aif.ru counter
10775

Духовные старатели: как пополнить ряды служителей церкви

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты в Украине 04/04/2012 Сюжет Церковь, религия

Характерно: интерес к церковным профессиям особенно возрастает в дни Великого поста. Действительно, а есть ли шанс надеть митру и рясу у простого смертного украинца?

Поступление: теория плюс практика

Теоретически стать священником может любой верующий соотечественник, имеющий соответствующее духовное образование. А образование это дают духовная семинария (их в Украине сейчас 7), училище (15) и Киевская духовная академия. Помимо столицы такие  учебные заведения есть практически в каждом регионе: в Крыму, Одессе, Харькове, Луганске, Ужгороде, Черновцах, Почаеве.

Конкурс при поступлении щадящий, рассказали нам в Синодальном информационно-просветительском отделе УПЦ. Само обучение - бесплатное, правда, стипендий тоже нет. Быть родственником священников абитуриенту не обязательно. Но шансы на зачисление есть далеко не у каждого православного. Например, для поступления в семинарию будущий священник должен не только иметь законченное среднее образование, но и успеть проявить себя на церковном поприще по месту жительства. Соискатель на звание семинариста к традиционному пакету документов для поступающих обязан приложить рекомендацию епархиального архиерея или приходского священника. То есть, у него за плечами должна быть практика так называемого послушания - например, участия в церковных службах в качестве певчего, чтеца, звонаря или пономаря. Возрастной предел для семинаристов и абитуриентов стационарного отделения Киевской духовной академии - 35 лет. Заочное образование в академии в отдельных случаях могут получить миряне в возрасте до 55 лет.

Кроме того, при поступлении требуется документальное подтверждение (справка, свидетельство) того, что абитуриент был крещен. А если он уже имеет семью, его брак должен быть только первым и обязательно венчанным.

Процедура поступления в семинарию включает в себя собеседование и экзамены. Устный - по библейской ветхозаветной и новозаветной истории и основам православного вероучения. И письменный - сочинение на библейскую или церковно-историческую темы. Потребуются знания наизусть целого ряда молитв и песнопений и умение читать Псалтырь на церковнославянском языке.

Обучение: военная дисциплина

Жизнь семинариста легкой не назовешь. Все 4 года обучения - это режим круглогодичной жесткой дисциплины. Священники утверждают: семинария - прекрасный тест на выносливость, проверка серьезности намерений молодого человека посвятить себя церкви. Выдерживают ее далеко не все.

Семинаристы, как правило, живут в общежитиях, и вся их жизнь подчинена достаточно суровому уставу учебного заведения. Начинается день с молитвы в 7-8  часов утра, заканчивается опять-таки молитвой в 22.00. Отбой - часом позже. Посещение богослужений в храме и всех занятий строго контролируется. Каждый пропуск должен быть мотивирован - освободить семинариста от занятий правомочны только ректор или инспектор. Ректор же дает добро и на женитьбу, если студент принял решение пополнить ряды так называемого «белого» (то есть - женатого) духовенства. К вопросу бракосочетания приходится подходить очень взвешенно: свадьба у священника может быть только один раз в жизни, причем его избранница (собственно, как и сам семинарист) непременно обязана быть девственницей.

Трапезничают студенты одновременно всем курсом,  во время еды запрещено не то что балагурить или смеяться - нельзя даже перешептываться: в это время идет чтение Святого Писания.

Все привычки, вполне обычные для простого смертного (покурить, опрокинуть лишнюю рюмку, «повисеть» в клубе или в Интернете), несовместимы с жизнью семинариста. 

Выдержавшие все испытания могут рассчитывать на рукоположение в священники - для этого нужно пройти исповедь и сдать специальный экзамен. Впрочем, обучение в семинарии само по себе не гарантирует обязательное получение сана. Бывает, что по результатам исповеди дорога в священники для студента оказывается закрытой.

Распределение: куда Бог пошлет?

Это самый волнующий  - можно сказать, судьбоносный - момент в жизни выпускника духовного заведения. Частые ротации в церковной среде не слишком приветствуются, а потому назначение молодого батюшки в тот или иной приход может оказаться если не  пожизненным, то уж во всяком случае -  на ближайший десяток лет. Теперь вся дальнейшая деятельность священника зависит от прихода. А авторитет церкви среди прихожан (а это, кроме прочего, и материальное положение храма) - от энергичности и самоотверженности батюшки. 9/10 выпускников попадают в небогатые сельские приходы, поделились с нами киевские семинаристы.

В таких для настоятеля не всегда предусмотрена зарплата, а церквушка, чей годовой оборот не превышает нескольких тысяч гривен, живет за счет пожертвований прихожан, маржи от продажи церковных ритуальных предметов и литературы да так называемых треб (проведения оплачиваемых населением таинств: крещения, венчания, отпевания).  Эти доходы в первую очередь идут на оплату коммунальных услуг, транспорта,  хора (если таковой имеется). Определенная часть средств (для каждого прихода - свои условия) отчисляется в епархию.

Проблема реконструкции или строительства храма тоже ложится на плечи местного священника - ему самому приходится искать в округе щедрых спонсоров и убеждать их оказать помощь.

Чтобы выжить и прокормить многодетную (как правило) семью, батюшки подчас служат в трех-четырех приходах. В епархиальных управлениях это воспринимается спокойно, рассказали нам действующие  священнослужители, - в стране  дефицит духовных кадров. Если священник относится к «белому духовенству», перспектив для «профессионального роста» у него немного - выше протоиерея в должности настоятеля не подняться. Это вторая ступень священства.  У монахов иерархия обширнее, есть шанс быть возведенным в сан епископа (третья - высшая - ступень священства), стать митрополитом и получить в подчинение приходы целой области и города  (епархию). Только из монашеской среды избираются и Патриархи (предстоятели Поместной Церкви).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впрочем, опрошенные нами священнослужители в один голос заверили: карьеризм как явление чужд подавляющему большинству этих людей. Свою миссию они выполняют в любых условиях и в любом статусе. Причем, чем сложнее эти условия, тем светлее и искреннее служба, поделились с «АиФ» своими впечатлениями лаврские паломники. Тогда как испытание достатком, известностью и комфортом способен выдержать не каждый священник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БУДЬ В КУРСЕ

Дипломы, получаемые по окончании духовных заведений, в Украине не котируются как документы, подтверждающие  высшее образование, хотя уровень образования сам по себе высок (одних только языков студенты осваивают не меньше 6-ти). Духовные заведения официально имеют статус не учебных заведений, а религиозных общин. Поэтому семинаристы и студенты академии стремятся параллельно окончить заочное отделение какого-либо гражданского вуза, чтобы иметь на руках официальную специальность. Сегодня возлагаются большие надежды на открытие бого-

словских факультетов в уже существующих гражданских институтах и университетах.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых