aif.ru counter
5522

Реформа образования: что ждет украинские ВУЗы

Математические формулы
Математические формулы © / УНИАН

Украина быстро и уверенно двигается в сторону европейской семьи. Политики начали писать новую страницу истории государства благодаря реформированию практических всех сфер его жизни. Одним из важных моментов после подписания соглашения об ассоциации Украина – ЕС стал старт «метаморфоз» в системе образования, которых так ждали и преподаватели, и студенты. Поправки в закон «О высшем образовании» Верховная Рада одобрила 1 июля.

По мнению председателя Комитета по вопросам науки и образования при парламенте Лилии Гриневич, пять причин повлияли на то, что народные депутаты дали добро на реализацию плана реформирования системы высшего образования в Украине. Во-первых, реформа внедряет европейские нормы и стандарты, которых требовала от нашего государства ассоциация. Во-вторых, предстоящие нововведения для ВУЗов практически лишены изъянов, поскольку законопроект обсуждали много раз, привлекая специалистов и общественность. В-третьих, о системности и реформаторском характере законопроекта свидетельствуют 959 правок. В-четвертых, работников высших учебных заведений «вызволили» из рамок преподавательской деятельности – время для пар и семинаров уменьшили с 900 до 600 часов в год. В-пятых, по мнению Лилии Гриневич, реформаторского и кардинального подхода к образованию ждало само общество.

«Украина должна сделать шаг в направлении построения инновационной экономики, построенной на знаниях, – цитирует Лилию Гриневич пресс-служба Комитета по вопросам науки и образования при Верховной Раде. – Без этого невозможно реализовать план полноценной европейской интеграции. А закон откроет такие возможности для молодежи, которая будет выбирать свою образовательную траекторию».

Закон Украины «О высшем образовании»: до и после реформы

Разберемся в некоторых тонкостях правок, приблизивших закон Украины «О высшем образовании» к европейским стандартам.

Оценка качества образования. Для начала уточним, что в одной из статей законопроекта говорится о создании в Украине Национального агентства по качеству образования. Если раньше функциями, возложенными на новый орган, занималось само Министерство образования и другие подконтрольные ему комитеты, то закон предполагает создание совершенно независимого агентства. Оно будет состоять из высших учебных заведений независимо от форм собственности.

Национальное агентство по качеству образования сможет выдвигать определенные требования к образовательной системе, будет решать, выдавать или нет лицензию определенному ВУЗу, а также сможет аккредитовать специальности, независимые организации оценивания, ученые советы и прочее. Интересно, что агентство создается как неприбыльная организация. Развиваться и функционировать оно будет за счет членских взносов, грантов, оплаты работ по лицензированию и аккредитации.

Ректорат. Что касается руководства в ВУЗах, то это отдельный вопрос. Ранее ректоров государственных учебных заведений назначали органы центральной власти или власти на местах. Новый закон гарантирует уменьшение коррупции в руководящих структурах за счет того, что выборы будут проходить при участии преподавательского состава, дополненного студентами. Специалисты предложили проводить избирательную гонку в один тур по системе «переходного голоса». Привилегии ректоров урежут за счет ограничения пребывания на должности – не больше двух сроков по пять лет.

Аналогичная процедура предусматривается для деканов факультетов, а также директоров институтов.

Учебная нагрузка. Формировать единый рынок европейского образования поможет также уменьшение количества часов учебной нагрузки. Так, работники ВУЗов вместо преподавания смогут больше часов уделить исследовательской и научной деятельности, что является обычным делом для европейцев. Не так редко приходится слышать, что преподаватели отдают большую часть свободного (нерабочего) времени на исследования и науку, ведь получить ученое звание или научную ступень не так просто.

Та же участь постигла и студентов. Специалисты считают, что уменьшение нагрузки на них с 36 до 30 в одном кредите расширит их учебные возможности и опять-таки предоставит полноту действий в научной деятельности.

Ученые степени и звания. Еще одним нововведением в сфере высшего образования станет «ликвидация» младшего специалиста и кандидата наук. Вводятся следующие степени: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук.

Сравнительная таблица образовательно-квалификационных уровней

  Степень Программа Особенности Аналог до реформы
Младший бакалавр Образовательно-профессиональная 90-120 ECTS   Младший специалист
Бакалавр Академическая 180-240 ECTS   Бакалавр
Магистр Академическая 90-120 ECTS (профессиональная программа)+ 120 ECTS (научная программа) Научная деятельность (не менее 30%) Магистр
Доктор философии Академическая + первая научная Специальная программа + защита диссертации Присуждается высшим советом учебного заведения + утверждается в Минобразования Кандидат наук
Доктор наук Вторая научная Вклад в разработку и внедрение методологии исследовательской работы Присуждается высшим советом учебного заведения + утверждается в Минобразования Доктор наук

Аккредитация и статус ВУЗов. С принятием новых правок канет в лету аккредитация высших учебных заведений. Ранее считалось, что чем выше уровень аккредитации, тем престижнее ВУЗ. Однако обновленный закон Украины «О высшем образовании» гласит, что высшая школа будет делиться на три типа: университеты, академии и институты, колледжи.

Университеты могут работать в разных отраслях (классический или технический) или же выпускать студентов по ограниченному спектру специальностей (экономика, гуманитарные науки, юридический сектор, фармацевтика и прочие). Институты и академии отличаются от университетов тем, что будут числиться отраслевыми заведениями. Колледжи, в свою очередь, смогут выпускать младших бакалавров и бакалавров.

Национальный и исследовательский – именно такие статусы будут получать в Украине университеты, институты и академии. Предложения по присвоению уровня национального ВУЗа вносит Национальное агентство по качеству высшего образования по процедуре, утвержденной Кабинетом министров Украины.

Исследовательский статус получают национальные ВУЗы, которые «обеспечивают прорывное развитие государства в определенных областях знаний по модели сочетания образования, науки и инноваций, способствуют ее интеграции в мировое образовательно-научное пространство, имеют признанные научные достижения».

Национальным учебным заведениям причитается 10% от суммы, выделенной из госбюджета на содержание, чтобы развивать проекты, выполнять научные программы и другие важные мероприятия. Исследовательские ВУЗы государство также не оставит без внимания. Специально для них в госбюджете будет предусматриваться отдельная программа, и исследовательским заведениям можно будет получать на развитие научной деятельности 25% от средств, выданных на его содержание.

Автономия и самоуправление высшей школы. По мнению экспертов, правки в закон Украины «О высшем образовании» существенно уменьшат административное давление не ВУЗы и даст им полную свободу для развития. Это основные принципы, на которых зиждется статья 32 документа. Отметим, что в части 2 этой статьи насчитывается 24 пункта, которые рассказывают о правах высшей школы. Здесь и самостоятельность в организации учебного процесса, и полная свобода в выборе, по какой программе готовить бакалавров и магистров, и автономия в создании своих структурных подразделений. Более того, у ВУЗов появятся текущие и депозитные счета в банках.

Некоторые эксперты утверждают, что правки так и не стали гарантией автономии учебных заведений, потому что не имеют прямого воздействия на работу ВУЗов. Причиной этому стали нормы, которые заведениям высшей школы придется урегулировать с Кабинетом министров, а это, в свою очередь, может привести к административному давлению на ВУЗы.

Напомним также, что широкие права получает студенческое самоуправление. Это тот орган, который больше всех заинтересован в соблюдении интересов студенчества в высшем учебном заведении. При отчислении нерадивых студентов или перевода на бюджет/контракт руководству ВУЗа придется считаться с мнением и рекомендациями студенческого совета. Он же принимает участие в назначении заместителей руководителей факультетов, институтов и университетов.

Поступление в ВУЗы и ВНО. Прием абитуриента в ВУЗ для получения степени младшего специалиста или бакалавра будет зависеть от результатов внешнего независимого тестирования (ВНО), конкурса творческих или физических способностей, среднего балла аттестата. Каждое высшее учебное заведение определяет свои правила вступления, однако в законе «Об образовании» прописан ряд цифровых «порогов». В частности, доля сертификата ВНО должна составлять не менее 20% от конкурсного балла, среднего балла аттестата – не более 10%, а доля балла за оценку творческих/физических способностей кандидата – не более 50% от общего балла.

Студенческие вопросы. Отдельно поговорим о стипендиях – социальных и академических. Их размер определяет правительство из расчета: для младшего бакалавра размер минимальной стипендии определяется 2/3 от прожиточного минимума (882 грн), а для бакалавра и магистра – не менее размера прожиточного минимума (1176 грн).

Отметим, что в новой редакции закона отсутствует пункт об обязательной трехлетней отработке государственных средств, потраченных на обучение студента. Ранее выпускникам медицинских университетов, правоохранительных и педагогических ВУЗов приходилось работать на благо Родины в течение 36 месяцев и тем самым возвращать государству средства.

Говорят студенты: ключевую роль в принятии закона сыграл консенсус

Александр Смирнов
Александр Смирнов Фото: АиФ

«Стоит отметить, что студенты стали ключевой силой в принятии данного законопроекта, ведь еще с 2010 года бывший министр образования Дмитрий Табачник пытался принять новый закон «О высшем образовании», который бы еще больше централизовал власть в руках министра и уменьшал возможности влияния на образовательный процесс других представителей заинтересованных сторон системы высшего образования, – считает глава экспертного департамента Украинской ассоциации студенческого самоуправления, член рабочей группы по разработке законопроекта «О высшем образовании» Александр Смирнов. – В то время именно студенческие протесты останавливали принятие законопроектов министерства, а после масштабных акций 2012 года тогдашний премьер-министр Николай Азаров принял решение о создании рабочей группы, которая доработает министерский законопроект в соответствии с потребностями академической общественности. Эту рабочую группу возглавил Михаил Згуровский, и представители студентов постоянно в ней работали. В частности, я возглавлял подгруппу по молодежным и социальным вопросам. Таким образом, студенты всегда были представлены в разработке законопроекта, а также мы непосредственно Украинской ассоциацией студенческого самоуправления провели многочисленные его обсуждения со студентами, органами студенческого самоуправления и студенческими организациями.

Именно поэтому реформа высшего образования воспринята большинством студентов положительно. Что же касается наших предложений, то как к первому, так и ко второму чтению законопроект готовился рабочей группой, которая работала по принципу консенсуса, поэтому, безусловно, некоторые наши предложения не вошли в финальный текст, как и некоторые предложения других членов рабочей группы. Тем не менее, основные предложения студентов по вопросам социальной защиты, качества образования и студенческого самоуправления являются частью закона и, я уверен, будут иметь положительный эффект на реформу высшей школы».

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых