aif.ru counter
418

Чей храм или Война за Почаевскую лавру

Сюжет Церковь, религия
Фото: /www.pochaev.org.ua

Камнем преткновения стала все та же Почаевская лавра. После планируемого нардепами исключения памятника архитектуры из перечня объектов не подлежащего приватизации, церковь может попасть в руки, как католиков, так и православных. И именно по этой причине, считают эксперты, она должна оставаться в руках государства.

История основания

Немножко истории. Почаевскую лавру, согласно легенде, основали беглые православные монахи в 1240 году. Во время эпохи национально-освободительных войн в Украине тогда еще монастырь, обнесенный частоколом, окружило пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина. Храм турки захватить так и не смогли, и он еще полстолетия находилась в руках православной церкви. К Греко-католикам монастырь попал в руки только в 1713 году, да и то не надолго. Через столетие храм был возвращен во владение Русской Православной церкви. Но зато, за столетие владения католиками, монастырь превратился в лавру: были построены главный храм Лавры — Святоуспенский и Почаевская типография.

В советское время лавру «оккупировали» сначала атеисты, создавшие там музей атеизма, потом в храме разместили психиатрическую лечебницу. И только в 1961 году КГБ вернуло храм монахам, хотя их количество, к тому времени, сократилось до 35 человек.

В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой, увеличив численность послушников за счет иноков Сергиевой обители. В 1992 году наместник Лавры Иаков поддержал митрополита Филарета, вовлекши тем самым монастырь в процесс раскола и обособления церквей. Но ему пришлось оставить сан. После этого Лавра получила статус ставропигии, то есть прихода, канонически подчиненного Украинской Православной церкви Московского патриархата.

Наше время

29 февраля 2012 года, наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры архиепископ Владимир поддержал инициативу депутатов Рады об исключении Лавры из списка не подлежащих приватизации объектов, выступив за передачу ее УПЦ Московоского патриархата. В частности, он сообщил, что упомянутый законопроект, якобы выдвинутый на рассмотрение Рады нардепами, был инициирован монахами.

«Стараниями братии мы с 2000-го года добились права на бесплатную аренду собственных лаврских помещений», - отмечает наместник в своем послании. «Недруги православия, однако, попытались нас разоружить: сооружения Лавры были переданы в ведение Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника. С Божьей помощью нам удалось выйти из него в 2003-м году. Затем еще одно испытание. Лаврские сооружения передаются на баланс Госкомитета по делам строительства и архитектуры. И чтобы в дальнейшем эти сооружения нельзя было вернуть их законному собственнику – Церкви – в 2008-м году их вносят в перечень объектов, которые не подлежат возврату. Тогда по инициативе братии Лавры и был зарегистрирован упомянутый законопроект № 9690 от 12 января этого года – для того, чтобы восстановить историческую справедливость», – поясняет настоятель обители.

Эту-то точку зрения и не приемлют Греко-католики, а также украинские националисты, устроившие митинг против передачи лавры УПЦ МП. Так, бывший игумен Бучацкого василианского монастыря Иван Майкович намерен заявить, что лавра принадлежит греко-католикам. И основания в данном случае серьезны: часть сооружений, в том числе и самые важные, были построены представителями именно этой ветви христианства. Именно поэтому католики постоянно проводят пикеты, как у зданий горсоветов, так и возле самой лавры непосредственно.

Эксперты же уверены, что нормальных законов, которые бы смогли регулировать взаимоотношения между церквями и церковными сооружениями, нет. «Позиция УПЦ МП тут уязвима, поскольку она создана только в 1990 году и, соответственно, не может быть наследницей церкви, у которой советская власть забирала храмы», — заявил журналу «Коммерсант-Украина» директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский.

Ему вторит вице-президент Украинской ассоциации религиоведов Людмила Филиппович. Она считает, что сначала нужно ждать церковного мира, а потом создавать субъект церкви, как юридическое лицо, и только после этого решать, кому отдать тот или иной монастырь.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых