aif.ru counter
127

Пиар или необходимость? Что даст украинцам проект «Большое строительство»

Пиар или необходимость? Что даст украинцам проект «Большое строительство»
Пиар или необходимость? Что даст украинцам проект «Большое строительство» © / Пресс-служба Президента Украины

В Украине 1 марта 2020 года стартовала госпрограмма «Большое строительство». Что предполагает она и не станет ли большим разочарованием?

Как строить будут?

Что известно о проекте? «Большое строительство» инициировано президентом Владимиром Зеленским. Это проект масштабного развития качественной инфраструктуры. Основная задача его - строительство или реконструкция. Пока есть планы на 2020 год. Согласно им, до начала 2021-го будут сданы в эксплуатацию 6,5 тыс. км дорог, 142 школы, 117 детских садов, 212 отделений экстренной медицинской помощи, 570 медамбулаторий, 122 спорткомплекса по всей стране. Как сказано в пояснении к проекту, строительство и реконструкция объектов основывается на принципах энергоэффективности и высокого качества, инклюзивности и нацеленности на каждого украинца как клиента.

Для реализации проекта используются средства из госбюджета, госфонда регионального развития и местных бюджетов. Правительство заверяет, что впервые в истории Украины создана единая карта страны, на которую нанесены все важные инфраструктурные объекты для того, чтобы составить четкий перечень тех из них, которые необходимо построить или отремонтировать в первую очередь. На карте собраны данные о 150 тыс. объектов. В приоритете - приемные отделения экстренной помощи, детские сады, школы, медучреждения и спорткомплексы. Каждый подрядчик, предоставляющий услуги государству в рамках проекта «Большое строительство», согласно Закону Украины «О публичных закупках», избирается через электронную систему публичных закупок ProZorro. Конечная цель проекта – полное и масштабное обновление инфраструктуры Украины, включая дороги и социально важные объекты. То есть, он задуман для реализации не за один год.

В Минрегионе создано специальное мобильное подразделение - мониторинговая группа, которая проверяет объекты строительства по этой программе по всей стране. Последние данные таких проверок озвучены в июле текущего года. Согласно им, было проверено 64 объекта в 9 областях. Уже завершено запланированное строительство на 32 объектах: 11 школ, 14 дошкольных учебных заведений, 7 спортивных заведений. До 1 сентября 2020 должны были закуончить работы более чем на 70 объектах. К концу третьего квартала, то есть, к концу сентября, будет проверено 100% школ, детских садов и спортивных объектов, входящих в программу «Большое строительство». Государственным фондом регионального развития, распорядителем которого является Минрегион, в области направлено 2 млрд грн.

Денежный вопрос для проекта – очень важен. И в сентябре Верховная Рада поддержала законопроект об изменениях в бюджет на 2020 год относительно восстановления автомобильных дорог общего пользования и аварийных мостовых сооружений. Документ предусматривает, что ограничения по предельному размеру местного долга не будут применяться, если расходы, связанные с этим долгом, не превысят в следующих бюджетных периодах 30% объема субвенции из госбюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог.

Плата за прозрачность

Мнения экспертов по поводу проекта разделились.

«Обычный пиар под местные выборы. Закончатся выборы, и о проекте перестанут говорить, забудут. По большому счету, там никакого проекта-то и нет. Ведь каждый год на строительство дорог выделяют большие деньги, выделяют их и на строительство и реконструкцию различной инфраструктуры. Если примерно сравнить суммы, которые выделяли раньше и выделяют сейчас, то разницы практически нет. То есть, в гривнах она немного есть, но если перевести в доллары, то разницы может и не быть. В принципе, в преддверии местных выборов это хороший пиар. Идея хорошая», - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Мало того, продолжает он, потом могут начаться скандалы - ведь асфальт, как всегда, скорее всего, начнет сходить с дорог вместе со снегом. И весной, после разбирательств, снова будут выделять деньги на ремонт.

«Все могло быть иначе, если бы, затевая этот проект, поменяли систему: убрали монополиста-заказчика и запустили рыночные условия по строительству дорог. Но изменений нет, все осталось по-старому и, скорее всего, коррупция тоже никуда не девалась», - считает А. Охрименко.

По поводу сравнительного анализа строительства инфраструктуры в прошлые годы и сейчас, эксперт говорит, что сделать его невозможно - там большой хаос, пазлы разбросаны. Ведь строительство некоторых школ, сданных в эксплуатацию 1 сентября, было начато давно. Как это считать: в этом году построено или в течение нескольких лет?  Кроме того, часть строительства финансируется государством, часть – местными бюджетами, часть – за счет субвенций, часть - по линии Европейских программ. Все это собрать воедино нереально.

«Пока рано говорить о том, оправдает себя проект или нет. Ведь сейчас мы только знаем то, что задекларировано. Надо дождаться результатов. А они будут зависеть, как минимум, от наличия средств и эффективности менеджмента. Но в целом идея правильная. Ведь сейчас надо активизировать экономику, поскольку у нас идет провал инвестиций, инвестиционная активность резко уменьшилась. Местные бюджеты ограничены из-за ситуации с коронавирусом. Поэтому такие активизирующие проекты очень важны сейчас», - говорит доктор экономических наук, замдиректора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.

Он также напомнил, что иногда появляется информация о том, что в режим «Большого строительства» вписываются проекты, которые и без того были запланированы. И считает, что если таким образом эти объекты удалось спасти из-за урезания финансирования, поскольку у нас был секвестр (пересмотр финансирования и урезание некоторых расходов), то это само по себе позитивно.

«Никакого криминала в этом нет. И не стоит сопоставлять то, что делается сейчас, с теми периодами, когда был рост экономики, когда была уверенность в инвесторах и была положительная динамика частных инвестиций. Когда говорят, что эта программа – пиар, я бы уточнил, что не пиар, а коммуникация. Нынешняя власть пришла на волне коммуникационного подъема, но на таком уровне коммуникация с людьми не была продолжена. А она нужна», - считает эксперт.

Он уверен, что прозрачность проекта – на достаточном уровне, все необходимые процедуры выполняются. Хотя это даже не на пользу делу – за счет проведения тендеров затягивается время. Возможно, нехорошо и то, что в этих конкурсах выигрывают, как правило, не украинские компании. Значит, созданные благодаря «Большой стройке» рабочие места, достаются не нашим соотечественникам. Но это – плата за прозрачность и оптимизацию. 

Алла Рыбалко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых