aif.ru counter
1777

Прерванный полет: на что похожа катастрофа «Боинга-777»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты в Украине 28/07/2014 Сюжет Крушение лайнера «Боинг-777» Malaysia Airlines в Донецкой области
Крушение «Боинга-777»
Крушение «Боинга-777» © / www.globallookpress.com

Черствая статистика свидетельствует: трагедии, связанные с гражданскими бортами, происходят в среднем раз в 5 лет. Как правило, лайнеры сбивают из-за совокупности факторов: они либо принадлежат одной из воюющих сторон, либо, как в случае с малазийским «Боингом», попадают в зону конфликта. Чаще всего самолеты отклоняются от заданного курса и неверно распознаются наземными службами ПВО. А в случае с СССР гражданские самолеты сбивали «в назидание»: в момент активизации «холодной войны» ПВО атаковали целых два борта Корейских авиалиний, обвинив их в шпионаже. «АиФ» исследовал наиболее известные трагедии, чтобы найти общее и отличное от случая с рейсом №17.

Боинг-«террорист»

Дата: 21 февраля 1973 года

Авиакомпания: Libyan Arab Airlines

Рейс: LN114 (Триполи - Бенгази - Каир - Александрия - Бахрейн)

Самолет: Боинг-727

Количество жертв: 108 человек (из них 8 членов экипажа), выживших - 5

Гражданство пассажиров: Ливия, Иран, Франция, Египет

Катастрофа случилась из-за напряженных отношений между Израилем и соседними странами после шестидневной войны в 1964-м. Тель-Авив был на взводе: год назад террористическая группировка «Черный сентябрь» захватила бельгийский борт с пассажирами. А флаг Ливии в то время напоминал египетский – с этой страной Израиль вел войну.

Суть трагедии: израильские истребители открыли огонь на поражение, приняв заблудившийся лайнер, залетевший на Синайский полуостров, за египетский транспортник, захваченный террористами. Перед этим истребители попытались связаться с «Боингом» качали крыльями, указывая на необходимость менять курс. Оказалось, что экипаж заблудился в облаках на подлете к Каиру, попав в пылевую бурю. Сыграла роль и ошибка пилота истребителя: борт приняли за транспортный самолет, поскольку все шторки на окнах были закрыты. 

Итог: Израиль отрицал вину, хоть впоследствии и выплатил компенсации семьям погибших. CCCР осудил инцидент, предложив ввести санкции на Совбезе ООН, но Совбез провалил «жесткую» резолюцию. А Международная организация гражданской авиации (ИКАО) осудила Тель-Авив, параллельно приняв новые Правила полетов: военные пилоты обязаны проводить визуальный осмотр цели, чтобы определить, является самолет гражданским или военным. Буквально: «смотреть гражданским в глаза».

В чем похоже на рейс №17: военные перепутали гражданский и транспортный самолеты. Катастрофа случилась в зоне боевых действий.

Странный самолет

Дата: 1 сентября 1983 года

Авиакомпания: Korean Air Lines

Рейс: KAL-007 (Нью-Йорк Сеул)

Самолет: «Боинг-747»

Количество жертв: 246 человек (среди них 23 членов экипажа)

Гражданство пассажиров: Южная Корея (105), США (62), Япония (28), Тайвань (23), Филиппины (16), Британский Гонг-Конг (12), Канада (8), Тайланд (5), Британия и Австралия (по 2), Доминикана, Индия, Иран, Малайзия, Швеция, Вьетнам (по 1).

Суть трагедии: Над островом Сахалин советский истребитель догнал отклонившийся от курса «Боинг». Пилот истребителя ошибся, приняв борт за самолет-разведчик RC-135. После чего сделал предупредительные выстрелы (243 снаряда). «Боинг» замедлился, в этот момент с земли поступил приказ сбить лайнер. Через 12 минут он упал в море.

После войны в Афганистане отношения между СССР и США ухудшились. Вашингтон провел учения флота близ Алеутских островов и Камчатки, а его самолеты несколько раз нарушали воздушное пространство Союза. Поэтому атака на «Боинг» была актом устрашения, который на 300 км отклонился от курса. По другой версии рядом с пассажирским самолетом находился американский разведчик RC-135. Советское ПВО перепутало самолеты, а пилот перехватчика не смог определить, что атакует гражданский борт, поскольку никогда ранее не видел необычную конструкцию (борт «Боинга-747» имеет высокий кокпит, выделяющийся над фюзеляжем).

Итог: Пока в Южной Корее жгли советские флаги, президент США Рональд Рейган называл атаку «преступлением против человечества». СССР признал свое участие не сразу (изначальная версия – «самолет покинул воздушное пространство СССР и исчез с радаров»). После самолет обвинили в шпионаже. 

В чем похоже на рейс №17: Внешнеполитические обстоятельства весьма похожи – атака случилась на фоне усиления противостояния между Москвой и Вашингтоном

Повадки истребителя

Дата: 3 июля 1988 года

Авиакомпания: Iran Air

Рейс: IR655 (Тегеран-Дубаи)

Самолет: «Е́йрбас А300»

Количество жертв: 290 человек, из них 66 детей (а также 16 членов экипажа)

Гражданство пассажиров: Иран (238), ОАЭ (13), Индия (10), Пакистан (6), Югославия (6), Италия (1)

Суть трагедии: Американский крейсер USS Vincennes выпустил ракету, ошибочно приняв лайнер за иранский истребитель F-14. Самолет стартовал из аэропорта Бендер-Аббас, рядом с которым находится база ВВС Ирана. Кроме того, профиль его полета напоминал атаку истребителя, а экипаж не ответил на 11 попыток связаться по радиочастотам. 

Катастрофа случилась в момент обострения отношений «Вашингтон – Тегеран». За пару дней до этого близ берегов Ирана подорвался на неопознанной мине фрегат ВМС США. А в день катастрофы иранские моторные лодки обстреляли вертолет, взлетевший с крейсера ВМФ США. Преследуя их, крейсер зашел в территориальные воды Ирана. Выстрел по самолету был произведен в боевом положении. Из «черных ящиков» стало известно, что лайнер отклонился от привычного курса – и пошел по такому же маршруту, как если бы хотел атаковать крейсер. Инцидент назвали «трагическим стечением обстоятельств».

Итог: Иран настаивал на придании инциденту статуса «международное преступление». На США подали иск в Международный суд с требованием выплатить компенсации. Вашингтон признал ошибку, назвав причиной тяжелое психологическое состояние военных. Но вице-президент Джордж Буш (Старший) сказал в запале:

«Я никогда не буду извиняться за Соединенные Штаты Америки». В 1996 году США согласились выплатить компенсацию в $61,8 млн семьям погибших. Оплачивать сбитое судно не стали.

В чем похоже на рейс №17: Самолет шел не по своему воздушному коридору («Боинг-777» также отклонился от маршрута). Военные ошибочно восприняли его за борт военного назначения.

Меткость – не порок

Дата: 4 октября 2001 года

Авиакомпания: «Сибирь»

Рейс: 1812 (Тель-Авив - Новосибирск)

Самолет: Ту-154М

Количество жертв: 78 человек (среди них 12 членов экипажа)

Гражданство пассажиров: Израиль (40), Российская Федерация (38)

Суть трагедии: Самолет, шедший по коридору на высоте 11 км, был непреднамеренно сбит ракетой С-200, которую выпустили украинские зенитчики в ходе военных учений. Ракета самопроизвольно навелась на Ту-154, взорвалась рядом с лайнером, вывела из строя его управление и вызвала разгерметизацию салона. Самолет развалился в воздухе, обломки рухнули в Черное море на траверсе Туапсе.

Украинские военные заявили, что учения были отменены, а самолет мог быть взорван террористами. Позже Минобороны признало, что лайнер мог быть сбит ракетой. Доказательств было немало – в корпусе обнаружили характерные отверстия, диспетчер вспомнил «точку на радаре, быстро приближавшуюся к самолету». Со дна подняли даже части ракеты. В крови некоторых пассажиров обнаружили угарный газ из-за пожара на борту Финальным штрихом стали последние слова пилота, записанные на пленку в диспетчерской: это была фраза «Куда попала?» и душераздирающий крик. Все эти факторы были учтены межгосударственной спецкомиссией, расследовавшей катастрофу. Однако не было найдено решающее доказательство вины военных – «черные ящики».

Итог: Ответ РФ был на удивление спокойным: Владимир Путин поддержал позицию украинской стороны, согласно которой радиус действия ракеты С-200 не доставал до зоны поражения. Только после международного резонанса глава Минобороны Александр Кузьмук сделал заявление о причастности армии к катастрофе и подал в отставку. Из рядов ВСУ уволили также главкома ПВО, его зама по боевой подготовке, непосредственного командующего зенитным корпусом. Под суд никого не отдали. Киев пошел на мировую с семьями погибших, выплатив за каждую жертву по $200 тыс., но отказался возмещать авиакомпании «Сибирь» (сейчас – «S7») $15,3 млн.

В чем похоже на рейс №17: Использование «слепой» ракеты, не настроенной на распознавание «свой-чужой». 

Кто и чем сбил рейс №17

Согласно главной версии следствия, лайнер подбили из передвижного зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Стрелять из такого могут лишь профи, прослужившие в армии не менее 5 лет. «Рядового состава в расчетах нет – только офицеры: даже если они окончили училище, им нужно еще 5 лет прослужить в войсках, пояснил «АиФ» Сергей Аахбаш, отставной офицер, командовавший «Буком». – Один выстрел стоит не менее 100 тысяч долларов».
Сама по себе огневая установка (именно такую, по данным Минобороны, заполучили ополченцы ДНР) стрелять не может. В комплекс входит еще и передвижной командный пункт, станция обнаружения целей, самоходная заряжающая установка. Каждый расчет – это десяток заряжающих, а также минимум три высококлассных спеца.
У «Бука» есть и еще одна особенность, определяющая точку выстрела. Он может поражать цели только на встречном курсе, а сканирование воздушного пространства проводить только в секторе 120 градусов.
Поскольку самолет упал у Шахтерска, стрелять могли только с востока, где не могли находиться украинские войска и их средства ПВО.
 
Malaysia Airlines Фото: mirror.co.uk
Кстати, каждая установка оснащена системой «свой-чужой» для распознавания самолета. «Дружественную» маркировку получает каждый гражданский борт, который попадает в украинское воздушное пространство.
Как пояснил экс-командующий ПВО Украины, генерал-полковник Михаил Лопатин, сигнал о наведении на «свой» борт поступает непосредственно на пункт пусковой установки. «Когда «Буком» сбивали тот же самолет Ан-26, естественно, сработал сигнал опознавания. Для оператора он был как раз раздражающим фактором: ага, летит самолет, военные подбрасывают боеприпасы, продукты – нужно сбить! – считает генерал-полковник. – Не исключено, что так было и в этот раз». Впрочем, решение принимает командир расчета, который находится в командном модуле. По словам Ахбаша, для нанесения удара ему и офицеру-пусковику необходимо одновременно повернуть специальные ключи.
И вопрос напоследок: кто разрешил самолету лететь над горячей точкой? 
«До катастрофы полеты в этой зоне были ограничены высотой 7600 м, ниже летать запрещалось, говорит Олег Пантелеев, главный редактор российского отраслевого агентства «Авиапорт». – Считалось, что этого вполне достаточно для обеспечения безопасности, что на такой высоте самолеты практически неуязвимы. Были закрыты аэропорты Донецка и Луганска. У официальных властей и у международных организаций не было данных, что используемый маршрут является опасным, тем более на крейсерской высоте свыше 10 тысяч метров. Конечно, пока не будут названы точные причины трагедии, нельзя однозначно говорить, что самолет был сбит. Однако у всех появилось понимание, что над зоной боевых действий лучше вообще не летать». 

Роман ПАНОВ

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых