443

Лада Лузина: «Новый год – круглый год!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Аргументы и Факты в Украине 23/12/2015

Ладу Лузину по праву можно назвать самой «новогодней» писательницей Украины – она коллекционирует старинные ёлочные игрушки, проводит экскурсии по мистическим местам Киева - а когда же на такие экскурсии наибольший спрос, как ни в зимние праздники? А еще пишет новогодние сказки для малышей. «АиФ» решил поговорить с ней о тайне и вдохновении Нового года.

Праздник в потьмах

- Лада, тяжело ли было решиться начать писать для детей?

- Это напрямую связано с моей коллекцией елочных украшений. У каждой игрушки есть своя неповторимая история, и мне захотелось их рассказать. Например, во времена Второй мировой войны игрушек не было и их делали из сгоревших лампочек. Моя история о том, как старая лампочка, которая превратилась в игрушку, спасла жизнь маленькой девочке. Есть история игрушки-балерины – сейчас ей уже 115 лет. Иллюстрации для книги делала сама, плюс там есть фото моей коллекции.

- А как возникла идея собирать ёлочные украшения?

- В детстве меня приучали бережному отношению к вещам, и к елочным игрушкам я относилась с особым трепетом. Когда мне было 9 лет, мне подарили гипсового гнома, который упал и разбился. Я его склеила – пластилином и лаком для ногтей. А потом мне досталась от мамы и бабушки в подарок коробка наших семейных ёлочных игрушек 50-х годов. Оказалось, очень увлекательно рассматривать эти игрушки, изучать по ним историю. Поэтому коллекция стала расширяться. Я начала всерьез ими заниматься - покупала на аукционах в интернете, некоторые друзья привозили из-за границы, искала сама в лавках и на барахолках. Коллекция росла – сначала одну антресоль заняла, затем вторую, кладовку… Потом появилась идея выставки и виртуального музея. Сейчас в коллекции уже больше 2 тысяч экземпляров – точную цифру не могу назвать. К тому же считаю, что Новый год можно праздновать круглогодично, так что ёлочные игрушки всегда в тему, а не только к новогодним праздникам.

- Как так, Новый год можно отмечать круглый год?

- Новый год, как праздник, придумали египтяне. Отмечали его во время разлива Нила – а это могло быть и в июле, и в сентябре. Уже тогда у египтян было принято дарить друг другу подарки и желать всего самого хорошего. Это доказано историками. Египтяне, кстати, и санки изобрели – только катались на них по песку, снега-то не было!

А 1 марта наступает древнерусский Новый год - наши предки-язычники поклонялись земле и праздновали Новый год в первый день весны. Древнегреческий новый год празднуют с 21 на 22 июня – в день летнего солнцестояния. 1 сентября праздновали раньше православный Новый год. 22 сентября можно праздновать французский революционный Новый год – во время Великой Французской революции первым днем нового года стало образование Республики. 1 ноября новый год праздновали кельты – они приурочили праздник к окончанию уборки урожая, а позже он трансформировался в Хелоуин. Праздновать Новый год 1 января люди начали со времен Юлия Цезаря, а у нас – со времен Петра I – c 1699 года. В 1918 году к власти пришли большевики и юлианский календарь заменили григорианским, так что этот праздник сместился на две недели, но люди продолжали праздновать его еще и «по старому стилю» - старый Новый год. Так что этот праздник можно отмечать в любое время!

- Скажите, а Новый год – тот, который мы отмечаем – это праздник все-таки светский или духовный?

- Мне намного ближе старославянский новый год – он более древний. Его отмечали 22 декабря – это самая длинная ночь в году. У наших предков он знаменовал собой победу солнца над тьмой, еще этот день называли днем Анны Темной. Святая Анна – мать Богородицы. После 22 декабря дни становятся длиннее – и человек тоже начинает новый цикл. В этом смысл праздника. При этом в древности как раз в эти дни наши предки много времени проводили в темноте – там человек находится с собой наедине, мог прислушаться к внутреннему миру.

Игрушки, как символ эпохи

- А как по игрушкам историю изучать? 

- Очень интересно! Когда советскому народу в 1928 году Новый год и Рождество запретили, люди по-прежнему ставили ёлки. Игрушек было немного, и все - домодельные. Такими игрушками могли быть, например, бумажные зонтики – почти точная копия дореволюционных бумажных игрушек-зонтов. В моем детстве их делала наша старенькая соседка, детство которой пришлось, аккурат, на 20-е годы прошлого века, то есть, на период запрета. В 1935 году ёлку реабилитировали, игрушки довоенных лет из стекла не делались. Их изготавливали из спрессованного хлопка, покрывали крахмальным клейстером и слюдой. Еще во времена Сталина производители часто прислушивались к тому, что именно нравится вождю. Сталин сказал, что хоккей – хорошо, и на ёлке появились игрушки-хоккеисты. Сталин любил «Цирк» - фильм с Любовью Орловой.  Картина о злосчастьях американской циркачки и ее сына-негритенка, нашедших свое счастье в Стране Советов, была снята в 1936. После нее елки украсились «ватными» негритятами разного возраста и пола, а заодно и героями цирка… Эпохи менялись – и елочные украшения отображали эпоху.

- И сейчас мы непростое время переживаем. Как живется писателю?

- Сейчас происходят события, цену которым мы поймем лет через десять. Поэтому я считаю, что в данный момент моя задача, как писателя, фиксировать происходящее настолько точно, насколько это возможно. Как человек, который глубоко изучает историю для своего цикла «Киевские ведьмы», я понимаю, что свидетельства очевидцев бесценны. Особенно хорошо написанные.

- После романа «Я – ведьма!» и «Клуба киевских ведьм», у многих вопрос – вы имеете отношение к чему-то мистическому?

- Совершенно нет. Я писатель, пишу про ведьм. "Я – ведьма!" – просто название художественного произведения. Подчеркиваю, не автобиографического! Но если людям угодно считать меня ведьмой я их не смогу переубедить. Таков шоу-бизнес. Хотя с другой стороны слово «ведьма» происходит от слова «ведать». Так вот, очень люблю Киев, много интересуюсь стариной, историей, интересными местами Киева. В этом смысле, я ведаю. Когда я села писать "Киевских ведьм", у меня была цель - создать не великий роман, а учебник по истории Киева. Мне показалось, что если я, киевлянка, начала замечать свой город только в 25 лет, то у нас есть множество людей, которые живут в Киеве и ни разу не были во Владимирском соборе, не говоря уже о других исторических местах. 

Киев – город двойственный

- Вы верующий человек?

- Да, я верю в Бога.

- А как сочетаете веру в Бога с мистикой в своих произведениях?

- Киев – город двойственный. Отсюда пошло христианство на Руси и здесь же – столица ведьм, Лысые горы. Наверное поэтому двойственность присуща всем киевлянам. Возьмите «Мастера и Маргариту» киевлянина Михаила Булгакова – там тоже в одном романе прекрасно сочетаются Воланд и Иешуа. Я даже думаю, что трагедия Гоголя была в том, что он вовремя не переехал в Киев. В молодости он написал свой роман «Вечера на хуторе близ Диканьки», а затем, гораздо позже, стал верующим человеком, написал второй том «Мертвых душ», сжег их и умер. Думаю, если бы он перебрался в Киев, этот город примирил бы его с самим собой.  Только здесь можно писать про ведьм и мистику и чтить церковные каноны.

- Ваши книги часто называют пророческими, прослеживая параллели в романах и наяву.

- Есть такое. Но ничего мистического или экстрасенсорного я в этом не нахожу, хотя и начинаю ненавидеть эту свою писательскую способность к пророчеству. Например, книгу «Ледяная царевна» я начала писать в 2013 году, в ноябре. Несколько раз я употребляла словосочетание «кровавая ёлка». На тот момент у меня не было никаких плохих мыслей, да и ситуация описывалась шуточная, а затем произошли те страшные события. Сейчас даже немного боюсь браться дописывать свой роман «Рецепт Мастера». Там действия происходят в Киеве в 1917 году. Я описывала в книге прошлое, а оно начало осуществляться прямо на глазах. Отмечу, что когда я взялась за сцену появления Ленина – уже на следующий день снесли его памятник. Так что роман я отложила...

- Как появились «Киевские ведьмы»?

- Изначально мои «Ведьмы» задумывались и писались, как сценарий, который приобрел телеканал 1+1. Но затем генеральный директор Александр Роднянский занялся российским телевидением, и «Ведьмы» зависли. Пришлось превратить сценарий в романы. 

- В социальных сетях широко обсуждают ваши экскурсии по Киеву. В частности, тот факт, что вы называете Деда Мороза коренным киевлянином.

Киев – город чудес. Здесь оживали иконы, мироточили мощи, в небе видели ангелов, устраивали шабаши ведьмы. Так где же деду Морозу еще обитать, как не в Киеве?

В своей последней книге я провела целое расследование – кто из древних богов является прототипом деда Мороза. Я считаю, прототипом был Велес или Позвизд. Если пройтись по улочкам Подола, можно узнать, где предположительно было капище Велеса. Об этом я и рассказываю на своих экскурсиях.

 Елена Гордеева

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых