206

Нужна перезагрузка. Часть соцуслуг признали устаревшими и неэффективными

Нужна перезагрузка. Часть соцуслуг признали устаревшими и неэффективными
Нужна перезагрузка. Часть соцуслуг признали устаревшими и неэффективными Гугл Фото

Узкие места

На оказание социальной поддержки украинцам, нуждающимся в ней, идет четверть годового госбюджета. Но насколько рационально эти огромные деньги расходуются? Все ли они действительно помогают людям преодолеть житейские невзгоды? Обычному украинцу найти ответ на этот вопрос практически нереально – единых данных об этом нет, вся информация о помощи государства разбросана по разным ведомствам.  

Но за это дело взялись профессионалы. И Центр анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики провел исследование эффективности социальных выплат и услуг, предоставляемых украинцам. Как сообщает пресс-служба Офиса Президента, в рамках этого исследования были проанализированы 113 нормативных актов, которыми предусмотрена социальная поддержка для людей с инвалидностью, малообеспеченных семей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, семей с детьми и пенсионеров. Кроме того, было смоделировано 10 различных типов семей, которые могут нуждаться в государственной поддержке, и определено, какие виды помощи они получают в совокупности. Это дает возможность четко увидеть дисбаланс в поддержке различных категорий.

Например, люди с инвалидностью имеют право на почти 100 видов соцподдержки. Однако такое количество льгот и выплат не дает действенной и эффективной социальной защиты: многие из них являются фрагментированными, а некоторые – устаревшими. Например, это первоочередное право на вступление в кооператив или покупку товаров повышенного спроса, в частности, холодильника, телевизора или мебели. Дефицита с этими товарами давно нет, покупай, что хочешь – были бы деньги. Но это первоочередное право значится одним из 100 видов соцподдержки. А сколько еще таких «пустышек»?

Малообеспеченные семьи имеют право на 16 видов пособий. Но из-за сложного механизма расчета совокупного дохода помощь оказывается немногим из таких семей. Это объясняется еще и тем, что размер помощи непосредственно связан с уровнем утвержденного прожиточного минимума для отдельных категорий граждан, который значительно ниже фактического прожиточного минимума.

«Это исследование является не только важным, но и очень своевременным, поскольку ключевые выводы из него могут стать основой процесса бюджетирования социальной поддержки населения в 2022 году», – отметила заместитель руководителя Офиса Президента Юлия Соколовская.

Она выразила надежу на то, что эта аналитическая информация поможет в подготовке законодательных изменений в системе социальной защиты и выявит узкие места в государственной социальной политике.

Распыление бюджетных средств

Авторы исследования Владислав Иерусалимов и Дарья Марчак в своем «Анализе эффективности законодательного регулирования предоставления социальной помощи в Украине для целевых групп» обращают внимание на то, что украинцам предоставляется широкий спектр социальной поддержки, на которые приходится 25% средств госбюджета. Однако эффективность этих расходов ставят под сомнение многие исследователи и эксперты. Одной из ключевых причин неэффективности системы социальной поддержки они называют сложную законодательную конструкцию, которая приводит к многочисленным дублированиям инструментов соцподдержки, неравномерности уровня поддержки и значительного количества архаичных пособий. Кроме того, слишком много инстанций на разных уровнях оказывают помощь гражданам, что снижает координацию предоставления ее. Только на центральном уровне это 10 государственных органов, а на местном ориентировочно 12 типов учреждений. Такое большое количество поставщиков помощи может стать преградой для граждан в обеспечении их прав в социальной сфере. В общем, все как в пословице о семи няньках. 

В чем проявляется неэффективность помощи? Исследователи считают, что часть пособий являются очень мелкими и не могут иметь значительного эффекта для благосостояния семьи; часть - предусмотрена законодательством, но фактически не предоставляется, еще часть просто устарела. 

«Возможности для анализа усложняются тем, что в настоящее время отсутствует единый реестр пособий от государства, на которые могут рассчитывать различные категории граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, а также до сих пор не завершена подготовка единого реестра получателей социальной помощи. Информация о фактическом объеме предоставления пособий различных типов является фрагментированной: данных о стоимости для государства большинства пособий, предоставляемых в неденежной форме, и для многих видов поддержки в наличной форме нет в публичном доступе», - подчеркивают авторы. 

Например, люди с инвалидностью имеют право почти на 100 видов соцподдержки: примерно на 50 видов льгот, 30 видов денежных выплат и 17 типов соцуслуг. Однако есть такие выплаты и льготы, которые не помогают нуждающимся, а только являются распылением бюджетных средств. Среди льгот до сих пор есть право на внеочередную установку стационарного телефона. А отдельные виды поддержки, как, например, бесплатное предоставление автомобиля, получают очень немногие люди с инвалидностью. В 2020 году при том, что в спецтранспорте нуждаются 57,9 тыс. людей с инвалидностью, было предоставлено меньше сотни единиц его. В то же время некоторые виды пособий, несмотря на заложенные в бюджет средства, просто не пользуются спросом. Например, обустройство рабочего места для людей с инвалидностью. А  компенсация за санаторно-курортное лечение может предоставляться в размере 430 грн при стоимости такого лечения 7740 грн. Эффективна ли такая помощь?

По результатам исследования предложены рекомендации о более рациональном распределении средств соцпомощи: их должны получать нуждающиеся; виды поддержки не должны дублироваться; они должны быть ощутимыми, а не чисто символическими, для отчета, и среди соцусуг больше не должно быть давно устаревших или таких, на которые нет спроса. Есть надежда, что уже в следующем году социальная поддержка в Украине станет более продуманной и более эффективной. 

Кстати, каждая территориальная община может принять участие в пилотном проекте «Развитие социальных услуг» и получить для этого 2 млн грн от государства. Этот проект планировали внедрить еще в 2020 году, но из-за слишком сложных условий в нем не приняла участия ни одна община. В этом году Минсоцполитики упростило условия участия в проекте, и теперь на государственную помощь может претендовать каждая «громада», в которой есть хотя бы один специалист по социальной работе. Предусматривается возможность участия в этом проекте поставщиков социальных услуг государственного, коммунального и негосударственного секторов.

«Ключевые социальные услуги должны быть доступны человеку по месту его проживания - в территориальной общине. Мы понимаем, что на местном уровне не хватает квалифицированных специалистов и ресурсов для создания качественных социальных услуг, поэтому упростили условия участия в конкурсе, чтобы каждая территориальная община имела возможность получить государственную помощь на развитие социальных услуг», - говорит министр соцполитики Марина Лазебная.

На что могут быть потрачены эти 2 млн грн? Общины, которые примут участие в пилотном проекте, получат финансирование на внедрение ключевых социальных услуг: дневного ухода за детьми и взрослыми с инвалидностью и пожилыми людьми; сопровождения во время инклюзивного обучения; социального сопровождения людей с инвалидностью при трудоустройстве и во время работы; временного отдыха для родителей или опекунов, которые ухаживают за детьми с инвалидностью. 

Алла Рыбалко

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых