где не былро никаких подручных средств, он брал в жменю землю, смачивал ее слюной и мазал рану. 

Говорят, что казаки первыми начали применять многие травы, которые помогали от зубной боли, останавливали кровь в ранах, унимали боль в животе или позвоночнике. Многие их рецепты достались и нам в наследство. Опытные травники утверждают, что популярный и сейчас способ унять зубную боль - приложив к больному зубу кусочек соленого сала – исконно казацкий рецепт.

В бой – с молитвой!

Для того, чтобы стать запорожским казаком, нужно было быть православным верующим, знать молитву «Отче наш», иметь на шее крестик, быть неженатым (семейные казаки жили отдельно, со своими семьями).

И сейчас веру считается у нас основой семейного лада, а многие верующие украинцы, как и когда-то казаки, воспринимают ее вовсе не только лишь через красочные церковные ритуалы. Кумовство – в хорошем смысле слова – как обычай, накладывающий на крестного отца большую ответственность, тоже пришло к нам из тех времен.

«Если казак становился кому-то крестным, это была не просто почетная формальность, говорит психолог Юрий Калашников. – Его избирали для того, чтобы в случае смерти родителей ребенка, он по-настоящему мог заменить своему крестнику или крестнице отца. А ведь такая ситуация в казацкие времена, когда было много войн и неизлечимых инфекционных болезней, была вполне реальной. Вот и сейчас истинно верующие крестные осознают взятую на себя традиционную со времен запорожской Сечи миссию, и становятся для крестников вторыми родителями». 

И саламаха, и тетеря

Казаки огромное значение придавали еде, ведь голодный воин – не воин. Каждый день у них были горячие обеды, который готовил повар вместе с мальчиком-помощником. Юноши, которых родители отпускали на Сечь, обычно носили воду для приготовления еды, мыли посуду, чистили казаны. С ними их наставники-повара делили «зарплату». А им платили по два карбованца в год от каждого куреня и плюс по 5 коп. с каждого казака.

Обед обычно состоял из двух блюд: саламахи – густой каши с солью и мукой, и тетери – более жидкой смеси муки, крупы, проса и пива или рыбной «юшки». Но это – будничная еда. Казакам же всегда хотелось дополнить свой рацион мясом или рыбой. Вот и шли они в свободное время в лес или к реке, чтобы подстрелить зайца или косулю, а может – поймать щуку или карася. Трофеями они обычно делились с побратимами – запекали их на костре у речки, варили юшку и, конечно же, в такие особенные дни наливали по рюмочке горилки. Это была такая же незыблемая традиция, как и сухой закон на Сечи.

Вот и мы сейчас в праздники или в выходные по старой казацкой традиции идем с друзьями в лес или к реке, и дружно жарим шашлык, «примочив» его по рюмочке «Казацкой Рады». Это чтобы старые казацкие песни пелись веселее и во весь голос. Это еще одна украинская традиция, живущая со времен казачества – пить по праздникам, да меру знать. На Сечи пьянчуг осуждали, а бывало, что и жестоко наказывали. Но при этом все понимали, что казак, который вообще не пьет – и не казак вовсе.

Кстати

Вирус украинского казачества легко передается многим из тех, чьи корни очень далеки от Украины. В 2010 году на Крещение в храме св. Пантелеймона г. Хмельницкого торжественно принял присягу на верность украинскому народу 41-летний казак-афроамериканец, уроженец Конго Ситу Тибюрс. С Украиной этого необычного «сечевика» связывает более двух десятков лет его жизни. В свое время он окончил украинский вуз, женился на красавице-украинке, здесь стал удачливым бизнесменом. А когда Ситу Тибюрс побывал на праздновании 360-летия Пилявецкой битвы, заинтересовался казачеством, потом начал изучать историю Запорожской Сечи, нашел современных казаков-украинцев и решил примкнуть к ним. Наши «хлопцы» не удивились тому, что темнокожий мужчина решил стать им побратимом. Ведь для казака главное – не цвет кожи, а мужество, честность, чистота помыслов и желание чтить многовековые традиции нашего казачества. Вскоре их новый товарищ и присягу принял. Но перед тем, как стать настоящим казаком, Ситу Тибюрсу пришлось пройти непростой обряд «посвяты», когда будущие побратимы «отшмагали» его «нагайками».
А японец Чарли Суици Сакума не остался равнодушным к казацкой музыке. Все началось с того, что обычный японский парень из Токио решил пару лет пожить у друзей в Канаде, в г. Эдмонтон. Там он устроился работать электриком. Сакума очень любит музыку, поэтому часто ходил на разные концерты. Однажды он услышал мелодичные и задушевные украинские песни, которые  его потрясли. И он решил поближе познакомиться с украинцами, исполнявшими их.  От них узнал и историю украинского народа. А потом решил сам научиться играть на бандуре и во что бы то ни стало – побывать в Украине. Когда он приехал в нашу страну, его ждало еще одно открытие – доброжелательность и трудолюбие людей, красота карпатских гор и украинских женщин. Одна из них, девушка-львовянка, так запала в душу, что он предложил ей руку и сердце. В Украине Сакума научился танцевать гопак и играть на бандуре, а также активно осваивает украинский язык. Теперь самурай со львовским акцентом ездит по миру с бандурой и пропагандирует украинскую народную музыку. Одевается он, конечно же, в вышиванку, а на голове у него – «оселедець». Правда, как сам признался, - накладной. Зато с ним бандурист из Японии выглядит как настоящий «козарлюга». 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых