aif.ru counter
124

Зона бедствия: о халатном отношении к защите окружающей среды в Украине

Глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко считает, что сложная экологическая ситуация обусловлена игнорированием экологической емкости территорий

Зона бедствия: о халатном отношении к защите окружающей среды в Украине
Зона бедствия: о халатном отношении к защите окружающей среды в Украине © / АиФ в Украине

«Экологическая ситуация у нас остается сложной. Такое положение обусловлено игнорированием экологической емкости территорий: наращивание промышленных мощностей происходит без учета техногенной нагрузки на регион. Ежегодно в Украине в воздух попадает более 6 млн т загрязняющих веществ», - начинает беседу с «АиФ в Украине» глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.

АУДИТ ПРОБЛЕМ

- Татьяна Валентиновна, в Украине за два десятилетия закрылось много промпредприятий. И экологическая ситуация должна была бы улучшиться…

- Причины промышленного загрязнения атмосферы - изношенность технологического и пылегазоочистного оборудования предприятий, отсутствие эффективных методов улавливания оксидов азота и углерода, обезвреживания окислов серы. Водные объекты страдают от загрязнения стоками, которые содержат тяжелые металлы, органические и бактериологические загрязнители. Содержание большого количества поверхностно-активных веществ и фосфатов в водоемах вызывает цветение воды.

Ситуация с почвами вообще чрезвычайная: они загрязнены пестицидами, минеральными удобрениями, бытовыми и опасными отходами, нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами. Почти 40% общей площади земельных ресурсов Украины относятся к загрязненным. Существованию целостных экосистем угрожает вырубка лесов. Прямое следствие - увеличение частоты и интенсивности наводнений в западных областях, особенно на Закарпатье.

- Какие у нас еще есть проблемы?

- Украина до сих пор тратит огромные средства на преодоление последствий крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества - аварии на ЧАЭС. Война на востоке нанесла колоссальный ущерб природным экосистемам, значительные территории заминированы. Экологи не имеют полной картины реального экологического состояния оккупированных территорий, но некоторые факты очевидны. Например, шахта «Золотое» является причиной катастрофического состояния территорий, особенно подземных вод, в результате затопления шахт «Первомайскуголь», которые находятся на оккупированной территории. Более 70% шахт находятся по ту сторону линии разграничения, но через техногенные разломы шахтные воды попадают на подконтрольную территорию. Государству просто необходима эффективная экологическая политика, базирующаяся на рациональном природопользовании и сбалансированном развитии.

НАРУШИТЕЛЬ - ПЛАТИТ

- Как противостоять предприятиям-загрязнителям окружающей среды?

- Промышленные гиганты должны платить за загрязнение окружающей среды. Этот принцип отражен во многих фундаментальных документах ООН по устойчивому развитию. Кроме этого, он задекларирован в Обновленной стратегии сбалансированного развития ЕС и является ключевым в формировании системы экологического управления в странах Европейского Союза. Но такой принцип природоохранного механизма еще не внедрен в нашей стране.

- Недавно была новость о том, что в Швеции «закончился мусор», в соцсетях шутили, что можем поставлять им свой. Кто и где перерабатывает мусор в Украине?

- Принятая в 2017 году Национальная стратегия по управлению отходами предусматривала, что объем захоронения твердых бытовых отходов на мусорных полигонах должен сократиться с 95% (в 2016 году) до 50% в 2023 году и до 30% в 2030 году. Однако, вследствие стремительно растущей антропогенной нагрузки, количество захороненных отходов в 2018-м уменьшилось всего на 1,2%. Вещества, выделяемые в результате химических реакций на полигонах твердых бытовых отходов, способны превратить территорию Украины в одну сплошную зону экологического бедствия. Ситуация в сфере обращения с отходами кардинально не изменится, пока сортировка и переработка мусора не станут приоритетной задачей экополитики государства.

- Все помнят пожар на свалке в Грибовичах. Как предотвратить подобные катастрофы?

- В последние годы проблема накопления отходов стоит очень остро, поскольку количество мусора растет, а в городах еще не налажена система раздельного сбора. Сегодня насчитывается более 6 тыс. полигонов и свалок бытовых отходов, большинство из которых не соответствует государственным строительным нормам. Полигон в Грибовичах длительное время эксплуатировался с нарушениями, мусор не пересыпался соответствующим количеством почвы. Остаются острой проблемой и пруды с кислыми гудронами на территории полигона, попадание которых в природные водоемы обусловит отравления регионального масштаба.

Для предотвращения подобных катастроф необходимо разработать схемы санитарной очистки городов, программы обращения с бытовыми отходами и их использования в качестве ценного энергетического ресурса для органов местного самоуправления и создать условия для реализации раздельного сбора бытовых отходов. Сортировка отходов жителями - залог того, что 30-40% бытовых отходов, которые могут быть вторичным сырьем, не попадут на свалку.

КТО ОТВЕТИТ ЗА КРИЗИС?

- На Минэкологии всегда было немало нареканий. Почему вы считаете, что нельзя объединять Минэкологии с Минэнергетики?

- Природоохранная сфера нуждается в коренном реформировании. Но мы убеждены, что реформы должны проводиться прозрачно, с широким экспертным обсуждением и учетом мнения общественности. Улучшение состояния окружающей среды должно происходить на основе создания интегрированной системы управления с учетом требований законодательства Европейского Союза. Без этого многие предприятия так и продолжат свою деятельность, игнорируя интересы общества.

Всеукраинская экологическая лига считает решение об объединении Министерства экологии и природных ресурсов и Министерства топлива и энергетики необоснованным и нецелесообразным. Предприятия энергетической отрасли - это мощные загрязнители окружающей среды. Более 60% загрязняющих веществ - результат деятельности топливно-энергетического комплекса. А Минэкологии призвано охранять окружающую среду. Объединение диаметрально противоположных структур фактически приведет к уничтожению природоохранной отрасли.

Наглядным примером является «Программа развития гидроэнергетики на период до 2026 года», подготовленная без стратегической экологической оценки и согласования с Минэкологии.

Еще одна из ключевых причин нецелесообразности объединения министерств - последствия оккупации части Луганской и Донецкой областей для природных экосистем. Проведение мероприятий по восстановлению окружающей среды и разминирования требует управленческих решений и привлечения средств международных экологических фондов.

Учитывая сказанное, мы считаем решение о создании нового Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины ошибочным и таким, которое негативно скажется не только на состоянии окружающей среды и здоровье населения Украины, но и на международном имидже нашей страны.

- Какими будут последствия?

- Лидеры ведущих стран мирового сообщества уже давно уделяют повышенное внимание проблемам сохранения окружающей среды и сбалансированного природопользования. В соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом наше государство взяло на себя обязательства по внедрению 29 директив и регламентов Европейского Союза в сфере защиты окружающей среды. Учитывая европейскую интеграцию Украины, международные организации, страны-доноры и инвесторы уже вложили значительные средства в реализацию именно экологических проектов на нашей территории. Ликвидация Министерства экологии и природных ресурсов повлечет осложнение международного сотрудничества, которое сегодня охватывает около 90 международных договоров различного уровня.

- Каковы предложения Всеукраинской экологической лиги по урегулированию проблемных вопросов в связи с объединением министерств?

- Опыт европейских стран по реформированию природоохранной отрасли свидетельствует о необходимости разделения функций в сфере охраны окружающей среды. Это формирование и реализация экологической политики; государственный природоохранный контроль за соблюдением законодательства; разрешительная система и лицензирование; хозяйственная деятельность в сфере природопользования.

Общественные организации, ученые, эксперты, которые на протяжении многих лет настаивали на реформировании природоохранной отрасли, подготовили Проект такой реформы. В частности, мы предлагаем создать отдельное Министерство защиты окружающей среды, которое будет формировать экологическую политику, заниматься имплементацией природоохранных директив ЕС в украинское законодательство, разрабатывать эколого-экономические инструменты природопользования, координировать региональную и местную экологическую политику.

Функции госнадзора предлагаем возложить на Природоохранную инспекцию Украины, которая будет осуществлять контроль за соблюдением экологического законодательства в отношении всех компонентов природной среды - водные ресурсы, леса, почвы, недра. Для преодоления коррупции функции разрешительно-лицензионного характера должны быть отделены от управленческой деятельности и функций контроля. И наконец, функции природопользования (хозяйствования в водной, лесной отраслях и недропользовании) должны быть переданы частному сектору, который в установившемся порядке осуществляет хозяйственную деятельность, платит налоги и подпадает под государственный природоохранный контроль на общих основаниях.

Целью такого реформирования должно стать усиление экологической составляющей во всех секторах экономики, планирование и реализация национальной и региональной политики, а также сохранение и восстановление окружающей среды.

Ирина ВАНДА