aif.ru counter
97

Не жизнь, а кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и факты в Украине 01/02/2012 Сюжет Судьба человека
На съемках фильма «Бродяги севера». Тарасенко - вторая слева

В начале 1927 года рабочие принялись застраивать кинопавильонами 18 га пустыря на Шулявке. А осенью уже начались съемки первого фильма «Ванька и Мститель». За всю историю киностудии было снято 900 картин. Зрителям известны режиссеры фильмов, сценаристы, и, конечно же, актеры. А те, кто организовывает съемки, чаще всего остаются за кадром. Их фамилии редко пишут в титрах. Но без них не было бы кино.

Среди таких «темных лошадок» кинематографа - и ассистенты режиссеров. Киевлянка Раиса Тарасенко 45 лет отдала этой профессии. И принимала участие в создании двух десятков фильмов. Она поделилась с «АиФ» воспоминаниями о своих киношных трудовых буднях.

Гурченко и «бабушки»

В школьные годы многие мечтают стать актерами. И Рая метила в кинозвезды. Подвело здоровье - остался шрам после операции на щитовидке. Но кино все равно тянуло как магнит. «Однажды в 10-м классе мы гуляли с подругой по городу, - рассказывает Раиса Антоновна. - И увидели объявление о наборе желающих поучаствовать в массовке на съемке фильма «Педагогическая поэма». Мы с Людмилой, даже не обсуждая, поехали на киностудию. И нас взяли. Мы обалдели от счастья. И несколько дней позировали в толпе школьников перед кинокамерами».

Вначале надо было просто стоять. Потом постановщик фильма Мечеслава Маевская выбрала Раису для крупного плана. Для этого ей надо было спустить на грудь обе косы и сделать счастливое лицо. Выполнив указания, девушка вышла вперед. И камера ее не нашла в толпе. Маевская объяснила, что на съемочной площадке свои законы - где поставили, там замри, самодеятельность излишня. А во второй и последний раз девушка снялась в кино 1964 году. Точнее, «засветились» в кадре только ее руки. Они якобы принадлежали главной героине в фильме «Лушка», которую играла Вера Майорова. Актриса в тот день не смогла приехать на съемочную площадку.

Киноопыт еще больше подзадорил. И Раиса решила работать кем угодно - лишь бы на киностудии. Было место в бригаде цветоводов - туда и пошла. После полугода прополки клумб активную комсомолку перевели на освободившееся место секретаря в приемной директора. А потом начали подключать и к съемочным группам. «Боевое крещение как ассистент режиссера я получила в 1960 году на съемках фильма «Роман и Франческа», который снимали на Кавказе и в Одессе, - продолжает Раиса Антоновна. - Мне надо было следить за реквизитом, размещением и перемещением по площадке людей и т. д. И главное - поменьше разговаривать. В хороших съемочных группах друг друга понимают без слов».

На роль советского моряка Романа Раиса советовала утвердить работника сцены из Львовского театра им. М. Заньковецкой Славу Сумского - отца актрис Ольги и Натальи Сумских. Она как-то видела его во время поездки во Львов. А в роли итальянской девушки Франчески кто-то из группы предложил снять Аллу Балтер. Но потом пришли к выводу, что оба кандидата - слишком красивы. И в фильме играли студент 3-го курса института им. Карпенко-Карого Павел Морозенко и Людмила Гурченко.

«Люся тогда была очень доброжелательной, милой и веселой, - говорит Раиса Антоновна. - А девчонок, своих ровесниц, почему-то называла «бабушками». Когда между съемками мы пошли на пляж, она посмотрела на мой скромный ситцевый купальник и говорит: «Бабушка», неужели ничего лучшего не нашла?» Отвечаю, что нет. На следующий день она подарила мне розовые трусики и собственноручно сшитый из розовой в рисунок ткани бюст-гальтер. Я была потрясена».

Волосы у Гурченко всегда были «жиденькими», поэтому она с самого начала снималась в париках. Сама говорила, какой парик нужен для роли, какое платье. Чаще всего наряды сама себе и шила.

Любила Люся и похохмить. Как-то в солнцепек недалеко от моря снимали сцену, в которой она (Франческа) съезжает с горы на велосипеде. Девушки - ассистент режиссера, костюмер, гример - изнывали от жары. «Что, «бабушки», пригорюнились?» - спрашивает у них Людмила. Сказали, что несправедливо - рядом море, а на пляж пойти нет возможности. «Хорошо, сейчас такая возможность будет, - пообещала Гурченко. Пошла в очередной раз с велосипедом на горку, разогналась и... упала. Заохала, схватилась за колено, простонала, что надо полежать. И весело подмигнула «бабушкам». На съемочной площадке объявили перерыв - все желающие пошли на пляж.

Позднее Гурченко еще несколько раз снималась на киностудии им. Довженко. Но она уже была другой. Милая и веселая Люся превратилась в амбициозную звезду.

Дед Синай и птицы

С семьей в Италии

Через несколько лет на Довженко снимали фильм «Трое суток после бессмертия» об обороне Севастополя. Масштабные съемки, много задействованных людей - ассистенту режиссера некогда было перевести дух.

Одна из добровольных помощниц - Анна Спиридоновна из Севастополя, - наблюдая за работой на съемочной площадке, спросила Тарасенко: «У тебя что, роман с Довганем (режиссер картины. - Ред.)? Смотрю, как только ты куда-то уходишь, он начинает искать тебя глазами». Раиса объяснила, что такова специфика профессии - быть рядом с режиссером. И загордилась - значит, удалось вклиниться в процесс. А съемки были непростые. Чего стоило только перебинтовать руки, ноги и головы колонне якобы раненых пленных солдат и моряков, которых немцы гнали на расстрел. Благо, рядом на практике были студенты из мединститута, они-то и подсобили. Предложил свои услуги и один из местных жителей - инженер, которому при взрыве в карьере оторвало ногу. Увечный «солдат» получился из него очень натуральным.

Снимался в фильме и семилетний Виталик из Киева. Он по сценарию жадно ел черную горбушку. Мальчишке часто приходилось обращаться к ассистенту режиссера, но ее имя давалось с трудом. То он называл ее «Алиска», то «Ириска». А потом решил, что произнес правильно - «Ралиска». С тех пор долгие годы Раису Тарасенко на киностудии так все и называли.

Если возникали какие-то проблемы на съемках, она часто отправляла на киностудию телеграммы. Иногда тексты были такими, что телеграфистки хватались за головы. К примеру, в фильме «Роман и Франческа» по сценарию все думали, что Роман погиб на затонувшем судне. Даже «знали», где его могила. Но оказалось, ему удалось спастись. В одной из сцен главный герой стоит у «собственной могилы». И когда рабочие по эскизу оформили «захоронение», в Киев полетела телеграмма: «Могила готова. Присылайте Романа».

Фильм «Скуки ради» по роману Горького снимали в 1967 году. Режиссер Артур Войтецкий для съемок выбрал с. Дружное в Винницкой обл., недалеко от своей дачи. В главных ролях сыграли Всеволод Санаев и Майя Булгакова. Дело было на провинциальной железнодорожной станции. Санаев, которого в шутку называли «Дед Синай», играл немолодого одинокого любителя птиц. Вся его каморка была заставлена клетками с пернатыми.

«Вначале казалось, что достать птичек несложно, - вспоминает Раиса Антоновна. - Я пошла на рынок и накупила канареек и щеглов. Но поскольку дед Синай в это же время снимался и в эпопее «Освобождение» в с. Новопетровцы под Киевом, то птицам надо было по 2-3 недели ждать его приезда. А я птицевод неважный, поэтому часть «поголовья» не доживала до приезда артиста. И план по пернатым я начала выполнять с помощью силков - попадались воробьи и скворцы. Но и их было мало. И в конце съемок сильно выручил реквизитор из Винницкого театра. Он был большим любителем птиц и привез на съемку своих пернатых».

Когда все сняли, осталась одна «закавыка». В финале главная героиня Арина от горя качается в зарослях ковыля. А в Винницкой обл. этого растения не нашли. Биологи подсказали, что ковыль есть только в заповеднике Аскания-Нова в Херсонской обл. И часть съемочной группы отправилась туда. Решили в дороге время не терять. Сложили полученные «суточные» и стали предварительно отмечать завершение съемок. Очень весело добрались до Херсона. Но в карманах было пусто. В гостиницу-то поселили в долг, а вот есть было не за что. И перевода из Киева надо было ждать несколько дней. «Мы были в шоке, - говорит Раиса Антоновна. - И я вспомнила, что в Херсоне на телевидении работает мой однокурсник по институту культуры, который я окончила заочно. Нашла того парня, дала адрес гостиницы и попросила принести еды. Он-то и спас от «голодной смерти» нашу съемочную группу. Зато сцена в ковылях получилась отличная. Как и весь фильм».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых