aif.ru counter
92

Без цифрового ТВ нет суверенитета

В марте Министерство финансов и группа народных депутатов, которые подали проект постановления №4401, предложили Верховной раде и правительству инициировать процедуру аннулирования лицензии провайдера цифровой сети компании «Зеонбуд». По мнению экспертов и участников рынка, остановка работы сети неизбежно приведет к глобальным проблемам.

К каким именно и как их можно решить, «АиФ» рассказал генеральный директор «Зеонбуда» В. Галич.

Черный квадрат

– Зачем Украине обязательно переходить на цифровое телевидение в 2015 г., а не, скажем, через три или четыре года?

– Дело в том, что радиочастоты, с одной стороны, не признают государственных границ, а с другой – являются еще и достаточно дефицитным ресурсом. Государства мира выработали единые правила использования частот.

В 2006 г. 140 стран подписали соглашение «Женева-2006», в котором определили порядок перехода на цифровое телевидение. Вся географическая Европа была расчерчена на «квадраты» с указанием в каждом номера телевизионного канала. За каждой страной были закреплены определенные частоты. Все страны взяли обязательство перейти на цифровое телевидение не позже июня 2015 г. Украина также подписала это соглашение.

– Это будет не первое соглашение, которое Украина не смогла выполнить. Какие предусмотрены санкции?

– Санкций нет, так как пострадает только сама Украина. Согласно договору «Женева-2006», с июня 2015 г. все частоты, используемые для аналогового («старого») телевидения, потеряют свой международный правовой статус. Таким образом, «главными» станут именно цифровые частоты. И если ваш аналоговый передатчик будет работать на частоте, которая закреплена за соседней страной под цифровое телевидение, то вы будете обязаны выключить свой передатчик. Украина имеет только сухопутных границ 5 638 км, т.е. на 2/3 всей территории страны мы потеряем телевидение.

– Коснется ли Украину проблема дефицита частот?

– Дефицит радиочастот становится с каждым годом острее, так как человечество потребляет все больше и больше информации. Нам уже мало просто говорить по мобильному телефону, мы хотим иметь Интернет, отправлять фото и видео, смотреть фильмы в режиме on-line, проводить видеоконференции и т. д. Цифровое телевидение позволяет на месте одного аналогового канала транслировать 8-12 цифровых. Т.е. не только дает высокое качество телевизионной картинки, но и экономит частоты для других технологий связи.

С учетом того, что мобильная связь испытывает жесточайший дефицит в частотах и это сдерживает ее развитие, Международный союз электросвязи принял решение – отдать им освобождающиеся частоты под коммуникации четвертого поколения. Это так называемый «цифровой дивиденд». Мобильные операторы Евросоюза уже полным ходом использует такие частоты в своей работе.

Можно сказать, что выбор у Украины небольшой: или мы своевременно переходим на цифровой формат вещания, или страна потеряет 2/3 своего телевидения. Остальная часть населения останется в «телевизионном рабстве» и будет продолжать смотреть 4-5 каналов в плохом качестве, вместо 32 каналов в отличном. Развитие мобильной связи остановится и наше отставание от развитых стран станет катастрофичным.

– Если переходить нужно уже в следующем, 2015 г., готова ли технически Украина?

– За последние три года телеиндустрия прошла огромный путь в вопросе развития цифрового телевидения. Построена самая современная по технологии и крупнейшая в Европе цифровую телесеть, где транслируются программы 128 телекомпаний. Уже более 10 млн. телезрителей, в том числе 700 тыс. малообеспеченных семей, получили возможность смотреть бесплатно 32 канала. Ежемесячно подключается 250-300 тыс. новых телезрителей. Если учесть, что это в основном жители сельской местности и небольших городов, которые раньше могли смотреть только 4-5 каналов в слабом качестве, то можно смело говорить об информационной революции в стране.

Государство решает все

– Часто в СМИ звучит тезис о том, что «цифровое телевидение должно контролировать государство». Так, например, говорит депутат Николай Томенко. Каково ваше отношение к такой постановке вопроса?

– Я полностью согласен с Николаем Томенко. Но он говорит об этом, как о задаче, а я утверждаю, что этот принцип уже работает. В «цифровом проекте» государство решает все: кто строит сеть, как строить, каковы параметры сети, сроки строительства, количество каналов и условия их трансляции, перечень телекомпаний в сети, и даже их место в мультиплексах. Каждый наш шаг регламентирован до мелочей. Это, возможно, сдерживает развития сети, но такова норма закона. У «Зеонбуда» нет ни одной контрольной функции, он только исполнитель воли государства.

Нельзя исключать, что наших оппонентов смущает факт постройки цифровой сети частной компанией. Но это разрешено действующим законодательством. Более того, государство отказалось от своего права и не сочло необходимым нести многомиллиардные затраты из бюджета. И, с моей точки зрения, было принято верное решение о привлечении частных инвестиций.

– Но ведь тарифную политику «Зеонбуд» определяет самостоятельно. В чем тогда состоит контроль государства?

– Государство может и имеет право влиять на тарифную политику оператора в случаях, предусмотренных законодательством. В этом отношении «Зеонбуд» ничем не отличается от любого другого хозяйствующего субъекта страны. Пока мы не определены монополистом на рынке, имеем право самостоятельно устанавливать тарифы. Это краеугольный камень рыночной экономики.

Более того, мы утверждаем, что тарифы «Зеонбуда» ниже в 8-10 раз, чем у государственного концерна РРТ. В 2011 г. за базу были приняты тарифы Концерна. Дальше, «Зеонбуд» снизил эти тарифы в два раза, предоставив скидку 50%, срок ее действия до 2018 г. Концерн же в течение этих 2,5 лет еще три раза поднимал свои тарифы, «Зеонбуд» этого не делал.

Надо так же учесть, что цифровые передатчики в пять раз эффективнее аналоговых.

Аналоговый передатчик мощностью 1 кВт и цифровой 0,2 кВт имеют одинаковую зону покрытия, а значит и количество телезрителей. Тариф Концерна для 1 кВт – 45,21 грн., у «Зеонбуда» для 0,2 кВт – 17,58 грн. Значит, за одинаковый объем услуги (зону покрытия) «Зеонбуд» берет с телекомпании оплату в 2,6 раза меньше, а с учетом скидки 50% это уже в 5,2 раза. За счет качественного оборудования в цифровой сети минимум потерь, а это увеличение зоны покрытия. Поэтому фактические тарифы «Зеонбуда» ниже тарифов Концерна РРТ в 8-10 раз. И это без учета того, что оборудование для цифровой сети дороже в пять раз, чем для аналоговой сети.

Нельзя говорить о сверхдоходах «Зеонбуда», если за 3,5 года мы смогли возвратить только немного больше половины кредита, взятого нами на строительство сети.

Угроза для выборов

– В проекте Постановления №4401 народные депутаты предлагают провести аудит покрытия сети «Зеонбуд». Готова ли компания к такого рода независимой проверке?

– Нужно учесть, что измерение зон покрытий всех 664 передатчиков – задача достаточно трудоемкая и потребует значительных затрат, порядка 30 млн. гривен и два года работы. В то же время есть достаточно объективных аргументов в пользу того, что цифровая сеть имеет 95% покрытия по населению и бюджету не обязательно нести такие затарты.

Планирование сети на покрытие 95% проводилось лучшими в стране специалистами из Украинского государственного центра радиочастот. Использовалась самая современная специализированная программа компании ATDI, являющейся мировым лидером. «Зеонбуд» закупил самое качественное и самое надежное в мире телевизионное оборудование у немецких и американских производителей. Установил его в строгом соответствии с расчетными параметрами и рекомендациями Центра радиочастот.

После запуска сети в эксплуатацию мы провели контрольные замеры сигнала двух десятков передающих станций различной мощности, чтобы убедиться в соответствии фактических параметров расчетным. Замеры подтвердили, что фактические параметры даже превышают расчетные, так как была использована более помехоустойчивая технология Т2.

– Какие последствия у инициатив по отзыву лицензии у «Зеонбуд»?

– Мы уже неоднократно заявляли, что за аннулированием лицензии последует социальный взрыв и непомерные бюджетные расходы. Украина в 2015 г. может потерять телевидение на 2/3 своей территории. А если примет решение строить новую сеть, то бюджет страны понесет многомиллиард-ные затраты. Лицензии 128 телекомпаний, в том числе 28 общенациональных перестанут иметь хоть какую-то ценность.

Есть проблема и с президентской кампанией, когда 10 млн. телезрителей потеряют доступ к информации, а 128 телекомпаний потеряют возможность доносить ее своим телезрителям. Отключение цифрового телесигнала поставит под сомнение прозрачность и ценность волеизъявления избирателей.

По моему мнению, непродуманные, или «слишком продуманные» инициативы Минфина и отдельных народных депутатов приведут Украину к большим и неоправданным проблемам. Мы уже не говорим об инвестиционном климате, соответствии данных инициатив европейским нормам и т. д.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых