aif.ru counter
1540

«Перезагрузка» ВУЗов: плюсы и минусы реформы образования в Украине

Акция студентов в Киеве, 2012 год
Акция студентов в Киеве, 2012 год © / УНИАН

Утверждение правок в закон Украины «О высшем образовании» стало самой обсуждаемой новостью в среде студентов и преподавателей в последние несколько дней. Начавшаяся в 2012 году кампания по реформированию высшей школы, наконец, дала положительные результаты. Однако, по мнению специалистов, работы в этом направлении еще много, ведь до совершенного законодательства далеко. АиФ.ua на основе комментариев экспертов и общественности определил плюсы и минусы новой редакции закона Украины «О высшем образовании».

Плюсы Минусы
Баланс прав и полномочий участников образовательного процесса Кризис в системе госзаказа на специалистов
Прозрачность в работе ВУЗов Недоработка в вопросе финансовой независимости ВУЗов
Автономия учебных заведений Остались «незамеченными» широкие полномочия контролирующих органов
Расширение прав студентов Многие решения ВУЗам придется согласовывать с Кабмином
Ограничение двумя терминами подряд пребывания на должности ректоров Неопределенность с практикой для студентов на предприятиях и в организациях
Создание контролирующего органа из представителей ВУЗов Нивелирование ВНО
Уменьшение учебной нагрузки и простор для научной деятельности При приеме в ВУЗ будет учитываться средний балл аттестата
Уровень стипендии равняется уровню прожиточного минимума или его 2/3 (для младшего бакалавра) Декларативный характер новых норм закона
Публичная защита диссертаций как для докторов философии, так и для докторов наук Нехватка кадров из-за уменьшения учебной нагрузки

Комментарии экспертов: в чем важность «перезагрузки» ВУЗов

Александр Холод, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Института журналистики и международных отношений Киевского национального университета культуры и искусств:

«Реформу, которую мы намерены реализовать в сфере образования, ждали около двух лет. Есть определенные плюсы и определенные минусы. К плюсам стоит отнести введение переаттестации научных кадров. Имеется в виду наличие научной степени магистра (а не учебного) и доктора. Как известно, степень доктора у нас дифференцируется в двух направлениях – доктор философии (ранее кандидат наук) и доктор наук (без указания, каких именно). Это один из плюсов, который ставит нас на один уровень с Европой. Как пример, одним из плюсов является то, что мы можем выбирать ректоров. Ранее это только декларировалось. Посмотрим, как эта норма будет реализовываться в нынешней ситуации.

Еще одна положительная сторона – мы будем иметь небольшой объем учебной нагрузки. Для сравнения: профессор имеет 600-650 часов. Он должен будет отработать в таком графике по три пары четыре дня подряд. Как можно три пары готовить качественно? Это известно только доценту и особенно аспиранту, который имеет не по три пары, а по пять-шесть пар в неделю. Понятно, что уже дома доценту и аспиранту никак не захочется заниматься наукой. Это может привести к «обмельчанию» кадров и отсутствию фундаментальности диссертаций».

В комментарии АиФ.ua Александр Холод рассказал, что отрицательной чертой новой редакции закона является тот факт, что прописанные в нем нормы будут декларативными. Проблема также кроется в том, что каждый новый министр образования пытается изменить высшую школу, внедряя новые реформы. По его мнению, государству придется увеличить преподавательские коллективы из-за уменьшения учебной нагрузки, однако в госбюджете нет средств для выплаты новым сотрудникам ВУЗов заработной платы.

Анастасия Кириллова, международный секретарь Украинской ассоциации студенческого самоуправления:

«Законопроект рабочий группы Згуровского прошел широкое общественное обсуждение, все желающие могли присылать свои комментарии и правки (студенты, преподаватели, администрация университетов и прочие). По моему мнению, его действительно можно назвать реформой, которую поддерживает академическая общественность.

Предложений с нашей стороны, со стороны студентов, было очень много. Часто студенты из разных городов присылали очень похожие правки или дополнения, предложения. Большинство наших предложений учтено в новом законе. К примеру, очень важным было внедрение Европейской кредитно-трансферной системы (ECTS), приложения к диплому европейского образца, отмена процедуры нострификации (признание уровня иностранного образования – ред.) и другие бюрократические моменты, которые не давали возможности украинским студентам принимать участие в программах академической мобильности заграницей.

Кризис в системе высшего образования студенты ощущают в низком его качестве и в последующих проблемах трудоустройства, которые следуют за окончанием университетов. Студенты оказываются не готовыми к работе вне зависимости от того, как они заканчивали университет и с каким дипломом, а работодатели перестали ценить высшее образование».

Станислав Николаенко, министр образования Украины (2005-2007 гг.), и.о. ректора Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, доктор педагогических наук, профессор:

«Беспристрастный анализ показывает, что лучше всего было бы подготовить закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам высшего образования. Тогда можно было бы одновременно внести изменения в Бюджетный, Налоговый и Земельный кодексы, сам закон «О высшем образовании» и других законах. Это был бы быстрый и эффективный законодательный путь, который бы позволил украинским университетам получить необходимую поддержку. Предложенный правительством проект закона «О высшем образовании», несомненно, решит отдельные проблемы, однако радикального обновления в деятельность высшей школы, в повышение ее качества не внесет».

Елизавета Щепетильникова, президент Украинской ассоциации студенческого самоуправления, студентка университета экономики и права «КРОК» (Киев):

«Составляя этот законопроект, мы ставили целью максимально сбалансировать полномочия и права различных участников образовательного процесса с целью повышения качества высшего образования. Поэтому в первую очередь изменения должны произойти в управленческих подходах, должна увеличиться ориентация на студентов в самых университетах, а государство должно сконцентрироваться на качестве ВУЗов, причем как в вопросах образования, так и в сфере научных исследований.

Закон значительно расширяет права студентов как непосредственно, так и через органы студенческого самоуправления. В действующем законе студенты имеют 19 прав, а в новопринятом – 29. Особенно важным является предоставление права влиять на качество образования через 25% выборочных дисциплин, участие в процессах обеспечения качества, увеличение роли органов студенческого самоуправления. Органы студенческого самоуправления получат больше возможностей влиять на содержание и организацию образовательного процесса, кадровые назначения в университетах, более эффективно защищать права студентов».

По словам Елизаветы Щепетильниковой, к новой редакции закона остается много вопросов. Они касаются системы государственного заказа на специалистов, участия студентов в работе органов управления ВУЗами и прочее.

Фото: как тысячи луганских студентов выступили за единство Украины | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых