aif.ru counter
17.02.2014 11:38
Галина ГИРАК
745

Видеосъемка, свидетели и заявление в милицию - как наказать контролеров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и факты в Украине 13/02/2014

Истории с участием распускающих руки контролеров общественного транспорта происходят регулярно. Только за последние четыре месяца два таких случая шокировали всю страну. Первый - во Львове, второй - в Донецке. В Западной Украине в сентябре от кулаков проверяющих в троллейбусе досталось юной девушке. А на востоке в трамвае общение с контролерами обернулось для женщины сломанной рукой.

Обе пострадавшие намеревались наказать своих обидчиков через суд. Но время идет, а следствие затягивается так, будто правоохранители расследуют сложное уголовное дело.

Железный кулак

АиФ писал об инциденте во львовском троллейбусе №12, когда 22 октября 2013 г. контролеры выволокли на улицу Соломию Щербу, не успевшую купить талончик.  15-летнюю девушку заставили просить у прохожих милостыню, чтобы было чем заплатить штраф. У отца девушки Руслана Щербы были твердые намерения довести дело до суда и наказать обидчиков дочери. Правоохранители Галицкого управления МВД опросили потерпевшую и сообщили ей, что открыли уголовное производство. Но до сих пор дело не сдвинулось с мертвой точки.

«Я не отступлюсь, - стоит на своем отец Соломии. - Моя дочь до сих пор боится ездить в общественном транспорте. Ей нанесли моральную травму и должны за это ответить».

Донецкие контролеры оказались более напористыми. 19 декабря 2013 г. в трамвае №1 они пытались вытолкать из салона безбилетную девушку, которая стала «зайцем» поневоле. На остановке, где она садилась, талоны не продают, а у водителя можно было купить четыре или 10 штук. Столько денег у девчонки-подростка не было, а один билет ей отказались продавать. Одна из взрослых пассажиров Венера Ильина, видевшая, как агрессивные проверяющие нападают на юную безбилетчицу, заступилась за нее, отгородив своей рукой от контролеров. Один из них пошел на штурм этой преграды, и мощным ударом сломал женщине правую руку. 

«От боли трудно было стоять на ногах, - рассказала потерпевшая АиФ. -  Он продолжал меня атаковать, даже когда я упала на пол».

Трамвай остановили и из него высадили всех пассажиров. Побитую пассажирку и контролеров водитель повезла на конечную остановку. Там Ильину забрала карета скорой помощи. Медики установили, что у Венеры сломана правая рука и поврежден лучевой нерв. Правоохранители открыли по этому факту уголовное производство. Чтобы выяснить обстоятельства дела, следователь требует воспроизведения ситуации. Для этого необходимо, чтобы КП «Донэлектротранс» предоставил тот самый трамвай. Но коммунальщики отказываются его выдавать в распоряжение следствия. Ситуация зашла в тупик.

Венера Ильина на операцию и лечение руки уже потратила около 20 тыс. грн.  Она два месяца не работает и еще неизвестно, когда сможет забыть о лечении и вернуться к нормальной жизни.

Чтобы успокоить возмущающихся из-за инцидента горожан, мэр Донецка Александр Лукьянченко поручил в этом резонансном деле разобраться своему первому заму. Но сможет ли чиновник быть объективным и не занять сторону своих подчиненных коммунальщиков - неизвестно. Ведь какой смысл рубить сук, на котором сам же и сидишь?

Снимайте все!

Мы решили выяснить, что надо учесть, чтобы не оставить действия контролера безнаказанными, если вы стали его жертвами.

«По закону и ведомственным нормативным документам, контролеры должны общаться с пассажирами исключительно в вежливой форме, - говорит Максим Войтович, юрист юридической компании «ЛЕВ». - Но, как показывает горький опыт многих украинцев, такое бывает очень редко. И если у вас вдруг возник конфликт с проверяющими, для того, чтобы их потом наказать, необходимо предоставить доказательства. Это может быть видео- или фотосъемка. В Украине должностных лиц разрешено снимать без их разрешения, но не скрытой камерой. Понадобятся и свидетельства очевидцев, так что, несмотря на причиненную вам обиду или даже боль, не упустите момент и запишите контакты тех, кто видел инцидент».

Следующий шаг - обращение в ближайший райотдел милиции, в котором нужно написать жалобу на действия контролера. 

Если результатом вашего общения с контролерами стали серьезные телесные повреждения, нужно сфотографировать пострадавшие места и подать еще одно заявление в милицию для открытия уголовного производства. Вас должны направить на судебно-медицинскую экспертизу для фиксации телесных повреждений и оценки их тяжести. Если вы тратите деньги на лечение в результате травм, нужно собирать все квитанции и чеки, которые подтвердят это. Кроме того, можно самостоятельно или с помощью психолога посчитать, сколько стоит нанесение вам морального ущерба, то есть, сколько вы теряете из-за того, что травма выбила вас из привычной колеи.

Часто по подобным «мелким» делам сами правоохранители, безо всякого сговора с коммунальными службами, затягивают расследование, ссылаясь на то, что им нужно ловить убийц и маньяков, а не тратить время на транспортных дебоширов. В этом случае просто нужно проявить настойчивость вам или вашему адвокату. Но есть и другой вариант: если уголовное производство затянуто, можно составить гражданский иск о возмещении материального и материального ущерба. К нему необходимо приложить документы, по которым можно посчитать сумму материального ущерба, и аргументацию того, как вы оценивали причиненный вам моральный ущерб.

Потерпевший в любой момент имеет право запросить материалы уголовного дела. Если транспортники отказываются предоставить свое имущество для воспроизведения ситуации, следователь имеет право подать соответствующее ходатайство следственному судье, который примет соответственное решение, и воспользоваться спорным  имуществом можно будет и без разрешения, это должны обеспечить судебные исполнители. 

Если информация о ЧП внесена в единый реестр досудебных расследований, то само расследование может длиться, в зависимости от тяжести нанесенных телесных повреждений, от двух до 12 месяцев. По истечении этого срока следователь должен сообщить потерпевшему или о продлении срока расследования, или о закрытии дела.

А как у них?

В Индии несколько лет назад «Северная железная дорога» наняла на работу в качестве контролеров несколько десятков боксеров и борцов. Накачанные спортсмены только одним своим видом помогли увеличить выручку перевозчика. Строго с проверкой билетов и в дешевых железнодорожных экспрессах Италии, в частности, курсирующих между криминогенным Неаполем и Миланом. Вместе с контролерами вагоны в течение следования поезда проверяют наряды карабинеров.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых